Неизвестная музыка. 2. «ТIТЛО»: Молитвы, не стихи
23 марта, 2012
АВТОР: Евгений Мещеряков
Цель проекта – сформировать по возможности полное представление о тенденциях, не являющихся преобладающими в российском музыкальном пространстве, но становящихся таковыми, учитывая их оригинальное наполнение и межкультурную значимость.
Проект ТIТЛО возник в начале нулевых в подмосковном Электрогорске из увлечения Александра Руденко русской церковной музыкой: «Я внимательно вслушивался в древние знаменные распевы Валаамского хора, параллельно ища в московских музыкальных магазинах что-нибудь фолковое. Шел 2000-й год, когда мне в руки попал один из альбомов Инны Желанной и группы Farlanders (экс-Альянс). На тот момент я был уже знаком с творчеством Желанной, но это были какие-то концертные редкости, причём в акустике. На купленном же диске я обнаружил трек, спетый одним из музыкантов группы, Сергеем Старостиным. Весёлый народный распев, призывающий славить Христа Воскресшего, положенный на гитарный «манчестер»! Старостин стал для меня открытием, толчком к творческой деятельности».
Со времени основания было выпущено два альбома – ЗАТИШЬЕ (МИСТЕРИЯ ЗВУКА, 2005) и ЛЕС (SHADOWPLAY, 2008).
Беседа с основателем проекта ТIТЛО Александром Руденко.
Летом 2007 года была анонсирована работа над новым материалом под рабочим названием “СОВЕСТЬ”, однако до сего времени полноценного лонгплея не появилось. Скажите, пожалуйста, продвигается ли сейчас эта работа? И не связана ли эта долгая задержка с одной из базовый констант андеграундной русской музыки, превосходно выраженной в середине 80-х на вопрос о том, чем занимается Звуки МУ, Мамоновым: “Пишемся”?
Скажу больше, коллектив с момента первого выступления 13 ноября 2004 года находится в стадии зарождения и постоянной трансформации. И это очень серьезно. Мы принципиально не стремимся встать на профессиональные рельсы и жить исключительно музыкой как материально, так и в пристрастиях. Дело в том, что мы люди среднего возраста и наш юношеский угар остался на фестивальных площадках Московской Рок-Лаборатории еще в начале 90-х. Сейчас другое время, мы изменились и уже не стремимся к глобальным завоеваниям, скорее нам интересно удивлять. При наличии Интернета писать в стол априори не получается, плюс после выхода первого CD, ТIТЛО находится под прицелом музыкальных журналистов и даже радиоведущих тематических программ на центральных рок-станциях страны, что позволяет нам все-таки не превратиться в затворников.
Возвращаясь к вопросу о новом альбоме, скажу, что работа временно заморожена, о причинах говорить не буду, скажу лишь, что основная запись пришлась на 2010-2011годы, записано пять треков, некоторые из которых выложены в социальной сети ВКОНТАКТЕ. На новый трек «Соль Земная» смонтирован клип. Для клипа использовалась видео нарезка из документальных фильмов режиссера Сергея Лозницы.
Ну вот еще поучаствовали в сборнике каверов, посвященном легенде сибирского рока ЧЕРНОМУ ЛУКИЧУ, переделали его трек «Осень». В записи кавера нам помог постоянный участник московских групп РЕГИОН -77, ВИС ВИТАЛИС, гитарист Андрей Гаврилов.
В творчестве ТIТЛО одним из важнейших вопросов представляется вопрос о форме и содержании, насколько они, на ваш взгляд, органично соответствуют друг другу и не возникает ли при этом противоречия, т.к. беря вполне традиционные вещи с народным стихосложением и ритмическими повторами, вы все это упаковываете в обертку электронной музыки?
А что остаётся делать, когда, по сути, рок-музыка умерла и все сыграно по тысячу раз? Выход пока один: синтезировать и заниматься эклектикой. Тем более мы на ниве фолк-синтеза не пионеры. На западе фолк давно осовременили, у нас тоже не стояли на месте в 70-е «Песняры», на рубеже 90-х «Калинов Мост» и уже с конца 90-х прогрессивные Farlanders и электронная «Волга». Мы же просто взяли то, что нам всегда было близко: гаражный рок, пост-панк, индастриал, и соединили все это с внутренними переживаниями, которые на выходе обрели форму, стилизованную под русские фольклорные традиции.
Недавно в одном интервью Сергей Старостин заметил, что современная форма убивает аутентику в первую очередь из-за квадратной ритмичности электронной музыки. Я, конечно, согласен с этим, русская аутентика не имеет четкого ритма, все плавает в ней, и только на первый взгляд она кажется простой. Русские менее ритмичны даже близких им сербов и болгар. Но можно сделать все куда аккуратней, используя шумы, эффекты, не навязчиво, а в дополнении. Мы не сталкиваемся с противоречиями, так как не используем аутентичные тексты, хотя и планируем в новом альбоме сделать один подобный трек. Это будет переработка старой казачьей песни, посвященной Емельяну Пугачеву: «Нас пугали Пугачем». А казачий фольклор, как известно, очень ритмичен, под него не усидишь.
Ваши две пластинки отличаются по звуку друг от друга. Если первая содержит элементы психоделического рока, успешно перенесенные на русскую почву Егором Летовым на рубеже 80-90-х годов, то вторая – более танцевальна и ритмична. Можно ли сказать, что ваш метод – это авангард в его понимании начала XX века, когда Гончарова, Ларионов – у нас, Пикассо и другие кубисты во Франции черпали вдохновение в архаике, привнося ее элементы в современную жизнь. И в таком случае, понятна эта эволюция между двумя пластинками от уже пройденного к чему-то новому?
Мы не ставим целей просветить публику, воспитать её. Мы создали некий «Живой Журнал» под названием ТIТЛО, куда заносим свои мысли и переживания. Это сейчас для нас главное. В создании пластинок нет особой эволюции, просто каждый альбом должен отличаться от другого – это наша позиция. Мы независимые музыканты и не боимся коммерческого провала, делаем, что хотим и как хотим в зависимости от своих вкусовых приоритетов на данный момент времени.
Как правило, после выхода CD, идеи и переживания долго не отпускают. Нужно время на перестройку, то есть время тишины. После чего демо-материал пересматривается и изменяется, пока не появится некий стержень для будущих стилистических и технических конструкций. А иногда записанный материал полностью заменяется новым. Пока что работа в студии для нас гораздо интересней живых выступлений.
Многие ваши песни, как и положено народной музыке, посвящены природным явлениям и смене времен года.
У нас нет воспевания природы с языческих позиций обожествления, скорее христианский подход, природа для человека, а не человек для природы. И никаких там заговоров на весну и лето, хотя, конечно, законы, по которым она существует, еще никто не отменял. Все эти треки, скорее, болевые точки, где внутренняя борьба запараллелена с происходящими в природе процессами. Весна так или иначе уничтожит всю ветхость и вымышленность снежных вершин, а осень заставит беззаботного человечешку вспомнить, что мир бренен и несовершенен.
На вашей второй пластинке присутствует трек “Не забыли поля”. Расскажите историю его создания и чей голос звучит в этой записи. Как я понимаю, он записан в одной из фольклорных экспедиций?
Звуковое оформление трека было взято из «обрезков», оставшихся от первого альбома. Некая наработка, которая в итоге пригодилась. А голосовой файл действительно скопирован с оцифрованных записей этнографических экспедиций 60-х — 70-х годов прошлого века. Есть у нас один знакомый, который занимается реставрацией и оцифровкой этнографического материала, он то и поделился информацией. На треке дедушка, глубокий старик, из старинной старообрядческой общины, рассказывая о древней манере исполнения церковных песнопений (знаменный распев), потихоньку уходит от основной темы и углубляется в свою биографию. Очень интересная запись, а главное она минут на 40, но пришлось подрезать и дополнить её шумами и эффектами. Получился, по слову музыкального журналиста Андрея Бухарина, русский народный индастриал.
Кто еще вас вдохновляет в ваших духовных исканиях? В этом ряду одним из первых, видимо, стоит назвать Егора Летова.
А духовные искания как раз и закончились с появлением ТIТЛО, наступила определенность и время, когда нужно расти и возрастать. Сложное время, много сил для этого необходимо. Интересно искать, рыться, сравнивать, а вот когда уже понял, где она – правда, и как её зовут, то тут уже надо прикладывать усилия для того, чтоб соответствовать замыслу, а это любому сложно. Тут как у Летова, вроде вокруг простая «жизнь течет ан нет», идет полномасштабная война и нельзя терять концентрацию. Летова и уважали мы всегда за постоянный поиск правды и жизни по совести. Конечно, мне не близок его юношеский дестрой, но то, к чему пришел Игорь Фёдорович, а это «Вселенская большая Любовь», очень близко и нам. Летов, наверное, немногий из плеяды русских рокеров, разбиравшийся в тенденциях современной западной независимой музыки. Сейчас это редкость.
Мы тоже следим за новинками и, наверное, последние восторги мы испытали от прослушивания британцев THE KILLS и еще одних блюз-панкеров THE DEAD WEATHER.
У Летова было отчество Фёдорович, а не «Иванович»… Исправьте эту оплошность
Грибник, спасибо за бдительность, исправили.