Сказка дарит человеку сокровенное слово.

…По золотой цепи сказки приходит к нам пушкинский кот ученый, а за ним тянется вереница образов – глотает солнце крокодил Чуковского, качается бычок, который «запустила» Барто, горит Кошкин дом, «подожжённый» Маршаком, взлетает шар с коротышками, запущенный Носовым…

Детский писатель самыми простыми словами, как ваятель, формирует основы личности маленького слушателя-читателя – и потом отходит в сторону, становится незаметным, как Бог.

Да разве дети думают о том, кто сочинил сказку, написал стих?

Сказка растёт как дерево, стих звучит как морской прибой – есть ли авторы у дерева и моря? Потому фигура детского писателя – сокровенная, скрытая, мало кто помнит, вырастая, имена малышовых писателей. Могут остаться в памяти только те, кто поразил воображение подростков, – Волков, Лагин, Кассиль… Или Гофман, Марк Твен, Жюль Верн, Джек Лондон. Подростковая литература переходит во взрослую, тут уже Конан Дойль и Ярослав Гашек, бравый солдат Швейк и доктор Ватсон, которые будут сопровождать нас всю жизнь.

Каждый человек в своей жизни может написать хотя бы одну книгу, рассказать в ней о том, что было, что с ним произошло. Но драгоценная способность воображать, сочинять то, чего не было, даётся не каждому. Поэтому сказочники – народ особый даже среди детских писателей.

Родилась русская литературная сказка сравнительно недавно, менее двухсот лет назад. Началом сказочной традиции многие считают «Чёрную курицу» Антония Погорельского – недаром же в Москве существует уже больше четверти века Клуб детских писателей с таким названием. Но как можно забыть пушкинские сказки, которые датируются примерно тем же временем!

В «Сказке о царе Салтане» пафос восстановления семьи, обретение утраченного отца и любимой женщины дышит в каждой строке. Эта сказка – одна из вершин творчества поэта.

Пушкин написал её жарким летом 1831 года, когда жил с молодой женой в Царском селе, растягивая свой медовый месяц на полгода. Можно себе представить, как радовалась Наталья Николаевна, слыша в первый раз строки, которые мы знаем с детства наизусть:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…

Но что же происходит в детской литературе сейчас, есть ли в ней достойные имена?

В Российской государственной детской библиотеке (РГДБ) в этом году с 28 по 30 октября будет проходить Третий Всероссийский фестиваль детской книги. Фестиваль посвящен сказке и экранизациям современных литературных произведений.

Придут на фестиваль детские писатели, художники, издатели, режиссёры кино, актёры, мультипликаторы – словом, все те, кто любит детскую сказку и живёт ею.

Придёт и писатель Владислав Бахревский, который предложил создать Общество сказочников. Фестиваль – как раз то место, где можно будет увидеть воочию цвет детской литературы, обсудить проблемы детской книги.

Журнал «Октябрь» соберёт круглый стол по современной сказке, где писатели встретятся с критиками. Известные актёры будут читать рассказы и стихи современных авторов, за три дня пройдёт более ста встреч с писателями, художниками, мультипликаторами, показов фильмов и театральных представлений.

Кто знает имена современных детских писателей?

Почти никто – дело в том, что вместо издателей-монополистов советского времени у нас появились сотни разных издательств, но тиражи хороших детских книг, как правило, не превышают пяти тысяч.

Давно и прочно забыло о детской книге телевидение. Даже такие чудесные сказочники, как Сергей Седов и Андрей Усачев, выпустившие десятки книг, мало кому известны. Что же говорить о молодых писателях…

О творцах современной детской литературы я судить не хочу, так как, будучи «действующим писателем», следую завету Пушкина, сказавшему про поэтов:

Цех задорный людей, о коих не сужу, затем, что к ним принадлежу.

Но всё же замечу: за качество текстов, которые пишут Александр Дорофеев, Ксения Драгунская, Марина Москвина, Марина Бородицкая и другие члены клуба «Чёрная курица», можно не переживать – это первоклассная литература. Клуб за 25 лет существования посетили многие писатели из других городов, он хранит лучшие традиции взыскательной и доброжелательной критики.

В 1990-е годы была утрачена целостность детской литературы – закрылся журнал «Детская литература» и пропала координация ее частей. Сейчас Фестиваль детской книги, журналы «Библиотека в школе» и «Электронные пампасы», путеводитель по детской литературе «Библиогид» при РГДБ стараются всеми силами восстановить эту координацию.

Привлечение детей к чтению – общая задача и для Министерства культуры, в ведении которого находятся библиотеки, и для Министерства образования, которое отвечает за школы, и для Роспечати, которая ведает издательствами.

Наши дети нуждаются в высококачественной литературе. А дешёвое чтиво, хлынувшее на полки магазинов, порой отвращает от чтения больше, чем привлекает к нему.

При подготовке к Фестивалю мы составили список почти из ста современных российских сказочников, стараясь не упустить никого из одарённых писателей.

Будем надеяться, что Общество сказочников, которое создаётся сейчас, поспособствует тому, чтобы лучшие книги выходили большими тиражами и не терялись в потоке «массовой» литературы. Ведь настоящему писателю дано сокровенное слово – ключ к сердцу ребёнка. Будут расти у нас разумные и сердечные дети – будет лучше жить наша страна!

Вдогонку – маленькая сказ под названием «Всё лучше и лучше…»
(Автор Юрий Нечипоренко, – ред.)

Жил-был человек, который всё переиначивал.

Смотрел человек на небо, удивлялся, что оно такое красивое и говорил про себя:

– «Не-Бо!» Какое имя красивое! А если бы звали его «Бе-Но», было бы не то… Зато «Бо-Не» – тоже хорошо!

Так он лежал часами в траве, смотрел по сторонам и всё вокруг менял.

«Трава» у него стала «Ватра», “Луна” – “Налу”, а «Лень» стала «Нель».

Хорошо жил этот человек – все к нему приходили, кому не нравилось их имя, или слово какое-то. Он переиначивал и делал имя и слово хорошим.

Вот приходит к нему человек и говорит:

– Мне не нравится слово «Нельзя», какое-то оно безнадёжное. Пожалуйста, сделайте с ним что-нибудь.

– С удовольствием: «Нельзя» мы переделаем для Вас в «Зяльне», и в слове появляется надежда…

И человек уже с этим «Зяльне» справлялся дальше сам!

Всё становилось можно, всё по плечу – и героем стал тот, кому не нравилось «Нельзя»…

Добрый человек-выдумщик менял слова – и они становились мягче, добрее – и люди становились тоже лучше с такими хорошими словами.

«Зло» он заменил на «Лоз», «Ненависть» – на «Вистьенан», и стало меньше в мире зла, меньше ненависти. Подумаешь, какой-то “Лоз” делают люди, это же ерунда!

Такой чудесный жил человек, что все слова улучшал, и жизнь становилась всё лучше и лучше!

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: