Доктрина Монро
7 мая, 2013
АВТОР: Владимир Видеман
Все хорошо знают, что творческие люди часто бывают со сдвигом. Чем ближе к гениальности — тем сильнее сдвиг. Этот сдвиг — плата за талант. Ибо без сдвига будет не творчество, а рутина, банал. Неудивительно поэтому, что сама по себе творческая прослойка общества, богема, всегда была так нестандартна, криклива, ярка и эпатажна. Креативность требует свободной воли, ощущения уникальности и нескованности. Но иногда, при неблагоприятном стечении обстоятельств, эта нескованность может обернуться полной отвязанностью. Есть такие профессиональные риски. Для их купирования в Санкт-Петербурге уже много лет назад создано профсоюзное объединение инвалидов умственного и творческого труда «Лукоморье-2», которое курирует на общественных началах известный питерский авангардист Сергей Бугаев-Африка.
О такой инвалидности Сергей знает не по наслышке. Еще в бытность свою помощником депутата-правозащитника Юрия Щекочихина, он, осуществляя социально-исследовательский проект «Крымания», отлежал несколько месяцев в крымской психушке, получив уникальную возможность прямого погружения в опыт анормальной нормальности. Эта отлежка пробудила в Сергее интерес к человеку в философском смысле, и к антропологии — в частности.
Недаром другой общественный проект Бугаева-Африки — Институт Новой антропологии, где слово «антропология» понимается, прежде всего, как «антропология творческой личности». Тут читают лекции известные исследователи и ученые, духовные лица и люди творческих специальностей. Задача института — выявить критические точки современного развития: как общественно-культурного, так и эволюционного. Разумеется, такой Институт может возглавить только Председатель Земного шара, каковым Сергей Бугаев и является по инициатической линии, идущей от самого Хлебникова.
Культурно-терапевтическая деятельность Председателя Африки не всем по душе. В богемной среде — свои амбиции, спору нет. Но меня больше всего поражает готовность «масс» (с уважением отношусь к людям, поэтому беру этот термин в кавычки) поверить в откровенную телегу, типа Сурков заказывал через Африку, за большие деньги (кажется, там о десятках тысяч долларов речь шла) порносцену на лидеров оппозиции в исполнении Владика Монро! Я вполне допускаю, что Владик мог рассказать такую историю, будучи в грустном состоянии.
И сказал царь:
— Озолочу!
— Отойди, не заслоняй мне солнца, — ответил философ…
Владик ведь точно так же сообщал из Камбоджи (можно порыться в его фотоархиве на фейсбуке) год назад, что его картина, где изображена собака Броня в позе буддийского божества на царском троне, арестована местной полицией. За якобы оскорбление чувств верующих, поскольку собака считается в кхмерской культуре животным нечистым, и изображение ее в образе божества аналогично изображению, скажем, пророка в облике свиньи (извините за аналогию). Это грозит то ли сроком, то ли крупным штрафом. Сам художник взят под стражу в отеле. Полиция дежурит на выходе со двора. И вот Монро думает: бежать ли ему, бросив картину, в аэропорт или остаться вместе с картиной и напрячь российские дипслужбы? Как-никак, неужели можно человека вот так просто опустить на пустом месте из-за какой-то картинки с собакой?
А теперь оказывается, что таки-да, камбоджийские власти — в самом деле, часто несправедливы к россиянам! До сих пор не ясно, чем закончится дело привлеченного к суду за «фейерверк» скандально известного олигарха Сергея Полонского. Напомним, что последний был арестован в новогоднюю ночь властями Камбоджи по обвинению в угоне принадлежащего Минобороны страны судна и захвате его экипажа в заложники. В действительности же Полонский легально арендовал судно, вместе с командой, через своего русского бизнес-партнера и утверждает, что был задержан у побережья страны военным катером за слишком сильный фейерверк, которым он с друзьями отмечал канун Нового года.
Сейчас Полонский подается рядом СМИ как соучастник Африки в принуждении Владика к порносъемкам, якобы по заказу Суркова: мол, кто не с нами — тех сожгут, повесят, заморят! Вполне допускаю, что именно в таких выражениях мог идти разговор. Но ведь это был неформальный разговор, образный, эмотивно акцентированный, типа «мы всех замочим». Почему нет? Например, покойный Тимур Новиков, основатель питерской Новой Академии Искусств и друг как Африки, так и Монро, открыто призывал художников писать доносы на московских концептуалистов, но ведь ни у кого не хватит ума обвинять его в доносительстве властям на диссидентствующую богему!
Владик, в самом деле, приехал в Камбоджу по приглашению обоих Сергеев, Бугаева и Полонского: подлечить нервишки, поправить здоровье. У Полонского на острове для этого есть все условия. Но по каким-то причинам художник не нашел общего языка с олигархом. Ведь тот тоже человек талантливый и крайне амбициозный. В этой ситуации Африка вынужденно играл роль своеобразного буфера между двумя гениальными личностями, принимая на себя рикошетные удары с обеих сторон.
В результате, как писал Владик, он остался в Камбодже без средств к существованию. Но это было прежде всего следствием его отношений лично с Полонским, а не по прихоти Африки или якобы сгоравшего от чувства личной мести Суркова. Да ведь чтобы сегодня художнику получить госзаказ на тридцать тысяч зеленых… Мыслимое ли дело? Тем более что образ Монро мало убедителен для широких масс. Зачем тогда деньги тратить? Не следует переоценивать отношение чиновничества к общественной роли современного искусства.
Предполагать, что Полонский выполнял заказ Суркова, а раз не выполнил — так сел в камбоджийскую тюрьму? Тут даже не о чем говорить. Я был в это время и в Сиануквиле, и на самом острове, так что собственными глазами видел развитие ситуации. Поэтому абсолютно убежден, что кремлевская администрация к казусу Полонского в Королевстве Камбоджа никакого отношения не имеет. Так же, как и к несчастному случаю на Бали. Люди, хорошо знающие Владика, вряд ли будут сомневаться, ЧТО, с наибольшей вероятностью, послужило причиной трагедии в злополучном бассейне. Но выстраивать вокруг этого какой-то конспирологический заговор я бы не стал. При этом богемная версия — царедворец, авантюрист и мошенник губят артиста по прихоти тирана — вполне жанровая. Она так и просится на карандаш. И это тоже нужно понимать. Как и то, что Африка давно работает с психотерапевтическими методиками на стыке искусства и медицины. И пациентов у него — далеко не один Владик…
Могу засвидетельствовать, что во время событий вокруг Полонского в новогодние праздники, связанных с его арестом по обвинению в захвате судна и заложников, Сергей действовал наиболее собрано и целенаправленно из всех вольных и невольных свидетелей ситуации. Дело в том, что еще за пару дней до злополучного фейерверка олигарх погрузил на нанятое им судно значительное количество антикварной мебели и дорогостоящей аппаратуры, чтобы отвезти все это на один из отдаленных островов, где и должно было состояться празднование Нового года в присутствии избранных гостей. Но, в силу рокового стечения обстоятельств (неожиданное исчезновение олигарха с судна, отправившегося покататься на гидроцикле и затерявшегося в открытом океане, в сочетании с предштормовым волнением и обрывом якоря), яхта до пункта назначения не дошла и вернулась назад. Без Полонского.
Африка, пытаясь купировать начавшуюся панику, посоветовал персоналу виллы разгрузить шхуну и отправиться на поиски олигарха налегке. Однако охваченные растущим беспокойством люди слушать его не стали. В результате груженое судно, среди ночи, вновь вышло в море. Полонский обнаружился на одном из островов архипелага. Но вследствие последовавшего на следующий день задержания судна, сопровождавшегося до сих пор до конца не выясненными обстоятельствами, весь ценный груз пропал. Восток — дело туманное… Хорошо, что сам корабль не превратился в «Летучего голландца»! А ведь прислушались бы к советам Африки — этих потерь (до миллиона долларов, по оценке самого Полонского) можно было бы избежать. Как и многих других неприятностей вокруг этого новогоднего кейса…
Примечательно, что последняя роль великого артиста (сейчас эту уже для многих очевидно) Влада Монро была посвящена шекспировскому персонажу Полонию. И полное тождество с творческим ником Полонского здесь далеко не случайно. В этой работе артист продолжил свой внутренний диалог с олигархом, пытаясь, посредством магического перевоплощения, «эмансипативно пережить» глубоко волновавшую его тему гениальности и сумасшествия, радикальной порочности и высшей святости.
Ведь шекспировский Полоний, один из персонажей «Гамлета» — это классический образ изворотливого царедворца с личиной мудреца. Интриги, лицемерие и хитрость — норма его поведения:
Держи подальше мысль от языка… Сбирай все мненья, а свои храни… Шей платье по возможности дороже…
Интересная тема, многогранная. Полоний как бы случайно убит Гамлетом в дворцовых разборках. В момент смерти царедворец получает озарение, что он и есть настоящий король…
Монро, конечно, верен себе и извлек из классической истории крайне знаковый типаж: Полоний — это анти-Гамлет, гностический борец с тиранией предписанного порядка, враждебный вихрь в мире банального орднунга. Причем театральный перформанс Влада проходил во времени синхронно с перформансом его тайного метафизического визави в другом королевстве, на другом конце Света. И финал этой параллельной драмы оказался по-настоящему драматичным для обоих актеров.
Обо всех этих событиях я только что закончил документальную повесть в жанре русского психоделического реализма. Но это — уже совсем другая история…
Могу засвидетельствовать, что во время событий вокруг Полонского в новогодние праздники, связанных с его арестом по обвинению в захвате судна и заложников, Сергей действовал наиболее собрано …
Ради этих строк писался материал.
Кто против?
peremeny превратились в lifenews. очень жаль