Кумбха-Мела: эффект бабочки | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

Кумбха-Мела: эффект бабочки

Пройдя по улицам Харидвара и благословив паломников, толпа обнаженных святых отшельников, вымазанных пеплом с ног до головы, потрясая саблями и трезубцами, стремительно обрушивается в воду. Брызги ледяной воды из священного Ганга перемешиваются в воздухе с невероятным гулом многомиллионной толпы, рёвом слонов и мычанием буйволов, громом барабанов и воем священных раковин. Наконец, завершив ритуал, святые отцы не спеша уходят в свой лагерь. Теперь – самое время искупаться самому. Потому что это – таинственный праздник омовения, религиозный фестиваль Кумбха-Мела.

кумбха мела 2010 харидвар

Кумбха-Мела, которая проходит сейчас в священном индийском городе Харидваре, в предгорьях Гималаев, – самое массовое сборище людей на планете, древнейшая живая легенда человечества. Традиция отмечать ярмарку («мелу»), символом которой является Кумбха, или попросту кувшин, уходит корнями в незапамятные времена, которые даже в богатой и древней истории Индии сейчас считаются доисторическими – легендарными, ибо хронологическое время в те времена еще как бы не началось. Это было мифическое, сказочное, карнавальное «время оно», время живое, относительное – про которое в русских сказках говорится «долго ли, коротко ли». Тогда не происходили события, тогда создавались легенды и совершались чудеса самого разного масштаба, которые можно понимать и так, и этак – смотря с какой стороны посмотреть.

Индийские легенды повествуют о масштабнейших мега-битвах, которые происходили в то время с применением колдовского и атомного оружия, мантр и маны, накопленной за время аскез. История о Кумбха-Меле – как раз такая многослойная, живая и не совсем понятная легенда с «блокбастерной» битвой, чудо, которое происходит прямо сейчас – а также, как это ни парадоксально (относительное время!) – повторяется каждые три года в разных местах в «стране чудес» Индии.

Поле битвы — Земля

Кумбха Мела

Легенда «Самудра мантам», связанная с Кумбха-Мелой, описана в таких авторитетных древнеиндийских текстах, как Бхагавата Пурана, Махабрахара и Вишну Пурана. Она гласит, что когда-то в те незапамятные времена боги, жившие еще на Земле, потеряли часть своего могущества из-за наложенного на них проклятия, лишившего их силы и храбрости. Брахма (Бог-священник, обладающий совершенным знанием ритуалов) посоветовал им пахтать доисторический молочный океан вселенной, с целью добыть Амриту – чудесный эликсир бессмертия. Чтобы выполнить эту непростую задачу, боги заключили временное перемирие с Асурами – демонами (или, точнее, титанами), и заручились поддержкой царя змей – Васуки. Гигант Васуки (не про него ли пел Джим Моррисон «the snake is long, seven miles»?) обернулся вокруг легендарной оси Вселенной – горы Мандара, демоны взялись за голову, боги за хвост – и процесс пошёл…

Через 1000 земных лет (а для богов пролетело всего 100 лет) работа, наконец, была завершена – из загустевшего молока появилось множество чудесных артефактов, а вслед за ними и божественный целитель Дхавантари собственной персоной, с кумбхой (кувшином), полным Амриты. Перемирие, естественно, тут же было забыто, и началась битва, продолжавшаяся 12 лет. В конце концов, божественной птице Гаруде (которая носит на своей спине Вишну) удалось завладеть кумбхой с Амритой, и улететь с ней за тридевять земель. По другой версии, сам Вишну превратился в божественуюю красавицу Мохини, красота и чувственность которой затмила разум демонов, и боги хитростью завладели кувшином. Как было на самом деле, сейчас уже никто точно не знает, но в любом случае в ходе всех этих событий четыре капли нектара упали на землю в разных местах Индии: в Аллахабаде, Насике, Уджайне и Харидваре, а судьба мира была (в который раз!) спасена. Вот это событие и празднуют индусы, собираясь на Кумбха-Мелу – «Ярмарку Кумбхи», или кувшина. Когда планеты возвращаются (каждые 12 лет) в специфическую позицию, соответствующую этому событию, вода в определенных местах становится той самой Амритой (хотя, к сожалению, и менее мощной по воздействию!), и все, кто верит в эту легенду, совершают там ритуальное омовение.

Индия, Кумбха-мела

Звездное небо над головой

Занимательная история. Но что за дело нам, людям XXI века, создавшим атомную бомбу и iPhone, до всех этих «преданий старины глубокой»? Ответ прост: легенда Кумбха-Мелы жива до сих пор, «попасть в нее несложно, никому не запрещается», и для этого не нужно быть каким-то индианой джонсом. Проверить «эффект Кумбха-Мелы» очень просто: надо только искупаться в реке Ганге в определенном месте, в определенное время. Считается, что такой несложный ритуал – или «эксперимент» (для любителей науки!) – способен вкорне изменить жизнь отдельного индивидуума. А так же, как не ничтожен он в масштабах Вселенной, и положение дел в целом по Галактике. Яркий пример проявления так называемого «эффекта бабочки», когда незначительное событие становится причиной, порождающей гигантские последствия!

Индусы верят, что «искупавшийся» человек – уже не тот, что был вчера: он сделал один гигантский шаг навстречу своей личной и всемирной духовной эволюции, которая, в отличие от эволюции Дарвина, не приводит к выживанию и доминированию отдельных сильнейших особей и видов, а ведёт к процветанию и счастью всех живых существ во Вселенной.

Что же позволяет делать такие далеко идущие выводы? С точки зрения науки, Кумбха-Мела – это определенное взаимное положение различных планет нашей солнечной системы, в том числе Солнца, Луны и Юпитера. Кумбха-Мелу нельзя перенести или отменить, открыть или закрыть: она возникает сама, независимо от людей и невзирая на их наличие или отсутствие на планете. Возникает, когда Юпитер входит в созвездие Водолея (в индийской астрологии, «Джотиш», оно называется Кумбха, «кувшин»), Солнце — в созвездие Козерога, а Луна — в созвездие Овна. И тут уж, как говорится, кто не успел, тот опоздал: «звёздные врата» открываются и закрываются без предупреждения, не то что в московском метрополитене.

кумбха мела 2010

Точное время начала и завершения такого «парада планет» (а следовательно и купания в Ганге) составляет от полутора до трех месяцев и определяется каждый раз заново ведущими священниками-астрологами. Они также вычисляют и другие детали грядущего мероприятия, в том числе даты главных купальных дней, так называемых «Королевских снанов», когда водица в Ганге особенно «нектарна». Информация такого рода секрета собой не представляет, и свободно распространяется в Индии.

Кумбха-мела бывает разная — иногда более, иногда менее мощная по воздействию: опять же в зависимости от положения планет. Происходит это событие в одном из четырёх городов — Харидваре, Аллахабаде (Праяге), Уджейне и Насике. Причём нужно учесть, что такие астрономические события действительны только для определённого места на планете: к примеру, купание в Москве-реке в то же самое время, скорее всего, не принесёт желанной благодати! Когда Солнце и Луна находятся в созвездии Овна, а Юпитер — в созвездии Водолея (как сейчас), Кумбха-мела приходится именно на город Харидвар.

Настоящая, так называемая пурна (полная) Кумбха-мела проходит раз в три года. Таким образом, фестиваль делает полный круг и возвращается в начальную точку (это связано с периодом вращения Юпитера). Между полными Кумбха-мелами каждые шесть лет происходит также ардха (половинная) Кумбха-мела, а также обычная (маленькая) Кумбха-мела каждые три года в каждом из четырёх указанных мест.

Фестиваль этого года в Харидваре – Большая, или Полная (Пурна) Кумбха Мела, планетарно-религиозное событие особой важности. Хочу отметить, что положение планет в период Кумбха-Мелы в целом благоприятно, конечно, не только на территории Индии. В это время хорошо дается медитация и другие йогические практики.

Одетые в Prada, одеты в небо

садду

Но довольно цифр и астрологии. Самое важное в Кумбха-Меле – всё-таки люди. Вымазанные пеплом и вооруженные трезубцами садху, престарелые паломники в шерстяных шапочках и простые индусы в левых левайсах, а также вездесущие немецкие туристы в клетчатых рубашках, хитрые торговцы и жалкие попрошайки, горделивые солдаты и усатые бандиты, одетые в «реальное» золото махараджи и прорывающие реальность аскеты, одетые, как говорят в Индии, «в небо», то есть щеголяющие в чём мать родила… В этом смысле, легенду составляют сами люди, все, кто приходит на праздник, который, по индийкой легенде, не пропускают также боги – и демоны – участники той самой славной 12-летней битвы «за Кувшин всевластья».

Когда Юпитер совершает полный круг вокруг Солнца, и возникает эта заветная (не ветхозаветная, но, несомненно, очень древняя) комбинация, в определённом месте на Земле в радиусе примерно 45 км создаётся завихрение энергии определённого типа, крайне благоприятное для духовной эволюции всех живых существ.

Вода обладает свойством быстро менять свою структуру в связи с астрономическими событиями. Поэтому чтобы получить бонусы от Кумбха-Мелы, достаточно искупаться в любом водоеме, а лучше всего священной реке Ганге или Ямуне – в заданный момент, в заданном месте.

Особо увлеченные граждане «для верности» делают ещё и несколько глотков «завихрённой» водички – тут уж, как говорится, не отвертишься. Хотя, с другой стороны, всё равно «если туп, как дерево, – родишься баобабом», как пел Высоцкий: состояние сознания в момент купания играет основополагающую роль, и гарантии просветления никто (и ничто) не даёт.

Харидвар, Кумбха-Мела 2010

Характерно, что каждый получает от Кумбха-Мелы по заслугам: в ком-то пробуждается интерес к духовным материям, кто-то впадает в самадхи, кто-то теряет шлепанцы, кто-то – платиновую «Визу», а кого-то могут и задавить в многомиллионной толпе: «космическая икра» своих не жалеет. Болливуд уже давно взял на вооружение (и давно «заездил») сюжет о том, как кто-то теряет родственников на многолюдной и хаотичной Кумбха-Меле – своеобразный аналог нашей «Иронии судьбы, или С лёгким паром».

Кто-то теряет, а кто-то находит. Известен факт, что Лахири Махасайя, духовный учитель знаменитейшего йога Парамахамсы Йогананды (написавшего «Автобиографию Йога»), встретил на Кумбха-Меле своего будущего гуру – легендарного «бессмертного» мастера крия-йоги Махаватара Бабаджи (не путать с другим, «просто» Бабаджи), который по преданию находится сейчас в пещере в Гималаях, в совершенном состоянии самадхи… Боги же, невидимо присутствующие на празднике, по слухам, просто получают удовольствие от «божественной игры» Всевышнего, выразившейся в форме невообразимого скопления двуногих.

садду

Кроме благоприятного положения планет, крайне желанным считается и благословение святых отшельников («садху»), которые прерывают свои суровые аскезы и спускаются с гор, чтобы поучаствовать в «божественной игре». В главные дни праздника – Королевские снаны – проходит незабываемый «голый парад» садху, когда одетые в небо отшельники, покрытые пеплом и украшенные гирляндами цветов, проходят, потрясая ритуальным оружием, по городу, непрерывно распространяя вокруг себя волны «шакти» — мощнейшей целительной энергии, которую они накопили за десятилетия своих йогических практик. Опять же, чтобы воспринять шакти (и чтобы она пошла на пользу, а не стала «комом в горле»!) необходим особый настрой. Но что и говорить, даже самый скептически настроенный («шнелля, шнелля, обезьянки, дайте же мне искупаться!») турист на Кумбха-Меле невольно становится немного «индусом» – так насыщена сама атмосфера духовными вибрациями. И в этом еще один «слой» многоуровнего чуда «живой легенды» Кумбха-Мелы.

Под небом голубым есть город золотой

Даже в обычное время, не в период Кумбха-Мелы, город с гордым названием Харидвар (что можно перевести как «Врата Бога») – считается последним пограничным чек-пойнтом на пути к Всевышнему. Неудивительно, что многие приходят сюда, чтобы и самим стать «чуть-чуть пограничниками». Географически в районе Харидвара река Ганга спускается с Гималаев, туристы и паломники неизбежно проезжают через Харидвар по дороге в такие святые места, как Ришикеш, Кедарнатх и Бадринатх, а по легенде именно через Харидвар можно попасть и в заветную Дев-Бхуми – Божественную землю, где живут Девы – то есть, Боги.

садду

Самыми священными местами в Харидваре считаются две купальни: старая Нилдхара, где по преданию Вишну «разливал» богам отбитый у демонов нектар, воплотившись в форме красавицы Вишвамохини – и более новый Хар-ки-паури гхат, где как раз и происходит основное купание в нынешнюю Кумбха-Мелу. Харки-ки-паури считается отпечатком ноги Вишну и является для индусов одним из самых священных мест во всей стране: паломники набирают здесь «нектарную» воду из Ганги (т.н. «Ganga jal»), чтобы увезти домой как драгоценный – вернее, бесценный – сувенир.

Говоря о сувенирах, надо отметить, что для некоторых индусов Кумбха-Мела – это в первую очередь именно ярмарка. За три священных месяца ловкие торговцы, продающие всевозможные религиозные принадлежности, наживают капитал, сравнимый с годовой выручкой. Во время Кумбха-Мелы, кстати, можно наблюдать известную религиозную терпимость: например, продавец-мусульманин торгует принадлежностями для индусской пуджи (церемонии), четками, водой из Ганга и даже даёт необходимые рекомендации по применению всех этих предметов, а также помогает паломникам сориентироваться в новом для них городе. Еще одна грань «чуда» Кумбха-Мелы!

Чтоб сказку сделать былью

индусы

В этот раз, в отличие от всех предыдущих фестивалей, создано организованное представительство иностранцев на Кумбха-Меле как полноправных участников действа. Кстати, как это ни парадоксально, основную массу «форенеров» – «чужестранцев» – составляют россияне и украинцы (а также японцы). Наши граждане в большинстве своём примагничиваются к лагерю крайне популярного сейчас т.н. Пайлот-Бабы (ударение на последнее «Ы»!). В молодости бабА, получивший от родителей имя Капил Адвайт, служил в индийских ВВС, и сбил немало пакистанских самолетов в 1965-м и 1971-м, а потом перешёл, говорят, на полеты без помощи летательных аппаратов – силой йогической практики.

На этой Кумбха-Меле Пайлот-Баба проехал по улицам Харидвара в роскошной золочёной колеснице в компании своих преданных учеников и учениц. Опять же, значительную часть удостоившихся составили наши земляки. Что бы это ни было: стремление получить «халявное самадхи», очередное celebrity madness или истинное религиозное чувство – присутствие наших духовно озабоченных соотечественников на празднике не может не радовать.

А уж индийское правительство, надо отдать им должное, не ударило лицом в грязь, чтобы не опозориться перед иностранцами и своих граждан не обидеть. Огромные средства были выделены на благоустройство территории, превышающей 130 квадратных километров; освещение подведено на более 300 гектаров земли. Здесь вырос гигантский палаточный лагерь, множество госпиталей (по слухам, власти опасаются вспышки свиного гриппа); в районе фестиваля расквартированы более десяти тысяч полицейских, медиков, пожарных и солдат спецподразделений, в том числе специальная группа по борьбе с терроризмом. На Ганге были дополнительно возведены более дюжины новых мостов и созданные искусственные бетонные «острова».

Для более-менее безопасного купания населения были созданы специальные огороженные «лягушатники»; прочные металлические кованые цепи свисают с бетонного «берега» в самых популярных местах омовения. Без этих предосторожностей чуть-чуть зазевавшихся пилигримов тотчас бы смывало безжалостно бурным ледяным потоком. Кроме того, по реке постоянно курсировали надувные моторные лодки со спасателями – на случай, если кто-то будет тонуть. Можно только сказать «спасибо» администраторам, которые не поленились значительно увеличить «купабельную» площадь и вообще освободить гораздо больше места для религиозно настроенных граждан.

Могучая кучка

садду на кумбха-меле

Традиционно Кумбха-Мела – это, конечно, в первую очередь время, когда люди купаются в «нектарной» воде и запасают её на три года вперед: масштабы водозабора таковы, что правительство даже вынуждено было принять особые ограничительные меры, дабы Ганга не обмелела настолько, чтобы в ней невозможно было искупаться!

Но исторически, Кумбха – это ещё и повод для встречи святых отцов на своего рода «собор», где решаются всевозможные религиозные и социально-просветительские вопросы, с тем чтобы потом передать решение совета населению «на местах». Уважение к садху в Индии таково, что для многих, особенно сельских жителей, сохранивших веру (в том числе в легенды), слово отшельника – непререкаемый закон.

В этот раз на повестке дня обсуждение наболевшего «зеленого» вопроса – проблемы загрязнения источников священных рек Ганги и Ямуны, а также Гималаев в целом. Нектар нектаром, а «потребительские» качества «священной» воды падают с каждым годом. Так, в Варанаси, как стало известно в ходе исследования, завершенного и обнародованного в январе этого года, вода заражена смертельно опасными бактериями и фактически непригодна для питья. Другим насущным вопросом является таяние гималайских ледников, в том числе ледника Гомукх, где находится священный для индусов исток Ганги.

садху

Как отметил в интерью «Times of India» глава секты Нагих аскетов Сохам-баба, «Садху, которые поднимаются в верхние части Гималаев, чтобы медитировать, знают, насколько плохо дело».

«Кумбха-Мела – идеальное место, чтобы заявить наш протест», – отметил он. Остаётся только надеяться, что протест нагих отшельников не останется неуслышанным среди невероятного гула многомиллионной толпы, рёва слонов и мычания буйволов, грома барабанов и воя священных раковин, который мешается в воздухе с водяной пылью священной Ганги…

При этом, стоит отметить, что самих граждан в этом раз было хотя и много, но все же значительно меньше, чем в прошлые годы. Предыдущая (обычная, не «полная»!) Кумбха-Мела в Харидваре, которая происходила в 2004 году, можно сказать, увенчалась статистическим успехом: фестиваль посетили более 10 миллионов человек. А вот в этот раз на Пурна (Полную!) Кумбха-Мелу народу пришло гораздо меньше. Вместо ожидаемых (и заявленных с помпой в прессе) пяти миллионов — всего каких-то пятьсот тысяч на открытии, 14 января. Громадный палаточный лагерь, который занимает более десяти квадратных километров, заполнен далеко не полностью. Возможно, сказался страх индусов (привыкших к жаре) перед холодом – а ведь эта Кумбха-Мела была самой холодной с 1986 года. Температура воздуха опускалась до +4 градосов, что для индусов-паломников, многие из которых завернуты в плед поверх тоненькой хлопчатобумажной хламиды и обуты пластиковые шлепанцы на босу ногу это, несомненно, было настоящее бедствие.

Индусы предусмотрели массу мер, чтобы не допустить столпотворения; прецеденты, мягко говоря имели место быть: например, в 1954 году была такая давка, что погибло более 500 человек, и тысячи были ранены; в 2003 году — погибло 39 человек, многие были ранены. Однако теперь можно со смешанным чувством отметить, что экспонента плавно загнулась вниз, и число жертв – очевидно, вместе с общей, «среднестатической» религиозностью народонаселения – плавно стремится к нулю. Согласно Ведам (древнейшим и самым уважаемым индийским текстам научно-философско-религиозного содержания), так оно, в принципе, и должно быть: на дворе сейчас последняя эпоха, Железный век, или «Кали-юга» (эпоха Кали), характерная черта которой – постепенная моральная деградация. После Кали-юги следует Праляйя, или «растворение» всего и вся (непонятно в чем!): время и пространство, как это ни парадоксально, временно перестанут существовать. А потом все начнется сначала – по крайней мере, так верят оптимистичные индусы.

садху



P.S.:

Ближайшие события Кумбха-Мелы этого года:

15 марта — Второе Королевское Омовение, Сомвати Амавасья
14 апреля — Королевское Омовение, Бейсаки

Ближайшие будущие Кумбха-Мелы (информация уточняется):

2013 г., в Аллахабаде (Праяге), 27 января – 25 февраля. Главный день – 10 февраля.
2015 г., с 15 августа по 13 сентября. Главный день – 13 сентября.
2016 г., с 22 апреля по 21 мая. Главный день – 21 мая.

Материал подготовлен для «Частного Корреспондента»

садху

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: