Даниил Хармс: круговерть из слов и действий
30 декабря, 2009
АВТОР: Радиф Кашапов
Когда 30 декабря 1905 года в Санкт-Петербурге у бывшего морского офицера Ивана Ювачева родился сын, он уже знал, как его назвать – Даниилом. Спустя годы сын выберет себе еще и около 30 псевдонимов: Чармс, Холмс, Шардамс. Самым известным станет «Хармс».
Это charm – «шарм», и harm – «вред, обида», и санскритское dharma – «праведность», и ивритское hrm – «отлучение (от синагоги), запрещение, уничтожение». Настолько же многозначной была и судьба писателя, жизнь положившего на глубинное изучение литературы и сказавшего однажды: «Сила, заложенная в словах, должна быть освобождена. Есть такие сочетания из слов, при которых становится заметней действие силы. Нехорошо думать, что эта сила заставит двигаться предметы. Я уверен, что сила слов может сделать и это».
![](https://www.peremeny.ru/images/laquo.gif)
![](https://www.peremeny.ru/images/raquo.gif)
Кто-то до сих пор считает его сумасшедшим графоманом, иные признают за классика русской словесности. Неправы обе стороны. Хармс – сам по себе творчество, круговерть из слов и действий, и непонятно еще, что из этого – настоящее…
Его отец был народовольцем, приговаривался к смертной казни, взамен получил 15 лет каторги. В тюрьме он стал христианином-мистиком, в конце века объездил весь мир. Писал книги о путешествиях и Священном писании. Хармс отца безмерно уважал и разговаривал с ним до конца жизни только стоя. Он и сам увлекался вещами схожими – нумерологией, картами Таро, мифологией, оккультизмом, йогой, буддизмом. Это дало повод литературоведам искать осколки штудий в сочинениях. Потому – ну надо же от чего отталкиваться в текстах, которые безуспешно пытаются не казаться литературой в античном смысле слова!
Когда в 80-е Хармса начали печатать полностью – не только стихи для детей, но и взрослые стихи и рассказы, — к нему клеили ярлык писателя-юмориста, «чудодея». Однако, даже мельком просматривая биографию Хармса, понимаешь, что ему было совсем не до смеха.
Начинал он писать подростком. В 17 лет появился первый текст. За несколько месяцев до 20-летия Даниил принес две тетрадки со стихами в Ленинградское отделение Всероссийского союза поэтов, заполнил анкету, в половине графов написал «не знаю» и был в следующем году принят в профессиональное сообщество. Тогда же он переехал на Надеждинскую (ныне Маяковского) в Петербурге – это была бывшая квартира Ювачевых, превратившаяся благодаря Советам в коммунальную – тут жила больная старуха с дочерью, а также его отец и сестра. В следующем году Хармс сумбурно напишет в дневнике: «По всей вероятности, вся моя жизнь пройдет в страшной бедности, и хорошо жить я буду только пока я дома, а потом, может быть, если доживу лет до 35-40».
Хармс не принимал систему, система отвечала взаимностью. Его образование было бы типичным для арт-деятеля нашего времени: учился в Электротехникуме – был отчислен за неуспеваемость; посещал киноотделение при институте Истории искусств – тоже не закончил.
Зато много общался с поэтом Александром Введенским, себя называл «чинарь-взиральник», а его — «чинарь-авторитет». Еще два друга по гимназии – философы Яков Друскин и Леонид Липавский – сыграют большую роль в хармсоведении. Друскин после его смерти добудет архив писателя, десятки неопубликованных произведений. Без него, возможно, мир и не узнал бы полностью Д.Х. – при жизни выходило 11 книжек стихов для детей. А два стихотворения «постарше» появились в сборниках союза поэтов.
В 1927-м появилось ОБЭРИУ — Объединение Реального Искусства: Хармс, Введенский, Заболоцкий, Константин Вагинов… Их лозунги – «2х2=5», «Придя в наш театр, забудьте все то, что вы привыкли видеть во всех театрах!», «Мы обэриуты, а не писатели-сезонники! Не поставщики сезонной литературы!». Малевич выдал им помещение в Государственный институт художественной культуры.
В 1928-м на вечере «Два левых часа» обэриуты показали пьесу Хармса «Елизавета Бам» — потрясающая эпитафия драматургии вообще. Нарушения причинно-следственных отношений как основа «сюжета» в итоге вновь окажется жизненным материалом – но, то, что тебя реально могут арестовать за то, чего ты не совершал, автор четко узнает чуть позже.
После 1930-м им уже не давали выступать публично, а в 1931-м Хармса и Введенского выслали в Курск. Вернувшись, Даниил Ювачев стал детским писателем. И очень хорошим писателям.
Хармс, говорят, всячески старался делать так, чтобы его «взрослые» вещи попадали на глаза очень ограниченному кругу людей. А деньги он зарабатывал, работая в журналах «Еж» и «Чиж» и сочиняя стихи и загадки для детей. В детском мире царил свой реализм, совершенно лишенный правил и каждому человеку знакомый. Наверное, поэтому эти стихи и рассказы Хармса легче всего понять. И принять и алогизм, и парадоксальность. Ведь Даниил Ювачев не только прекрасно знал Аристотеля, Шекспира, Рабле, Гете, но и любил «Алису в стране чудес». Его «детские» стихи — абсолютно вне времени, никак не привязаны к его жизни. Хотя он и вёл себя зачастую, как ребенок.
Ибо был весьма хипповым человеком. Высокого роста, с тростью, в кепке или котелке, с английской трубкой, бросался странными фразами типа «Что бы вы стали делать, если бы на вашем шкафу выpос нос?». Изображал Шерлока Холмса. Известно, что на стене его комнаты висели плакаты типа: «Мы не пироги. Пироги не мы!» (это еще один из лозунгов обэриутов).
А в дневнике при этом писал вещи конкретные: «Боже! Что делается! Я погрязаю в нищете и в разврате». И в таком состоянии он пытался порвать с любимой литературой в классическом смысле слова, достигнув максимально возможной маргинальности по отношению к эпохе.
Сейчас трудно понять, как Хармс, живя без денег, погрязая в долгах и голодая, при этом мог что-то писать. Хотя, на самом деле он только текстами и жил. Потому что хотел быть в жизни тем же, «чем Лобачевский был в геометрии». Менял литературу, ломал старые схемы, сумасбродствовал. А она, литература, сопротивлялась. И эта бесславная борьба привела к появлению большого количества текстов. Некоторым они кажутся забавными. Но, честно говоря, многие страшно читать – начинаешь вникать, и голова кругом. Стараешься встать в позицию создателя – а тут еще хуже, в ноябре 1937 года он, к примеру, писал в дневнике: «Я больше не хочу жить. Мне больше ничего не надо. Надежд нет у меня никаких. Ничего не надо просить у Бога, что пошлет Он мне, то пусть и будет: смерть, так смерть, жизнь, так жизнь, — все, что пошлет мне Бог. В руце Твои, Господи, Иисусе Христе, предаю дух мой. Ты мя сохрани, Ты мя помилуй и живот вечный даруй мне. Аминь». Так советская реальность побеждала реальный мир Хармса.
Он как бы и рупор эпохи, и её обочина. Легко себе представить, что такими и были случаи-сказки 30-х годов, как их описал Хармс – лук-порей стоит 48 копеек, абсурд торжествует, и страшно, что, того и гляди, заденешь реальность, и она потрещит по швам, поднимется пылью. Возможно, такая она, жизнь и есть – злобная штука, размноженная в каждом индивидууме. Не череда событий, а серия банальностей, описав которые, Хармс остается единственным живым во всей истории. Потому что хоть и находится он в позиции наблюдателя, но изначально отделен от советского быта. Благодаря чувству черного юмора, высокой самообразованности, упорству, осознанному юродству.
Потому в некоторых фантастических рассказах куда больше реальности, чем во всех подшивках «Правды» 30-х годов. Известный рассказ «Кассирша», которая начинается с того, что Маша находит гриб, а заканчивается трупом за кассой с папироской в зубах – это ли не картина двойственности происходящего?
23 августа 1941 года его арестовали в Ленинграде: «Контрреволюционно настроен, распространяет в своем окружении контрреволюционные клеветнические и пораженческие настроения, пытаясь вызвать у населения панику и недовольство советским правительством». Судебно-медицинская экспертиза гласила, в частности: «Бред носит характер нелепости, лишен последовательности и логики. Так, например, объясняет причины ношения головных уборов желанием скрыть мысли, без этого мысли делаются открытыми, «наружными»…» Присовокупив к этому сведения, что в 1939-м Хармса держали в больнице с диагнозом шизофрения, решили его направить в психиатрическую лечебницу. Где он и умер – 2 февраля 1942 года в блокадном Ленинграде.
В 1960 году по ходатайству сестры уголовное дело было прекращено. В 1967-м году вышел большой сборник сочинения для детей «Что это было?». И вплоть до 1988-го (и книги «Полёт в небеса») Хармс в СССР существовал для массового читателя в качестве писателя детского.
Впрочем, за рубежом первое собрание произведений Хармса начало выходить в 1978-м. Внезапно чудодей Хармс встал в один ряд с Эженом Ионеско и Сэмюэлом Беккетом, превратившись в ещё одного отца литературы абсурда.
![](https://www.peremeny.ru/images/laquo.gif)
![](https://www.peremeny.ru/images/raquo.gif)
Чем же люб Хармс гуманитариям? Наверное, тем, что, воспринимая писателя, как значимую фигуру русской литературы, его нельзя разбирать исключительно по методам этой литературы. Критику приходится самому примеривать шкуру автора. И если при этом не захватывать соответствующую эпоху, получается отличный маскарад.
Дело в том, что быть сейчас Хармсом легко и приятно. Живи он в XXI веке – печатался бы в глянцевых журналах, в светской хронике всегда ставили бы его фото, а его стиль именовался бы модным трендом. Его бы пародировали по Первому каналу, рассказы разбирали на короткометражки, пьесы снимали бы в 3D (чтобы точно следовать всем перипетиям). А обэриуты превратились бы в какой-нибудь «Театр И».
И никто бы точно не обнаружил «Адама и Еву», «Историю Сдыгр Аппр» и прочее спустя годы в самиздате. И не восхитился бы уже тем фактом, что все это было написано в стол, не славы ради, а токмо ради существования. Жестоко, но мир создал для Хармса идеальную барокамеру для творчества, потребовав взамен лишь горькую и короткую жизнь.
Впрочем, не факт, что и нынешняя вольница дала бы ему именно те свободы и не закупорила бы вновь в комнате на Надеждинской.
С огромным удовольствием слушаю его озвученные книги. Храмс — великолепное доказательство тому, что никаких ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ границ между понятиями т.н. писатель и т.н. графоман НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Оба эти понятия абсолютно УСЛОВНЫ.