Ночью… и днём…
1 ноября, 2015
АВТОР: В.М. Зимин
-
«Всем известен закон взаимного порождения, а вот
смысл и значение взаимного преодоления не понимает
почти никто… Если нет преодоления, то становится
невозможным и порождение. Это закон…» Чжоу Шэнь-чжай
«Вверху и внизу существует 9 отверстий, а с внешним
миром человеческий организм сообщается через
84.000 пор. Все они представляют собой двери и врата
организма… Точка жэнь чжун, основание носа, – центр
человека…» Собрание наставлений врача из У
О моих путешествиях в Тай Цзи довольно подробно говорится в «Записках неофита…». Но этот текст я не стал туда помещать, там и без того 21 глава, уже книга. Есть и ещё один повод для выноса «Ночей…» в «Бездорожье». Это действительно бездорожье – «Великий Непроезжий Путь». А потом, мне просто стало стыдно ныть и жаловаться чуть ли не в каждой главе «Записок…», рассказывая о трудностях Пути.
Но он действительно труден. И опасен! А потому я и считаю своим долгом и обязанностью предупреждать об этом; кроме того, бездорожье – самое подходящее определение для моих скитаний в одиночку в поисках хоть какого-то следа или тропки, ведущих в нужном направлении. Это как в лесу: есть вход, тропинка, идёшь-идёшь, и вдруг она теряется, начинаешь кружить, что-то нащупаешь и опять идёшь… тупики, буреломы, ещё какие-то препятствия, в общем, – бездорожье.
Зачем это? Какой в этом смысл? Ну, самый близкий и для всех понятный и очевидный – последние 16 или 17 лет я спокойно обхожусь без таблеток и без докторов, диет никаких, питаюсь чем придётся. За это время я не съел ни одной таблетки и, как выбросил очки в 2006-м, так и до сих пор их не ищу, хотя читать последний год стало труднее, тут ещё и интернет «руку приложил». Это, согласитесь, весомая плата за мои лишения, тем более что среда вокруг становится всё более опасной и непредсказуемой, а современная медицина давно сбежала от Гиппократа, стала коммерчески-ушлой, дорогой и неприятной в общении. Уже поэтому, хотя оно не главное, я готов рисковать и терпеть дальше.
Вот хроника одной из недавних ночей.
23.20 – укладываюсь спать; подключаю Наблюдателя и где-то около полуночи ухожу в сон.
2.22 – просыпаюсь от того, что левая стопа – холодная полумёртвая деревянная колодка, там застой ци. Правая гораздо лучше, но застой есть и там. Это новость: долгое время намного хуже дело обстояло с правой стопой – подошвой и щиколоткой. Там даже сохранялась болезненная припухлость, она есть и сейчас, но уже мало заметна. Около получаса стою в У Цзи, стопы-икры почти сразу задышали, соль и онемение прошли. Укладываюсь, засыпаю…
3.53 – пробуждение от тех же ощущений, опять слева, справа – тепло. Я полусонный, но поднимаюсь и снова 15-20 минут в У Цзи. Стопы опять приходят в норму почти сразу, но я продолжаю, добиваясь гарантии поспать. В мозгу: «Удастся? – Не удастся?»…
4.50 – толчком просыпаюсь: в общем, не очень удалось. Всё повторяется. В У Цзи минут 15. Засыпаю…
6.36 – снова пробуждение и очередной сеанс в У Цзи. Засыпаю…
7.27 – проснулся. Подниматься не хочется, лежу в полудрёме, икры болят, стопы немые и деревянные. Что ж – «Подъём!». Гляжу на часы – 7.40. Опять 7.40! (см. «Записки… 18. Ожидание). Так сколько же я спал? Считаю – выходит 4.5-5 часов. Мне, в общем, хватило, но неуютно, почти плохо. Когда случается такая ночь, бывает, думаю – она последняя…
Утренняя «зарядка»: У Цзи, потом ходьба по кругу в обе стороны. Сейчас это занимает около получаса. Отмечаю в дневнике состояние: (+) и (-), больше, меньше…
Пяти часов сна мне достаточно, нередко достаточно и четырёх. К работе за столом я готов, но работать тяжело физически и далеко ходить – нет. Ногам больно, дыхание затруднено. Когда это кончится? И кончится ли? И чем?..
*
Сон… В последнее время я заметил, что понятие сна вообще как-то размывается. Не знаешь иногда – спишь или не спишь. Не можешь понять, во сне это было или наяву. Как тут забудешь о Чжуан Чжоу с его «бабочкой»?
Мне всё чаще вспоминается один странный эпизод в моей жизни. Было это ещё на Камчатке, значит, ему минуло уже 30 лет. Был мне сон, сон необычный, поразительно ещё и то, что потом он не раз повторился. Мне приснилось тогда, что я оставил свой автомобиль, почему-то красного с жёлтым цвета, на обочине в каком-то городе. И он там стоит и меня дожидается. Иметь и водить авто было моей мечтой в то время. Несбыточной мечтой – и по деньгам, и по возможностям. Тогда люди стояли в очередях на «Москвичи», на «Жигули» и «Запорожцы», а у меня на руках двое малых детей… Так вот, тот красный с жёлтым автомобиль был «Жигулём» – предел мечтаний. И уж куда как странно, что уверенность во мне даже выросла за это время – мой «Жигуль» на месте до сих пор и меня ждёт – на обочине в каком-то городе, у белого фонарного столба. В параллельном мире? В последний раз этот сон пришёл ко мне год или два назад…
А ведь я, по сути, так и не умею управлять автомобилем. Не научился: когда начал учиться, мне было 60. Я понял, что могу освоить, но понял и то, что уже поздно – процесс вождения слишком напрягал меня, мне перестало быть нужно и даже интересно; пришли занятия куда более необходимые и важные. Но мечта свободно сняться с места и куда-то укатить – в любой момент в любом направлении – осталась. И как теперь это совмещать?..
*
В связи со сном скажу ещё об одном. Где-то я прочёл, что за сон, бессонницу и сновидения отвечает горловая чакра – вишуддха. В практиках, включая попытки заснуть в не очень удачные ночи, я не раз пытался эту чакру использовать. Не получалось, она тут не помогала. Потом у Кастанеды случайно наткнулся на совет дона Хуана подключать для этих целей совсем иную чакру – солнечное сплетение. Другое дело! – она работала. Теперь при необходимости я постоянно её использую – и при попытках заказать или повторить сновидение, и при желании поскорее заснуть, обычно как раз в последнем случае.
***
Основа основ дух-Шэнь и ци – присутствие Единого, его дыхание. Так Он обнаружил себя человеку и всему живому и неживому. Когда-то, тысячелетия назад, в Китае вняли этому присутствию и им явили философию инь-ян, образы гуа (Чжоу И), 5 стихий, календарные стволы и ветви. Всего-то ничего, но этих инструментов оказалось достаточно, чтобы познать начала космогонии и всего сущего, включая медицину.
«Хуан-Ди говорит: «…как действует дыхание-ци, когда оно находится в здоровом состоянии?»
Ци Бо отвечает: «Стихия дерева распространяет мир, а стихия огня поднимает свет. Стихия почвы осуществляет трансформации, стихия металла исправляет любое искривление, а стихия воды делает послушным и успокаивает.
Хуан-Ди спрашивает: «А если стихии не способны функционировать в достаточной степени?».
Ци Бо отвечает: «Тогда дерево не может приводить состояние в гармонию, огонь прячет свет, почва становится скудной и перестаёт трансформировать, металл сгибается, а вода сочится по каплям».
Жёлтый Император спрашивает: «А когда происходит переразвитие стихий?»
Ци Бо отвечает: «Дерево осуществляет рождение нового, огонь распространяет сияние, почва укрепляет и преумножает добро, металл всё делает твёрдым, а вода выходит из берегов и широко разливается».
(Чэнь Син-сюань «Изложение медицины». Перевод Бр. Виногродского. «Профит Стайл». М. 2002. С. 107).
Из этой парадигмы-диалога Жёлтого Императора с его врачом-наставником в китайской медицине проистекают все методы диагностики, профилактики и лечения болезней.
*
«Человек воспринимает ци Неба и Земли и таким образом происходит его рождение: из небесной субстанции образуется ци, а из земной субстанции образуется кровь. А потому ци всегда находится в избытке, а крови всегда не хватает. Субстанция ян на небе называется солнцем, а солнце постоянно светит не переставая, а потому ци имеется в избытке…Кровь субстанции инь в человеке соответствует луне. А луна, после того как становится полной, тут же идёт на убыль, потому субстанции инь в человеке недостаточно… Субстанция инь в человеческом организме предназначена лишь на срок использования около 30лет. А желания человека безграничны – отсюда видно, что субстанция инь с трудом создаётся и легко тратится, так разве можно тратить её без оглядки направо и налево, как это делает обычно человек. Понятно теперь, почему субстанции инь всегда недостаточно… следует в первую очередь учить человека необходимости её питания». (Там же, с.62-63)
*
Вот ещё несколько цитат, раскрывающих глубины китайской и вообще восточной медицины. Главный её девиз – отправляясь от симптоматики, уйти от неё и доискаться до причины, на которую и следует воздействовать. В ХХ веке восточную медицину Запад начал активно осваивать. Не знаю, правда, далеко ли он в этом продвинулся и продвинулся ли вообще, хотя чжэнь цзю терапией (иглоукалыванием) одно время усердно занимался. Или по Киплингу: «Запад – есть Запад. Восток – есть Восток/ И вместе им не сойтись…»
«Пять органов-цзан получают дыхание-ци при рождении, а передают друг другу, побеждая друг друга, имея энергию для передачи. Дыхание-ци обитает там, где происходит рождение и умирает, когда орган теряет способность побеждать другой» (там же, с.99). «Хотя простые люди знают, что ци и кровь соответствуют ян и инь соответственно, тем не менее они не знают, что основами субстанций ян и инь являются огонь и вода. А если и знают, тем не менее не различают, что сердце и почки представляют собой истинные огонь и воду» (там же, с.61). «Огонь-правитель светит, а огонь-помощник размещает всё по местам. Семя-цзин стихии воды выступает в качестве эмоциональных движений-чжи. А семя-цзин стихии огня выступает в качестве духа-Шэнь. Силой огня кормится ци, а пища и ци уменьшают воздействие огня. Сильный огонь рассеивает ци, а небольшой огонь порождает ци». Су-вэнь («Записки о простейшем», там же, с.67).
***
Во мне всегда вызывали недоумение «крещенские морозы». С чего это вдруг, весна на носу – и вдруг крещенский холод? В солнечном календаре весна ещё ближе, тут она начинается 4-5 февраля. Вот ответ:
«Возникает вопрос, если после зимнего солнцестояния начинается рождение субстанции ян, то есть постепенно должно становиться теплее, то почему после зимнего солнцестояния, в 12-м лунном месяце наступает период больших холодов – да-хань, и лёд и снег опять повсюду расцветают? Ответ будет таким: то, что будет в будущем, оно продвигается вперёд, а то, что уже достигнуто, оно отступает… Нелегко различить тончайшую границу света и тьмы. После летнего солнцестояния, когда начинает развиваться субстанция инь, следуют три декады самого жаркого времени года. И причина здесь та же самая…» (там же, с.62).
*
Необходимо заземлиться-укорениться и уйти вверх, зацепившись за Небеса; кажется, Лоуренс сказал – «Привяжи свою повозку к звёздам». И всё это одновременно.
Такое возможно только если стать прозрачным для энергий и без помех вписаться в окружающее пространство. Человек этого не умеет и умению нужно учиться, лучше сызмальства. У даосов есть рецепты – их непросто понять и ещё сложней освоить.
Ученичеству посвящена другая моя книга – «Тай Цзи. Путеводитель. С Чэнь Синем и не только». Там одни лишь цитаты из классиков, раскрывающие суть и в какой-то мере процесс ученичества. Но слишком многое Учителями оставлено за кадром – это раз; сложен и трудоёмок сам процесс постижения – это два; наконец, словами истина невыразима, речь тут беспомощна, а потому и сами учителя признают, что постичь можно только «нащупывая и догадываясь» (Чэнь Синь) – это три.
Мои нынешние сложности связаны больше с процессом заземления-укоренения и достижением прозрачности – «скважности»; 84.000 пор – это она и есть. Как ни странно, термин «скважность» озвучен Казимиром Малевичем (см. В.В. Малявин «Боевые искусства: Китай. Япония», с.13).
В эссе Олега Давыдова, посвящённых Карлу Юнгу, где-то упоминается, что Юнг уже в первых попытках заземления сразу ушёл на глубину «примерно 300 метров».
Любопытно, что приблизительно за пару лет до того, как мне попали в руки эти эссе, я пробовал углубиться до мантии и пройти ещё глубже, пронизав планету насквозь. Возился с географическим атласом, пытаясь найти точку, где бы я оказался в таком случае; для нейтрино или ещё какого-то класса элементарных частиц это несложно. Каждый, кто имеет дело с ци, знает, что она есть, и те, кто умеет, ею пользуются. Но никто не знает, что она такое! Потребность в этом виртуальном путешествии вниз возникла сама собой, как-то даосы к этому толкнули. Юнг, видимо, понял примерно так же. Я вспомнил об этом только потому, что та же мысль сегодня снова пришла мне в голову.
***
Прошла неделя с той памятной ночи. Тяжёлая неделя, больная прямо, но каждый из её дней со сдвигами. Шажками, помалу, но я их чувствую. И вот прошедшая ночь: всё то же – поднимался с нуля часов и до семи с чем-то (и опять 7.40 высветилось!) почти каждый час, чтобы вызвать к жизни стопы, освежить колени и в целом ноги.
Но сегодня мне пришла в голову мысль, что «тяжёлой» эту ночь назвать уже нельзя. Самое точное её определение – «трудовая». Стопы восстанавливались почти мгновенно, хотя не до конца и сначала было больно. Потом я ложился, ворочался, но исправно засыпал. Значит, понемногу всё же продвигаюсь…
Прошла ещё неделя. Вчера была баня и. как водится, привычный удар по размягчённым в парной сухожилиям. Ждал таких же привычных испытаний болью, онемением и прочая ночью. Но их не было! В У Цзи стоял лишь раз, всю ночь спал и проснулся утром с нормальными стопами – обеими, и левой тоже. Похоже, проблема столь долгих терзаний была в ней: всё-таки неправильно она срослась когда-то, и всё это время выправлялась (см. «Прикосновение»). Стопа побаливала, но сухожилия там открыло-развернуло вовнутрь, и они задышали вниз, появилось ощущение потока вниз, он уходил ввинчиваясь. Хотя об эффекте бурава при ходьбе и в стойке я знаю давно, сегодня это проявилось с очевидностью. Радости, правда, особой не было – видимо, из-за того, что предвиделись-предвкушались новые испытания. Может, из-за боязни верить в лучшее – чтобы не сглазить.
Но, может, просто день такой – янП/ В, с конфликтным развитием энергий. Вот и у Олега Доброчеева день помечен жёлтым (см. календарь в «Переменах»): «зона турбулентности 7 – 9, а расчётная вершина пика осенней нестабильности – 8 сентября», то есть моя баня вчера. Что ж, тут всё сходится. Однако, самое важное – состоялся сдвиг…
*
Мои предчувствия оправдались, опять сложные, тяжёлые – «трудовые» ночи. Прошедшая ночь такой и была, но я спал: с болью, «через пень-колоду», но спал. Есть чувство, что это не только от усталости и волевых нажимов – становится просто полегче. Снова на ум пришла запомнившаяся от учителей сентенция, не считавших эту науку слишком недоступной, или, как сказал Чэнь Синь, «Я считаю это искусство не слишком необычным». Вряд ли такое придёт и ко мне, но уже не первый раз меня посещает мысль, что всё, оказывается, бывает просто, даже легко, даже может происходить без усилий. Может, но пока не происходит, то есть происходит, но очень уж редко. Ладно, пошли дальше…
*
Я понял, почему Ошо советовал всегда начинать с выдоха – так проще запустить «ни», то есть включить противоток; при этом должна работать-содействовать пара «чудесных» сосудов инь\ ян-Цзяо (см. ниже).
Вэй Боян «Единение триады» – это синтез учения о возвращении к Единому. Триада: «Чжоу И»; «Внутренний канон Жёлтого императора» (Хуан-ди); Лао-цзы.
«Обдумывая последующее стремятся к предыдущему… Цигун – это искусство обращения вспять». Вэй Боян («Сто ответов на вопросы о «Чжоу И». С. 309, 63) «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает десять тысяч вещей. Десять тысяч вещей опираются на инь и объемлются ян, пульсирующая ци осуществляет гармонию… (там же, с. 37) Безымянное – начало Неба и Земли, обладающее именем – мать десяти тысяч вещей… Когда добьёшься единого, десять тысяч вещей придут к завершению… Небо обретает единое ясностью, Земля обретает единое спокойствием, дух-Шэнь обретает единое духом-лин (инь), ущелье обретает единое наполняясь, десять тысяч вещей обретают единое рождением… Есть множество вещей, и каждая из них вернётся к своему корню…» Лао-цзы (там же, с. 309) «Возвращение к своему корню» – это и есть возвращение к Единому. «Знаки инь и шэнь – предки инь и ян, в своём движении от начала возвращаются к концу». Вэй Боян… Это означает суточную цикличность. Знак инь – время перед восходом Солнца (3-5 часов), шэнь – время перед заходом солнца (15-17 часов). Поскольку в эти периоды Солнце должно взойти, но ещё не взошло, должно зайти, но ещё не зашло, они называются «предками». Солнце, о котором говорится в «Единении триады», не солнце в небе, а «солнце» в теле человека… В соответствии с циклом цзы-у: «солнце» в лёгких – знак инь, растёт в мао, в желудке проходит чэнь. В селезёнке – сы, в сердце – у. оно уменьшается в знаке вэй, проходит через шэнь – мочевой пузырь, ю – почки, сюй – перикард, хай – «три обогревателя», цзы – желчный пузырь, чоу – печень… Кругооборот цзы-чоу-инь называют «малым небесным кругом», а прохождение ци в суточном цикле цзы-у («полночь-полдень») по всем меридианам называют «большим небесным кругом» (там же, с.238-239).
«Все» меридианы – это «6 парных 8 непарных», всего 20. События, которые происходят в этом цикле в каналах и меридианах, описывают «12 гексаграмм яшмового кольца».
*
В «28-ой трудности» трактата «Наньцзин» – «Трудные вопросы» (см. Д.А. Дубровин «Трудные вопросы классической китайской медицины». Аста Пресс. Ленинград. 1991. С. 128-131) даётся исчерпывающая характеристика «восьми чудесных каналов» с расшифровкой этимологии иероглифических названий:
«Ян Сюаньцао ссылается на комментарии г-на Люя:
Первый из чудесных каналов (Ду) является морем янских сосудов. «Нижняя оконечность – точка чан-цян (VG1). Название канала «Жэнь объясняется словом «зачатие». В нём заключена основа возможности постоянного подденржания жизни человека. Название канала Чунь объясняется «проходить насквозь, связывать напрямик». Чунь-май является морем 12 каналов-цзин. Внизу он доходит до ног, вверху поднимается до головы, получает и связывает кровь и ци 12 каналов. Поэтому и называется он «проходящим насквозь и связывающим». Это третий чудесный канал. Название канала Дай объясняется как «обвязка». Его точки чи-се (Р5) находятся внизу туловища по бокам. Дай-май проходит вокруг туловища подобно поясу. Это четвёртый чудесный канал. Цзяо – это «быстрый, проворный». Говорят, что этот сосуд проходит сквозь ноги и оказывает важное влияние на способность человека ходить. Поэтому его определяют как «быстрый, проворный». Имеется пара из иьского и янского Цзяо, которые составляют пятый и шестой чудесные каналы. Название Вэй указывает на благородство при исполнении служебного долга. Этот сосуд удерживает и отстаивает права всех остальных сосудов. Поэтому его определяют как «благородно исполняющий служебный долг». Имеется пара из иньского и янского Вэй, которая составляет седьмой и восьмой чудесные каналы. Таковы восемь чудесных каналов».
***
Днём я за столом, работаю… Но вы, наверное, устали, заскучали; отвлекитесь – даю текст, который записал вчера (извлечение 1.78 из Цикла «Пришло в голову»).
1.78. По телевизору на Р-1 возобновили конкурс «Голос». Я включился в момент, когда кто-то протяжно и тоскливо выл и ныл под простынёй. Потом он оттуда вылез – вполне жизнерадостный и благообразный. Жюри его узнало и как-то странно-саркастически приветствовало, а он глупо улыбался и, приняв тему, что-то молол в ответ… Следом была не очень русская, хотя российская девица Оливия. Пела на английском и пела хорошо, мне понравилось. Члены жюри тоже её оценили.
А потом был русский парень Алексей, из-за него я, собственно, и сел за стол. Первые его куплеты звучали на французском. Слова, хотя и непонятные, ложились в звук, и тут всё было понятно, трогательно и красиво. Ему бы и дальше так продолжать, все французские шансоны об одном и том же, перевод не требуется. Но он вдруг перешёл на русский.
Старался, выпевал, но очарование пропало. Ещё и голосовые сложности с вокалом. В резюме маэстро Градский профессионально посоветовал ему определиться с тем, где он будет петь – в баритоне с красивыми низами, что всем и запомнилось в его французской части выступления; или в теноре с режущим слух повизгиванием в верхах. Но это всё же не главное. Главное заметил и озвучил Григорий Лепс.
Лепсу чутья не занимать, оно и извлекло на поверхность и обнажило проблему, её он сформулировал примерно так: «на английском, на французском звучит вроде и нормально, даже хорошо. А как дело доходит до русского – проблема…». Лепс – самородок, кому как не ему об этом знать.
Русский язык не прощает и малейшей неточности: чуть что в разладе, неверный звук и фраза, или наоборот – и всё, фальшь тут же вышла наружу; какая-то мелодия, пусть и красивая, осталась, а события, то, ради чего всё это родилось на свет, нет. Нет события, пусто, мимо – разговор ни о чём. Это особый дар – сочетать на равных слово, музыку и голос. Когда слились в одно три эти сокровища, тогда за человека заговорит его душа, а души не говорят неправды. Такой дар был у Фёдора Шаляпина. Такого дара не было у Бориса Штоколова; русский бас с красивейшим тембром прошёл по жизни почти незамеченным. Обидно за него, обидно и за всю Россию – имея так много, он сделал так мало. Пример не единичный, пример вполне типичный для России.
Я выключил телевизор, расстроился…
Потом включил было снова, но попал в паузу, на жюри-шоу. Что-то, что им казалось остроумным, выбалтывали члены жюри, выделывала ручками, гримасничала Гагарина. Молчала лохматая голова Лепса. Монументом возвышался в кресле Градский…
Я вспомнил 60-е прошлого века, когда маэстро объявился, совсем ещё не маэстро, со своим «Оглянись, незнакомый прохожий…» Таким он и запомнился мне на всю жизнь – мощным своим вокалом объявивший: «Ничто на земле не проходит бесследно/ И юность ушедшая тоже бессмертна…»
Слова не дотягивали до голоса и музыки, но это было уже почти неважно, безраздельно царили в пространстве голос и музыка. Ах, как нам нужна была эта обыденная скромная правда о нас самих! Обнажённая скандально-голая правда на фоне мутного скандально-серого официоза, в паутине которого мы трепыхались как застрявшие мухи…
Правда… Она всегда одна, она и сейчас такая. Это о ней напомнил Григорий Лепс конкурсанту Алексею, человеку несомненно талантливому и с голосом. Но что-то главное в этой жизни он для себя пока не уяснил. А без этого нет смысла выходить на сцену. Скоморохи – это в лубок и для мюзиклов. Музыка – это другое, музыка – это уже серьёзно…
***
4 февраля 2014 года «Перемены» начали публикацию моего «Круга Земного и Небесного», 10 октября 2015 года закончили . Я очень благодарен им за это – они донесли до читателя то, чем я хотел и готов был с миром поделиться. Спасибо ещё раз.
Долго не было публикации «Баха и Моцарта», и я опасался, что не будет вовсе. Текст этот для славян знаковый, впрочем, как и для англосаксов, и остальных. Он очень важен – по сути, Германия лишается возможности считать в музыке своими соотечественниками двух главных корифеев музыкального мира конца эпохи барокко. Лишилась! – поскольку, как выясняется, фундамент и субстрат их творчества, а потому и содержание – славянские. Германии остался Телеман, Малер, Рихард Вагнер и много кто ещё, но Бах и Моцарт из этой шеренги – из «кольца Нибелунгов» – выпали!
По имени Бах – Иоанн. Моцарт, как оказалось, тоже Иоанн, даже «Википедия» об этом знает. Оба Иваны – от истоков. И то правда. Придёт ли кому в голову попробовать разглядеть в музыкальной палитре Моцарта хоть что-то похожее на то, что звучит в волчьем имени Wolfgang? «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» А.С. Пушкин.
Я не знал, рискнут ли «Перемены» публиковать «Баха и Моцарта. Их легко можно понять. Редакция любого уважающего себя издания просто обязана неукоснительно следить за качеством и содержательностью своей продукции. В мире развелось столько падких на сенсацию борзописцев, готовых переиначить действительность и сочинить новую, какую им захочется, что с ними постоянно надо «держать ухо востро», только успевай поворачиваться. Если и нужен где «железный занавес», так это здесь.
***
Я хочу позабавить вас ещё одной своей новостью. В цикле «Пришло в голову» (см. 1.73) я уже говорил о тщетных своих попытках найти в NET издателя: у меня было семь адресов, и я заслал на них «Эскиз блога» (моё «собрание сочинений») – ответить не удосужился никто.
Потом через какое-то время объявился «Рунет». Пригласил к сотрудничеству, пообещав наградить орденом; купленные награды мне ни к чему, я им так и сказал. Следом «Рунет» выслал мне приглашение на участие в конкурсе. Я был тронут и послал им «Стих». Они не ответили. Я удивился и попросил дочь разобраться с текстом «Приглашения»; он был длинный, и я его, по сути, не читал, понял только, что пригласили. Подумал сдуру, что это от осознания моих «заслуг» перед литературой и отечеством.
Дочь разобралась, сказала, что конкурс тоже платный. А я-то думал – от чистого сердца. Удивился, огорчился, но 600 рублей сумма небольшая, текст, который я на этот раз собрался им послать, важный, резонансный, людям нужен… короче, дочь отправила «рунетам» текст и деньги.
Ответ пришёл мгновенно, цитирую:
«…Ваше письмо получили. Рукописи рассматриваются от 3 часов до 4 дней. С Вами свяжется координатор премии «АВТОР РУНЕТА» Дмитрий Глазков. 31 августа, 13.58».
Тем дело и ограничилось, это всё, чего я от них дождался – на календаре сегодня 12.10.2015 года. Крохоборами «рунеты» оказались, щиплют, где могут, им не стыдно…
Текст, который я им выслал, называется «Вместе с Киплингом. Предисловие и Послесловие» (я их объединил). Слава Богу, что у меня хватило ума отправлять туда тексты, которые уже прошли публикацию (см. «Перемены»). Последний, правда, я расширил, вычистил, теперь там есть даже Postscriptum, и текст выглядит законченным. Надо бы снова его обнародовать, только не знаю, где и как.
Такой вот у меня случился «рунет-рулет». Ох уж эта «жёлтая» кулинария!..
*
Есть и ещё новость. В NET, кроме как в «Переменах», я нигде не бываю, но моя дочь бывает. Недавно в «Соцсетях» она обнаружила отклик на что-то из моих «Записок…» и, возмутившись, отправила мне. Возмущалась напрасно, моя реакция была бы излишней, но всё же сюжет как-никак, за что спасибо…
У автора американское имя, но со странной «е» вместо «а» между согласными. Впрочем, американцы вытворяют со своим английским всё, что им вздумается, так что удивляться тут нечему. Изъясняется, однако, наш автор по-русски. Разбирается в осах (Vespula vulgaris или V. rufa) и водонагревательных котлах «Аристон».
Неважно, русский он или американец, энтомолог или сантехник, важно то, что в нём тайно проживает и постоянно зудит гуру, а это уже опасно, быть может, опаснее даже его американской родословной, – вспомните Ананду Прем (см. «Записки…20. «Веруй в Бога и делай что хочешь»). Боюсь, что он захочет рифмовать свои поучения, и чтобы остеречь его от этого посвящаю ему отсылку 1.70 из цикла «Пришло в голову».
1.70. Поэты и Непоэты… Поэт – это Моцарт, непоэт – «герой труда Брюсов» (см. о нём у Марины Цветаевой в «Пасынках России»): фигляр, эквилибрист, тасующий слова. Рифмоплётов всегда полно в рекламе – это клеймо, и торговое клеймо тоже, верный признак обмана и лжи. Раз рифмует, значит хочет вас куда-то затащить, раздеть и обобрать… У Брюсовых хоть находки какие-никакие есть, к примеру, «О, закрой свои бледные ноги!..»; с последними смешнее. Впрочем, и у них шедевры попадаются. Даю один такой: «Средство от вшей\ Радость для малышей», как-то так. Средство названо, но я не разобрал, что-то вроде педикулина…
***
Отвлеклись-расслабились? Пора опять включить мозги и поработать.
Что есть календарь?
В «Счётном каноне чжоуского гномона» (см. У Цзинь, Ван Юншэн «Сто ответов на вопросы о Чжоу И». Киев. Ника-Центр. 2001. Переводчики неясны. С. 225) записано:
«Луна соединяется с солнцем, и это становится одним месяцем. Солнце возвращается к себе, и это становится одним днём. Солнце возвращается к планетам, и это становится одним годом».
Новостей тут никаких, большинство существующих календарей с этим согласны. Большинство их на этом и остановилось. Вот резюме по этому поводу авторов «Ста ответов…», наших современников:
«Сейчас время воспринимается как измерительная шкала прибора. Его связь с расположением небесных тел и их влиянием на находящиеся на поверхности Земли вещи и людей искусственно разорвана. Поэтому нашим современникам практически невозможно понять суть влияния инь-ян… влияния, которое описывали древние с помощью знаков гуа, небесных стволов и земных ветвей» (там же, с. 227).
Десять небесных стволов и двенадцать земных ветвей образуют в итоге китайский шестидесятиричный календарь. «Начиная с эпохи Шан-Инь, более 2600 лет эта хронологическая система использовалась без перерыва» (там же, с.219). Давно известны 11-ти и 22-летний циклы активизации солнечной активности. Цзоу Вэйцзюнь подтвердил их анализом на протяжении более 2400 лет. Стволов 10, ветвей 12, или 20 и 24; есть и более тонкие и сложные астрономические корреляты. Были найдены и использованы в медицинской практике соответствия с фазами небесных светил, Луны в частности. В «Оси Духа» «Внутреннего канона» записано (там же, с.230):
«Человек составляет триаду с Небом и Землёй, отзывается Солнцу и Луне. Поэтому в полнолуние вода в море прибывает на западе, ци и кровь человека насыщенны, мышцы крепки, кожа плотная, волосы прочные, поры закрыты, грязь на коже видна. В это время даже неблагоприятный «ветер» не проникнет глубоко. Когда же наступает новолуние, вода в море прибывает на востоке, ци и кровь человека пусты, защитная ци уходит, лишь телесная форма пребывает. Мышцы слабы, кожа дряблая, её поры открыты, волосы непрочные, зрение слабо, грязь впитывается в кожу. В это время неблагоприятный «ветер» может проникнуть глубоко, отчего последует скоропостижная смерть больного».
Знаменитые схемы Хэ ту и Ло шу стали известны уже на заре китайской цивилизации.
«Числовые принципы Великого Предела, инь/ ян, пяти элементов, четырёх символов и восьми триграмм… «числа половой зрелости»… числа «стволов и ветвей», встречающиеся во «Внутреннем каноне», могут быть получены из числовой организации Хэ ту и Ло шу» (там же, с.137).
Много чего из этого родилось, к примеру таблица взаимоотношений субъекта с миром энергий и вещей (там же, с. 234): «расцвет»; «взаимность» (роды: мои дети); «отдых» (мои родители); «заключение или тюрьма» (мои враги); «смерть» (моё последнее сражение с теми, кого я побеждаю, – «смертью смерть поправ»). Я бы привёл эту таблицу, но не умею укладывать текст в табличную форму.
В прогностике погодных изменений есть техника «5 движений/ 6 энергий», или 5 вращений/ 6 энергий, или 5 изменений-трансформаций/ 6 энергий – 5 стихий/ 6 ци. Это ещё одно соответствие «стволам» и «ветвям». Только в календаре «стволы» удвоены, поскольку есть стволы-инь и стволы-ян, а в «ветвях», задействованы как порождающие, так и формирующие числа; всего теперь получится 10 стволов и 12 ветвей, инь и ян в последних естественно. Тоже пополам.
Но это уже не просто календарь цзя/ цзы, это время и пространство, заполненное невидимыми семенами, готовыми родиться в свой час и в нужном месте. Это – матрица бытия, земного и космического, где в Чжоу И закодировано всё, что может случиться на Земле и в Космосе. Не зря Нильс Бор выбрал эмблему Великого Предела для гравированного изображения на своей нобелевской медали.
***
Тяга к единоборствам живёт, наверно, в каждом мужике. Это древнее, от звериных инстинктов. Я всегда с интересом смотрел бокс, бывал и на соревнованиях. Сейчас бокс почти исчез. Его заменили пришедшие в Россию с разных концов света «смешанные единоборства». Исчезло даже понятие ринга, теперь это «клетка» и «помост». В оформлении таких состязаний первенствуют американцы – самые большие в мире любители шоу, показухи и публичности. Треск и тарарам по любому поводу у них в крови. Это оттого, что они же и самые неравнодушные в мире к деньгам люди. А «клетка» – это очень большие деньги…
Огромный зал, гудящая вибрирующая толпа, прожекторы, световые эффекты, там-тамы, джазовые вопли саксофонов и труб. В центре зала залитая светом клетка. В диагонали по углам клетки стоят два соперника: голые татуированные тела, руки в боевых перчатках, цветастые трусики до колен. Они готовы к бою…
И вот в клетке в костюме дирижёра филармонического оркестра появляется конферансье: чёрный почти фрак, галстук-бабочка, белоснежная манишка, седая, строго причёсанная голова, в руках листок.
Появляется, застывает в центре, поднимает к глазам листок, набирает воздуха в лёгкие, надувается и… Арр…ёт. Он арр…ёт-орёт, на двух языках, истерично, протяжно и долго – рычит, похрипывает, катит рр… Отдельных слов не разобрать, имён тоже, да они и не нужны никому, у всех, наверное, программки, а имена бойцов зажжены на световом табло…
Комедия представления на этом заканчивается. Конферансье смешон, в нём ничего мужского нет, ничего мужественного, приличествующего случаю – схватке почти не на жизнь, а на смерть двух гладиаторов – нет! Так по осени орут самцы-олени в брачном гоне. Так орут американцы, устраивая шоу, у себя дома и везде, где ни появятся. А теперь этот цирк приехал и в Россию.
России стыдно такое смотреть и слушать. Могла ли она с этим смириться? Да нет, конечно. И вот, в каком-то из телепоказов, после очередного трескучего и жалкого сеанса зазывалы-шоу, я вдруг слышу откуда-то сверху ликующий женский вопль – всего лишь короткое обозначение того, что зазывала хотел сказать, но не сказал. Это сама Ника Самофракийская. Это её ликование. Её победный вопль и горн.
Вот теперь всё стало на свои места. Ликовать женщине на повышенных тонах, вплоть до визга от восторга – можно. Мужику – стыдно!
***
Гимн… Я уже дважды трогал эту тему – в «Пасынках России» и в «Господах россиянах» (В.М. Зимин «Благословенная Земля». Краснодар. «Пересвет». 2010). Но приходится к ней возвращаться.
Я с пиететом отношусь к нашему Президенту. Он действительно наш, у него любовь народа и моя, кстати, тоже. И у него много заслуг перед Отечеством. Америка, скорее всего, вытирала бы уже о нас ноги, если бы власть в стране по-прежнему отправляли такие как Ельцин с Гайдаром-Чубайсом-Козыревым. Теперь народ Козырева уже не помнит, Ельцина вспоминает больше с юмором и анекдотами, а Гайдара и Чубайса ненавидит. Такую славу они себе заработали: забвение… насмешка… проклятие. В памяти потомков они такими и останутся. Народ мудр. И Путин – единственный, кто оказался достойным своего великого народа.
Но гимн… Здесь Президент полномочия свои превысил, собственным решением оставив гимн Александрова, пусть и с новыми словами. Причины понятны – то было тактическое решение. Но проблема гимна для России осталась, а может стала и ещё более проблемной. И нам никуда от этого не деться.
Гимн – это знамя, стяг, хоругвь!
Да, нынешний гимн уже поют. Причастные к исполнению гимна люди шевелят губами, вспоминая слова. Но это больше проформа – довлеет торжественность обстановки, важность момента, вменённая в обязанность необходимость. А с Гимном ничего «вменять в обязанность» нельзя! Это сакральная потребность, виртуальность, заставляющая непроизвольно напрячься телу, потому что разбудили и всколыхнули то невидимое в нём, что важнее тела – царство Духа. И человеку уже не нужно его тело, он не раздумывая готов тут же им пожертвовать, будь этом необходимость.
Таков в пределе эффект Гимна. Наш гимн от него далёк.
Видели вы когда-нибудь зал или стадион в момент исполнения «Белым Орлом» «упоительных российских вечеров»? Там нет толпы. Это единый человеческий организм: счастливые лица, поднятые в восторге руки, мерное покачивание… и все поют. Может, кто-то и не желает, и против воли – а поёт. Таким должен быть Гимн – это музыка и слово из запредельности, из дольнего, материя исчезла, мы в царстве Духа. Прозвучи такое перед футбольным матчем чемпионата мира, мы бы разнесли Бразилию с Германией и кто там следующий на части, по кусочкам. А вы тут с Фабио Капелла. Откуда предводителю спагетти об этом знать? Что вообще он может знать о России?..
Примерно тот же эффект был когда-то у «Подмосковных вечеров». И ведь опять вечера! Они послабее, конечно, потому что менее совершенны – что в музыке, что в слове, приземлены и замкнуты на лирический интим. Но люди их оценили, подпевали эстраде, пели часто и в домашних застольях.
Для сравнения заглянем в другой зал или на стадион, где перед тысячной толпой сегодня выпевает какая-нибудь свехновомодная Мадонна. Разношерстная толпа гудит, свистит, кричит и хлопает – она довольна, получила, что хотела, ей потрафили. И только первые ряды беснуются – это фанаты, полузвери-полулюди: глаза расширены, лица перекошены, из распахнутого рта слюна и пена, рвут на себе одежду…
Там – восторг и счастье на лицах, здесь – припадок и конвульсии больного тела, отравленного адреналином, фонтанирующим из разбуженных доисторических инстинктов.
*
«Вечера» от «Белого Орла» тоже интимны, как и «Подмосковные», – но не камерны. Интимность тут особая – личная каждого причастность к той грандиозной общности, что зовётся Отечеством. Я не ратую за них как за гимн, не подходят слова. Но это выдающийся пример того, на что способны музыка и слово, когда они слиты в гармонии. Такое всегда дойдёт до сердца. Оно и дошло, и этот музыкальный звукоряд стоило бы оставить для гимна, раз запал он в сердце россиян. Здесь виртуальность, в ней сложно что-то просчитать, обычной человеческой линейной логике она не поддаётся, а часто и противоречит…
И ещё один распев, достойный Матери-России – «Издалека долго течёт река Волга…». Здесь сокровенное, душа России, её сердце, такое не выдумать, не сочинить. Людмила Зыкина смогла об этом нам сказать, да и Марк Бернес тоже…
На нынешний наш гимн реакция людей внутри страны неоднозначная: кто-то воспринимает как привычное должное, кто-то даже с минутным энтузиазмом, а в ком-то он бередит полузабытые раны, вызывая глухой протест и неприятие. Соседей среди стран-друзей он оставляет равнодушными, а страны, к нам враждебные, его заслышав, готовы дать отпор. Получается, что этим гимном мы, не вдохновляя практически никак своих, стимулируем наших противников. Такой вот парадокс!..
И ещё. Я бы ограничил число трансляций гимна по любому поводу и без повода. Гимн – это секретное оружие! В нём – наша Правда, которая даже при превосходстве оппонирующих сил способна склонить чашу весов в свою пользу. Есть Андреевская мелодия, есть много других, способных заменить гимн в определённых случаях. Ничего, что «непринято этикетом», это – позиция, пусть привыкают. Заявить позицию – это уже сказать многое, со временем привыкнут и, скорее всего, начнут брать пример.
*
Скоро будет 2018-й год. Второго Сочи в нём не получится, так всё в нашем футболе запущено, но выглядеть достойно мы должны, обязаны. Сейчас чиновная футбольная верхушка – коммерсанты, волки, других там нет, другим просто не выжить, слишком огромные деньги здесь крутятся. Коммерсанту о Гимне ничего не известно, и он по определению не может быть патриотом в том предельном значении смысла, какой заложен в этом слове. Но любой коммерсант – флюгер. Кто-то что-то уже двинул в нашем футболе в нужном направлении, подозреваю, что это снова Президент. Впрочем, так и должно быть, слишком он важен для нас – 2018-й год.
*
Люди на Земле обычно заняты земным. О Неземном они вспоминают нечасто. Национальный гимн – оттуда. Гимн нации на то и существует, чтобы напомнить и ей самой, и всем, кто рядом, о том, что она – нация – есть, что с ней надо считаться, что с ней вынудят считаться, если кому-то взбредёт в голову забыть об этом и оскорбить её национальное достоинство, поскольку жажда расквитаться с обидчиком не умрёт в ней до последнего её воина. Не трогайте всуе нацию!
Гимн – это одна из инсигний суверенной власти суверенного народа. Те, кому положено, об этом знают. Народ не очень знает, но ощущает это кожей, когда звучит Его гимн. Только до такого Гимна нам предстоит ещё дожить.
В современном мире России трудно угодить, и с гимном тоже. Бравурность и публичность напоказ ей чужды. Стыдливость, строгость, скромность у неё в крови. Знание и следование Правде её неколебимые устои. Тонкость душевной организации её признаки. Она не приемлет лжи и фальши. Она не приемлет насилие и грубость…
Попробуй тут угоди!
Россия знает, что она права. Её материнская мудрость об этом знает. Её материнской любовью пронизано и скреплено это знание. Неизменно прямодушное, но и неизменно великодушное. А потому она всегда готова наказать и выправить, но и простить готова тоже. Она знает, что это единственный путь для человека быть и остаться человеком.
За Россией всегда и изначально стояла Правда, а правду нельзя объехать, обмануть или закрыть. Поэтому России так легко и трудно угодить. И это нам, россиянам, доверена великая честь и право её лелеять, ей угождать – как матери, с сыновней-дочерней почтительностью и ответной любовью. Нет тут ничего от панславизма, есть только общечеловеческое! Вот только англосаксы об этом вряд ли догадаются когда-нибудь.
12.10 2015, х. Покровский
Ранее интересные статьи окончательно превратились в ватное нытье
Неважно, русский он или американец, энтомолог или сантехник, важно то, что в нём тайно проживает и постоянно зудит гуру, а это уже опасно, быть может, опаснее даже его американской родословной
—————
Thanks, посмеялся. Но не волнуйтесь, гуру пока под контролем:)