Если хочешь, чтобы вокруг тебя было свободно, надо идти в сторону, противоположную той, куда устремляется толпа.

Толпа состоит из людей, каждый из которых уверен в своей неповторимости и считает всех остальных толпой. Никто не видит себя частицей толпы, но отчего-то оказывается ею. Да, каждый неповторим, но у очень многих черты индивидуальной неповторимости уступают чертам, общим для большинства, неким качествам характера, присущим всем, но не над всеми берущим верх.

Эти качества суммируются в одно обобщающее, тяготеющее к понятию «правильность» в буквальном смысле этого слова. То есть доминирующими качествами человека толпы являются неоспоримые достоинства.

Правильных людей отличает практичность, собранность, предсказуемость, исполнительность, дисциплинированность, обоснованность поступков и привычек, законопослушание. Эти люди хорошо обучаемы, ход их рассуждений логичен. Они не сомневаются, что терпение и труд всё перетрут; что расти, казак, атаманом будешь; что семь раз отмерь, один раз отрежь. Они убеждённо и последовательно выражают общественное мнение. И если поинтересоваться, что будет, если их мнение не совпадёт с общественным, убеждённо отвечают: «Совпадёт. Общественное мнение объективно, оно ближе всего к истине. Кто станет отрицать истину?»

Общество поощряет правильного человека, который ждёт поощрения за то, что убеждённо держится в русле и плывёт по течению. Правильным быть выгодно, тем более, когда нет причин быть неправильным. Выгодно оставаться в союзе с рационалистическим принципом «грамм-градус-копейка», точно выражающим соотношение между благополучием и средствами, которыми оно достигается.

Рационализм всё подчиняет выгоде, сознательно или инстинктивно отторгая всё, что не несёт выгоду. Рационализм – принцип существования правильного человека, настроенного на потребление, а если что-то и производящего, то ради того, чтобы потреблять. Если бы можно было потреблять, ничего не производя, большинство людей ничего бы не производили. Это очень-очень важный момент, важнейшая характеристика человека толпы.

Рациональное – это практичное, утилитарное, экономичное, гигиеничное. То есть правильное, разумное, отвечающее здравому смыслу, допускающее только объективное, проверенное, общепринятое, освобождённое от всех субъективных черт. На пути служения рационализму происходит последовательное обезличивание, как объекта, процесса, так и характера.

Границу надо пересекать в толпе. Камуфляж, обеспечивающий сходство со всеми элементами среды обитания, шапка-невидимка, скрывающая под собой её обладателя – рационализм. Он поглощает отличия или, скорее, делает их несущественными. В итоге неоспоримые достоинства, основой которых являются практичность и рационализм, низводят разнообразных людей до серости толпы, до однородной взвеси, наэлектризованной принципом «грамм-градус-копейка».

Но есть единицы, которые ни при каких обстоятельствах не становятся частицами толпы. Их смело можно назвать яркими индивидуальностями. Логично заключить, что люди, не вписывающиеся в толпу, должны обладать неоспоримыми недостатками: непрактичностью и иррационализмом, – что индивидуальностями являются нарушители порядка, способные выйти из колеи или плыть против течения.

Но это не так. То есть так, да не так.

Ведь речь идёт не об отсутствии общих черт, а о соотношении в характере человека общих и индивидуальных черт. В характере яркой индивидуальности есть те же неоспоримые достоинства, что и у человека толпы, но индивидуальные черты однозначно преобладают. И дело здесь не в наличии таланта, удачливости, благоприятных стартовых условий, а в определении жизненной цели. Если для правильных людей главной жизненной целью является потребление, обеспечение личного благополучия и благосостояния, то у неправильных людей цель – созидание.

Потребители и созидатели

Последние тоже стремятся к личному благополучию и благосостоянию, но это не конечная их цель. Конечной же является некое достижение, произведение, ради которого нерационально, вне связи с прямой выгодой расходуются душевные и физические силы, время, средства. Достижение этой цели требует или необоснованно большего количества времени и усилий, чем необходимо тратить по здравому смыслу, или же, наоборот, подозрительно мало по сравнению с тем, сколько затрачивает на то же самое правильный человек. Основной принцип «грамм-градус-копейка» здесь не работает, приводя в отчаяние, а иногда и в бешенство толпу, которая неспособна отказаться от грамма-градуса и, в особенности, от копейки.

Иррационализм и непрактичность могут быть и разрушительны, и созидательны для общества, но в первую очередь всегда создают неудобства тому, кто этими чертами отмечен. Неправильные люди переворачивают с ног на голову постулаты правильных людей и утверждают, что терпение и труд не всё перетрут, что атаман, как ни крути, казаком будет, и один раз отмерь, семь раз отрежь.

Папа тебя любит, а ты его бесишь!

Лучше бы делом занялся, как все нормальные люди.

Нормально жить это и есть: хорошо жить.

Нормальный человек считает делом работу, которая приносит доход или как-то ещё служит упрочению благополучия. Нормальный, правильный человек работает, чтобы жить. А неправильный живёт, чтобы работать. К этому толкает увлечённость – такое шило в заду. В способности самозабвенно увлекаться всегда существует большая доля иррациональности – желания что-то совершать вне зависимости от выгоды и коммерческого успеха.

Коммерческий успех – большая забота потребителя, который всё переводит в доходы, в качество, выраженное звонкой монетой. Он хочет потреблять продукт, имеющий гарантированное качество, критерий которого один – реальная цена созданного.

Если созданное ничего не стоит, если оно не пользуется массовым спросом, значит, это некачественный продукт. Потребитель сильно сомневается в таланте и способностях созидателя, если тот не имеет коммерческого успеха. «Лучше бы делом занялся!» – рекомендация, не лишённая основания.

Потребитель последовательно тратит свой природный ум на то, чтобы окончательно отупеть. Философия всеядности трактует принцип рационализма: минимизация усилий при максимуме оплаты; стремление уйти от личной ответственности; паразитирование на чужом труде, расположении, интересах; приоритет развлечениям и удовольствиям; накопительство материальных благ.

Всегда нужно то, чего нет. Что есть, то уже не так нужно. Жизнь учит, что даже самое дорогостоящее того не стоит.

Потреблять можно не только материальные блага, но и интеллектуальную продукцию, и результаты творчества художников, музыкантов, писателей и других созидателей. Это называется: приобщаться к культуре.

Однако потребитель не учитывает, что культурная жизнь – не только потребление духовных ценностей, но и ответ на них, который заключается в духовном совершенствовании собственной личности, фактически в её созидании. Духовная жизнь невозможна без созидания.

Всякое потребление массово. И материальное, и духовное. В потреблении нивелируются индивидуальности. Результат потребления тоже одинаков. И хотя каждый человек неповторим, подняться над толпой потребителей можно только путём созидания. Только в созидании проявляется индивидуальность. Созидание это вообще единственный способ проявить индивидуальность.

Каждый созидатель – потребитель. Но не каждый потребитель – созидатель.

Достойны сочувствия те, кто добывает деньги на жизнь, ничего не созидая.

Человек, который хорошо работает только за деньги, плохо работает.

Надо избегать дел, которые делаешь, чтобы отделаться.

Трогательны дети, вдохновенно занятые бескорыстным созиданием. Любой ребёнок – яркая индивидуальность. Из детей невозможно сделать толпу, пока они не будут подключены к какому-либо источнику потребления, и корыстные интересы не сведут их в толпу потребителей, плывущих по течению.

А плыть по течению – это рассчитывать, что тебя будут вытаскивать другие, те, кто умеет с течением бороться.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: