Легенды мирового эзотерического андеграунда и дарк-амбиента зачастили в Москву

На концерте Lastmord. Фото: Chris_Carter_ / Flickr.com
На концерте Lastmord. Фото: Chris_Carter_ / Flickr.com

«Что-то происходит в России». И довольно интересное происходит, несмотря на то что ничего интересного в это самое проклятое время происходить не должно, ну во всяком случае так нам сообщили астрологи, герметики, индейцы майя и гностические каббалисты под чутким руководством бодрого старикана Лайтмана. Смотрите сами, искусства мертвы, всякое проявление пресловутого величия духа человеческого отображено лишь в социальных протестах, кои никак на бунт «бессмысленный и беспощадный» не тянут, а являются хорошо срежиссированной и доведенной до «определенного уровня» (новыми профессионалами, крепкими офисными парнями с прищуром офисного-же рейхсфюрера господина Навального) пиар-акцией. Забавная эта порода все-таки, не буду разбрасываться карикатурками, вы все их прекрасно знаете. Но речь в конечном счете не о них, а о том, что пространство-то действительно мертво. Там, где по сценарию боженьки идти должно такое вот веселое действо из Овидия (когда резвящиеся фавны в зеленых рощах изливают искрящееся вино, непринужденно совокупляясь при этом с прекрасными нимфами, и все бытие такое расслабленное и жизнеутверждающее, как в фильмах студии Довженко), на деле – суровый шведский минимализм: морозно, сыро, не хватает лавандоса, неврозы, проститутки убегают по утру, прихватив твой мобильник и томик Фромма почему-то, тяжелый смог, от которого всякий раз тянет блевать, и рефреном Владимир Нежный – группа «Фабрика Переделок». Заместо смешливых фавнов у нас получается сообщность переделанных с той самой фабрики, хоровод лысеющих кадавров, безнадежно неживых, но хорохорящихся. кадавров, и надо отдать им должное, не растерявших и не расторчавщих куража времен былых, времен удалых, и, как оказалось, только они и способны хоть как-то оживить столь дохлую и претенциозную «атмосфэру».

Да-да, я говорю, в частности, о кадаврах мировой индустриальной и дарк-амбиент сцены. Ну кто еще способен расшевелить дохлую медузу московско-питерской околобогемной братии? Пошевелить черным стэком слоновой кости в хлюпающем желе? Так, чтобы масса активизировалась и начала усиленно пучиться, имитируя жизнеактивность? Конечно, Вася, на роль которого назначается бодрый старикан Брайан Вильямс (он же Ластморд), который уже лет 15 не выходил из подвала своей студии, заставленной модифицированными амплифаерами и другими причудливыми звуковыми агрегатами непонятного происхождения, с помощью которых он паучит свои гротескные измученные треки, увязший, как Маугли в лианах, в сплетениях проводов. В интервью мэтр шума сетует на отсутствие понимания со стороны андеграунда и на дурацкую привычку слушать его материал на дерьмовой аппаратуре. Ну что-же, вполне оправданные опасения. В Москве с аппаратом все замечательно, да и андеграунд приметил. Правда, как уж заведено, людям английского качества, к которым, несомненно, относится старина Вильямс, очень непонятен этот самый российский андеграунд, состоящий в основном из офигевших от наркоты стареющих мажоров (с извечной сумасшедшинкой в маслянистых глазках, ставшей брендовым знаком этой бешеной породы) и малопонятных дельцов, ищущих малопонятные гешефты в малопонятных же вещах, которые по малопонятным причинам так и не извелись в девяностые.


Брайан Вильямс, Lastmord. Фото: Incubate Festival / Flickr.com

Настоящий андеграунд для джентльмена – это scum, и никак иначе. Впрочем, небольшое количество незначительных разночтений культурных предпосылок и кодов никак не могли помешать суровому дяде помузицировать в Москве. Жалко на концерт не попал, живу в далекой провинции, однако же с отзывами ознакомился. Все было достойно, даже более того. Да я и не сомневаюсь. Тем более вторым номером на этом мероприятии проходил небезызвестный любитель космической темы, кудесник аналоговой электроники Массимо Магрини, более известный по именованию своего основного проекта «Bad Sector». Это снова мэтр и снова позабытый, позаброшенный. Писал лихо, но быстро исписался, хотя скорее всего просто ленится, как и все мы. К тому же средиземноморский климат обладает таким вот усыпляющим свойством, все талантливые люди в этой части планеты с демонической обреченностью год за годом лишь курят наркотики и смотрят в окно. Творить становится как-то глупо, нелепо что-ли, как делать секс – все эти всплески, выбросы энергии – по сути ведь сплошной анахронизм.


