Beat Alice
18 апреля, 2017
АВТОР: Александр Чанцев
Henrietta Moraes. Henrietta. London: Hamish Hamilton, 1994. 214 c.
«As the model for Francis Bacon’s Lying Figure with Hypodermic Syringe (1963), Henrietta Moraes was a voluptuous icon of the Soho subculture of the Fifties, sprawling across an unmade bed posing for photographs taken by John Deakin for Bacon’s painting»1, — сказано в
Она была тем, для кого изобрели слово «икона» (стиля, жизни, не важно), из тех Эди Седжвик, без которых Уорхол состоялся бы гораздо беднее. Она не знаменита ничем конкретным, но — тем, что она просто была. Да, модель Ф. Бэкона и Л. Фрейда, роуди Марианны Фэйтфулл, тусовщица и автор этих мемуаров. Которые рассказывают о той эпохе примерно так же, как биография Джаггера или песни Боуи. Хиппово, весело и трагично.
В детстве от нее все сбегали — такая, видимо, это была изначально более чем эксцентричная семейка, недаром ее дед, масон, буддист и шпион, работал в Индии, бабка бросалась на внучку чуть ли не с кулаками (плюс «выпускник» психушки повар на кухне носится временами с ножом): отец, попытавшись задушить мать, пропал в неизвестном направлении, та продержалась с десяток лет, но в итоге перебралась одна в Африку.
В школе Эндрю Венди Эбботт (Генриеттой ее прозвали, Мораес — фамилия одного из мужей, индийского поэта) играла на скрипке, была «капитаном крикета» (что бы это не значило). Но дополнительно ударили по психике монашки-воспитательницы (купаться можно было только в одежде) — Генриетта боялась их так, что, когда ее стошнило от страха, из боязни наказания она съела обратно всю рвоту. Психологи не удивятся, что к алкоголю она приобщилась уже в школьные годы («booze — my best friend»2), большую часть жизни была либертеном без определенной работы и места жительства.
Возможно, тому виной еще и место и время, ведь genius loci Сохо, куда она перебралась, был тогда весьма своеобразным: заправляли там всем мафиози, жили друзья Генриетты то в кафе, то на сквоте (добрые английские традиции остались — вспоминается недавняя новость, как анархисты забрались жить в особняк русского олигарха).
И они, ее тусовка (тогда она уже жила с Люсьеном Фрейдом) не только не сглаживали углы жизни, но заостряли их:
«Everyone was very critical of one another, but there was a high standard of wit and, provided you were resilient enough, it would act as a stimulus rather than an inhibitor»3.
Сюр высокой возгонки вообще был знаком той эпохи — и Генриетта подняла его на свой флаг. В дорогом ресторане вместо сигары она достала прикурить у официанта Tampax, а ее другу вместо белого вина налили моющую жидкость Parozone.
Подрабатывает в книжном у Дэвида Арчера — левака и фашиста, первого издателя Дилана Томаса и многих других достойных. Ее муж то ли прикидывается русским шпионом, то ли действительно им был (он тоже исчез в плохо установленном направлении). Дома у нее ходят приведения чернокожих рабов (их размещали рядом, привозя во времена оны из Африки).
А увлекшись амфетаминами, она промышляет абсолютно ненужным ей воровством кошек и обследованием баров в чужих домах (то, как ее задержали утром, которое она приняла за ночь, пожалуй, одна из самых ярких историй-приколов из ее жизни — ее даже пересказывает в своих уже мемуарах
Она пыталась вырваться из этой жизни Алисы на битнических небесах, но образ жизни настигал ее везде. В Риме — dolce vita с мужем-режиссером, во Франции она случайно знакомится с А. Гинзбергом, в Греции встречает Г. Корсо (его приходится вызволять из полиции — греки не поняли его фишки с публичным разоблачением), в Израиле с журналистом Мораесом она, как Х. Арендт, детально наблюдает процесс над Эйхманом («когда вдруг погас свет, он спрятался под столом — тут я поняла, что он действительно виновен, хоть и все отрицал»).
В Лондоне же ждала пестрая лента тусовки — жители ЮАР, цыгане и наркоманы.
Хотя она и раньше пыталась замедлиться, и ей это даже очень нравилось. Жизнь в Ирландии. Полеты, как Ричард Бах, на самолетике. Огород. Любимейшие собаки (им тут гимн и — плачи и оды на их смерть). Конная езда и жизнь в провинции. Впрочем, это там она умудрилась переломать все кости, выпав из седла, вместо калитки дома, шагнуть с моста в реку, и так далее, и так далее…
Ей еще очень не везло.
Обретая дом — она обязательно его теряла. Если заболевала, то тифом (рассказ о больнице, карантине и любимых ирландских медсестрах достоин Зощенко), если ломала руку, то так, что врач восхищался сложностью случая. Плюс — цирроз печени, диабет.
Прощай, лучший друг Алкоголь, гудбай, сестра Морфин…
Неожиданно, но у нее получилось!
И — «In a way I revel in sameness. I find more love in my life: I love my friends so much and am amazed that some of them have been there for over thirty years, through all my nonsenses. Quite a lot of time I am happy, in a quiet sort of way, and this is a great satisfaction. I find that I am much more creative»4.
Примечания
1 В качестве модели для картины Фрэнсиса Бэкона «Лежащая фигура со шприцом для подкожных инъекций» (1963) Генриетта Мораес была чувственной иконой субкультуры Сохо 50-х годов, запомнившейся позирующей на неубранной постели для фотосессии Джона Дикина.
2 Бухло — мой лучший друг.
3 Все были очень критичны по отношению друг к другу, требовалось быть очень остроумным и, если ты мог хорошо отшучиваться, то подколы стимулировали, а не подавляли.
4 В каком-то смысле я наслаждаюсь тем, что стала сама собой. Я нахожу больше любви в своей жизни. Я люблю своих друзей, хоть и удивлена, что некоторые из них были со мной больше тридцати лет, несмотря на все мои странности. Большую часть времени я счастлива, я обрела такое тихое счастье, и это приносит мне большое удовлетворение. И я думаю, что стала более креативной.