Bad sector, Массимо Магрини. Фото: GAndy_EA / Flickr.com

В контактах каких-то очередных прочитал я у пубертатных русских индустриальщиков:

«Раньше было «Драгс, Секс, Рокнролл», а теперь «Чай, мастурбация и Funeral Doom»»

Подпишусь под каждым словом, юнцы – молодцы, научились формулировать!

Так вот, о Магрини, с учетом того, что на «моем районе» я, наверное, единственный пацан, знакомый с его творчеством, предположу, что основная концентрация любителей галактического шума, производимого итальянцем, располагается на территории бывшей Красной империи, унесенной, как известно, в небо. Что само по себе символично. Легендарная советская космическая программа – это чертовски романтиш. Суровые парни в тесных скафандрах. Хоть гагаринского прищура и не видно из-за нагромождения стальных пластин скафандра «Воркута», но это обаяние участника последнего полета… Всепроникающее, как гамма-лучи, неземное обаяние, проецируемое в яркое свечение, как в старых советских фильмах о завоевании Марса. «Дознание пилота Пиркса» – это и дознание программиста из Пизы Магрини. Ибо все мы хотим знать, откуда у итальянского хлопца вот эта вот космическая грусть? Почему никто из местных умельцев не создал ничего достойного легендарного «Космодрома» с его запредельными звучками стартующей ракеты, обратного отчета, сэмплами переговоров космонавтов на тему открытия-закрытия люков и стыковки. Ах, Байконур шестидесятых, вот они стоят, эта стайка в полосатых (майках?), космических ребят.

То, что у нас все в порядке с приключенческой романтикой, мы уже поняли. Это была экзотерическая часть, а что же с эзотерикой?

На Шаляпина билеты
Достают одни счастливцы.
Здесь же можно за полтинник
Вечность щупать за бока.

Это Саша Черный писал совсем о другом времени, однако людишки-то все те же, ну и квартирный вопрос, конечно, куда уж без него.

Это вообще-то было весьма нетолстое вступление во фрейдистский, по сути, анализ феномена безграничной любви жителей России к творчеству столпов английского эзотерического музыкального подполья (о! чтобы не повторятся с андеграундом) – группaм Current 93 и Psychic TV. Итак, душка (будем на Вы? хотите пуэрчика?) дорогой российский индустриальщик, располагайтесь поудобней на кожаном диване и ответьте мне на милость, чем вам так нравятся эти вот две группы? Нет, не подумайте, я сам их нежно люблю, но вот откуда эта воистину восточная, варварская преданность? Чем же охмурили девятнадцатилетнего жителя Химок мертвые коптские котики манерного английского джентльмена Дэвида Тибета? Откуда у девушки из Краснодара столько пиетета к силиконовым сиськам Пи-Орриджа? Или скажем так – есть ли за этим влечением хоть что-то, кроме нездоровой тяги к гендерной вивисекции? Вот известный математик Миша Вербицкий недавно написал в своем блоге, что дескать радость какая – отыскал неизвестный бутлег Psychic TV какого-то мохнатого года! Ну Мишу-то понять можно, у него многолетний опыт прослушивания всякого рода непонятных простым русским людям шумов – заковыристые математические аллюзии, неурядицы с бородой наконец… А вот юная дева? Хммм.


Current 93, Дэвид Тибет. Фото: simovalley / Flickr.com

Проблема еще и в том, что повестка дня совсем другая, сейчас отнюдь не времена, воспетые любимой мной Throbbing Gristle, из шинели которой и вышли Current 93 и Psychic TV. Телемиты, тантрические практики ваджраяны, Циклон-Б, все эти милые сердцу каждого депрессивного мутанта понятия, увы, унеслись куда-то в запредельные дали, вслед за Красной империей. Кеннет Энгер ставил свои «Фейерверки» в году, когда бабушки некоторых ценителей еще не родились. И тут дело даже не во времени. Как это принято говорить в фэнтэзийных сагах, «магия уходит из мира». Вот именно так, мир становится меньше, сжимается, как горло повешенного, под гнетом неумолимый удавки – глобализации и технического прогресса, и теряется нечто элементарное, сама основа, флюидность творчества, если хотите.

Посмотрите Current 93 на сцене сегодня, это действо скорее напоминает концерт провинциальной ирландской фолковой группы, нежели выступление королей эзотерического авангарда. Тибет рассупонился в кокетливой рубашечке, с ним на прихвате хаерастые музыканты, адепты академической школы, никаких тебе безумных перформансов, куриц на сцене, оккультных одежд в стиле брата Пердурабо. Публика выглядит достаточно забавно, в основном, конечно, все те, которых неудавшийся оппозиционер Немцов называл «сраными хомячками» (при этом опираясь на них же как на собственный электорат), не берусь точно цитировать, но смысл был тот. Хорошие парни, в общем, собрались на концерт Current 93, хоть в разведку иди. Все чинно так, «в соответствии с европейскими стандартами». И волки и овцы в полном порядке. Идет честный чес, не мешайте! «Группа «Земляне» приехала в Краматорск!»


Current 93, фото: rathergrim / Flickr.com

Ну может так оно и надо, скажете вы, все же постарели, остепенились. «Когда-то ты был битник, ууу-уу-уу». Нет, такие отмазки не катят, мне кажется. Именно нечто важное уходит из мира, спросите индейцев Майя – они вам расскажут. Помню, присылали мне ролик, где Дженезис Пи-Орридж приходит в антикварный магазин с намерением сдать на реализацию тибетскую ритуальную кость (одну) для практики «Чод». Продать, сразу оговорюсь, с некой благородной целью (деньги нужны на праведное). Тут есть два аспекта: 1) само решение избавится от столь ценного предмета говорит о том, что у Дженезиса Пи-Орриджа в общем нет материальных привязанностей, на предмет отказа от которых и практикуют Чод, правда не совсем понятно, зачем нужны деньги ночью и на кладбище? 2) деньги все-таки Дженезису Пи-Орриджу нужны, иначе он бы не продавал милые сердцу предметы и не ездил бы с концертами в сомнительные варварские метрополии.

Это я все к чему? К тому, что я не уверен, что Дженезис Пи-Орридж вообще хочет куда-то выходить из дома, не то что там концерты давать, но это мое субъективное такое восприятие его непростой личности, тут уж ничего не докажешь.


Дженезис Пи-оридж. Фото: Andrea Marutti / Flickr.com

И все-таки очень забавно наблюдать за всем этим. Русскую публику развлекают кадавры. Очень милые, трогательные, по-своему обаятельные, но кадавры. Вообще мертвечина поразительно поднялась в цене в последнее время. Это тоже своеобразный феномен, да. Наверное, это резонирует эхо рухнувшей берлинской стены или отошедшие генсеки приходят к нам ночью в результате радений жрецов городского вуду. Президент, обожающий замшелую полудебильную группу Deep Purple. Тото Кутуньо, сопящий что-то невнятное в Кремле. Весь этот паноптикум выживших из ума, парализованных героев эстрады 80-х с канала Ностальжи – это же позор, как говорил Швондер. Ностальжи гораздо хуже педофилии или пропаганды гомосексуализма в Петербурге. За проявления Ностальжи в любом виде надо сразу расстреливать, сразу, без суда и следствия! Очень надеюсь, концерты в России пионеров индастриала не явление того же порядка. Иначе, ребята, дела совсем плохи.

Раньше я иронизировал: дескать, неплохо было бы сделать концерт Башлачева с Янкой в Москве. А теперь моя ирония приобретает совсем уж зловещий смысл! Такое, в принципе, возможно, и не в формате «Шапито-шоу», нет, не нужно нам эрзац-звезд наподобии Цоя из Лонг Айленда, все будет взаправду. Щемящие тени, гитарный надрыв, время повернуто вспять, «вставай, мой Голем, вставай»!

комментария 2 на “Блуждание кадавров по холодной Москве в эпоху позднего Тото Кутуньо”

  1. on 27 Апр 2012 at 10:41 пп anx

    Интересное наблюдение. Искусство, особенно музыка – это дрожжи наших эмоций. Попали на плодоносную жилу – взрастили пищу духа. По душе пришлось – сработал рефлекс удовлетворения, по Фрейду. Суть появления кадавров — в животрепещущей «жиле» русской. Кровушки в натуре давно не пили дома. А тут ее немерено. Про зомбирование на уровне сознательного восприятия через композиции низкочастотных звуков и резонансов – позаботятся программисты.
    «Ностальжи гораздо хуже педофилии или пропаганды гомосексуализма в Петербурге.» Вы погорячились, как и с «На Шаляпина билеты Достают одни счастливцы..»
    На шаляпина ходили, но кто и сколько их? Пример Вертинского, выписанного по указанию ИВС из Китая – нагляден. В Шанхае он имел 20 концертов против одного шаляпинского.
    Пиркс – да, это дорогое и сильное чувство к космосу, самоконтролю там, где роботы не могут. Из нас же – готовят духовных роботов, настроенных на волну управления от рубиновых звезд. Андерсон отдыхает со своей примитивной свиристелкой…
    Берегите Ваенгу.

  2. on 14 Май 2012 at 1:39 дп John Folker

    Добротный лексикон автора загромождает суть.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: