1 сентября 1896 года родился Шрила Прабхупада, основатель и духовный лидер Международного общества сознания Кришны

Свами Шрила Прабхупада

          Существует три величайшие угрозы советскому образу жизни: западная культура, рок-н-ролл и Харе Кришна.
                    С. Цвигун, зампред КГБ, 1981г.
        Стать пылью с лотосных стоп Шри Санатаны, Шри Рупы и
        Рагхунатхи Госвами — вот что должно быть нашей конечной целью.
          Бхактисиддханта Сарасвати, духовный учитель Ш. Прабхупады

Один из последователей Прабхупады, Гопал Гхош, рассказывал, что как-то раз в 1960-м году зашел к нему, когда он жил в своей аскетичной комнате в храме Радхи-Дамодары во Вриндаване (Индия). Прабхупада сидел за маленьким столиком и писал бенгальский перевод “Бхагават-Гиты” американской авторучкой “Паркер”. Такая ручка была (да и теперь остается кое-где!) в Индии редкостью. Прабхупада показал ее Гхошу и сказал: “Пар-кар”. На бенгальском “пар” означает “океан рождения и смерти”, а “кар” означает “переплывать водную преграду на лодке”. Прабхупада пояснил: если ты будешь регулярно петь мантру “Харе Кришна”, Господь Кришна сам перенесет тебя через океан рождений и смертей… Этот случай хорошо показывает, насколько погружен был Прабхупада в свой духовный мир, и в то же время насколько ясно он видел соприкосновение духовного с материальным, с нашей повседневной реальностью, где он публиковал свои книги – книги, изменившие мир.

Шрила Прабхупада родился, как все, – маленьким, сморщенным красным комочком. Его мать, Раджани, очень боялась за здоровье и жизнь сына, и приняла на себя суровый обет: есть только левой рукой, пока сын не вырастет и не спросит ее, почему она так делает. В Индии все едят правой рукой: это имеет глубоко уходящую в прошлое культурную и религиозную подоплеку, и есть левой, “оскверняющей”, просто немыслимо — это примерно как сесть за стол, не помыв руки после туалета… По поверью, сила этого неприятного обета такова, что ребенок просто не может умереть, пока мать держит его. Раджани сдержала свой обет, сохранив ребенка.

Отец же Шрилы Прабхупады, знатный купец Гоур Мохан Де, занимался продажей одежды и тканей, был человеком успешным в делах и весьма обеспеченным, но и вместе с тем религиозным. Он сам был, как говорят в Индии, “преданным Господа Кришны”, или, как сказали бы мы, “кришнаитом”. (Стоит отметить, что в Индии, где большинство населения поклоняется Вишну в том или ином воплощении, это норма.) Именно отец приучил будущего проповедника петь мантру “Харе Кришна” и совершать поклонение (“арати”) Кришне и Радхе, его божественной супруге, в семейном храме. Гоур Мохан также научил сына играть на мриданге – Классическом индийском барабане. На нем аккомпанируют пению киртанов – гимнов, восхваляющих качества Бога, но и само по себе звучание инструмента очень гармонично, способствует размышлению и вызывает радость. Таким образом, отец, со своей стороны, посодействовал развитию духовных устремлений Прабхупады.

Наконец, третьей составляющий, которая была необходима Прабхупаде для успешного завершения своего “квеста”, было благословение духовного учителя. Еще в молодости, ведя мирской образ жизни, он встретился с Бхактисиддхантой Сарасвати, весьма примечательным кришнаитским религиозным деятелем. Эта встреча состоялась в 1922 году. Любопытно, что как только Бхактисиддахнта Сарасвати увидел Прабхупаду, он сразу же сказал ему: тебе нужно плыть на Запад и распространить идею Сознания Кришны среди иностранцев! Молодой человек вначале не придал значения этому странному предложению, и даже, возможно, забыл о нем. Ему предстояло еще жениться, пожить жизнью семьянина, попробовать роль бизнесмена, а затем отречься от того и другого. Много лет спустя после той первой встречи, когда Прабхупада был уже учеником Бхактисиддханты Сарасвати (с 1933 г.) и обратился к нему с вопросом, какую садхану (духовную практику) ему нужно делать, учитель буквально повторил те же самые слова, которые сказал, взглянув в первый раз: поезжай на Запад, сделай из иностранцев преданных Кришны! Во второй раз Прабхупада не посмел ослушаться. Он и сам к тому времени понял, что ему уготован особый путь.

Будущему “пророку” пригодилось и чудесное здоровье, и глубокая религиозность, привитая еще в детстве, и напутствие духовного учителя. Шрила Прабхупада – или, как его уважительно называют последователи, Шри Шримад Абхай Чаранаравинда Бхативеданта Свами Прабхупада – за 12 лет совершил в прагматичной Америке, “стране желтого дьявола”, настоящую духовную революцию, подобной которой, пожалуй, не помнит история.

Prabhupada

17 сентября 1959 года Шрила Прабхупада принял санньясу, переселился
в верхнюю комнату храма Радхи-Дамодары и посвятил все свои силы переводу «Шримад-Бхагаватам» на английский язык и составлению комментариев. Он вставал в 3 ночи и начинал писать, при свете керосиновой лампы, прерываясь только чтобы почитать мантру “Харе Кришна”, приготовить себе что-нибудь поесть или пройтись по открытой веранде, чаще всего не более чем на 15 минут. Так проходил весь день. Не вставая из-за стола, Прабхупада мог видеть огромной сияющий лик Вриндаваначандры, самого высокого божества Кришны на алтаре близлежащего храма Дамодары! Так прошло шесть лет… Это была настоящая медитация, подвижничество. Потом Прабхупада вспомнит об этих годах как о лучших в своей жизни.

Закончив перевод, в августе 1965 года, Прабхупада поплыл на грузовом корабле “Джаладута” покорять Америку, имея в кармане всего 40 рупий (по тогдашнему курсу — 7 долларов США). Ему было тогда 69 лет. У старика даже не было денег на билет, но ему удалось договориться о бесплатном проезде. У Прабхупады имелись при себе лишь плетеная корзинка с несколькими экземплярами его перевода и комментариев к “Шримад Бхагаватам”, пара цимбал и непоколебимая, абсолютная уверенность в успехе. Он верил: что бы ни случилось, даже в самой тяжелой ситуации, Господь Кришна поможет ему и спасет от всех бед. Так и произошло.

Плавание Прабхупады продолжалось сорок дней, и это был, понятно, далеко не развлекательный круиз. Уже через несколько дней после отплытия “Джаладута” попала в сильные шторма, и Прабхупада не понаслышке узнал, что такое настоящая морская болезнь. Вскоре к этой неприятности добавилась еще более серьезная: у него начались сердечные приступы. И в первую ночь шторма, и во вторую Прабхупада испытал такие приступы, которые в его возрасте были смертельно опасны. Он уже думал, что не переживет третьего… Но на третью ночь ему во сне явился сам Кришна, и обещал свою полную защиту. Приступы больше не повторялись!

Прибыв в Нью-Йорк, Прабхупада испытал на себе все “прелести” эпохи Кали Юги, которая по индийским верованиям наступила сейчас на Земле – эпоха морального упадка и деградации. Всю зиму 1965-66 гг. Прабхупада едва сводил концы с концами, страдал от холода. Ему удалось продать всего несколько экземпляров своих книг. И все же, наконец, молва о каком-то новом таинственном духовном пути, предлагаемом проповедником из Индии, распространилась в среде хиппи.

Новообращенным запрещались (о ужас!) беспорядочный секс и наркотики, зато религиозная практика была просто чудо: надо было только петь ХАРЕ КРИШНА ХАРЕ КРИШНА КРИШНА КРИШНА ХАРЕ ХАРЕ без конца! Это “срывало крышу”. А все, что “срывало крышу”, по законам эпохи становилось популярным, как сама марихуана.

У Прабхупады вскоре появилась целая куча последователей: толпа любопытных, и среди них – горстка серьезных ищущих. В июле 1966 года Прабхупада всего с несколькими учениками основал Международное общество сознания Кришны (ISKCON). Затем организовал первое публичное воспевание Харе Кришна мантры в Вашингтон Сквер Парк (на Манхэттане). И слава нового движения стала расти.

Увидев, что “из искры разгорелось пламя”, Прабхупада отправился в свое фантастическое турне по всему земному шару. За 12 лет, которые оставались до его ухода из тела, он умудрился объехать вокруг света 14 раз — вполне жюльверновское достижение…И ему, словно Супермену из культового фильма, удалось “раскрутить” мир в другую сторону. Посреди Кали-юги появилось по-настоящему массовое ведическое учение, которым заинтересовались не только индусы, и еще как заинтересовались!

Во время своих путешествий Прабхупада фантастически много писал. Он закончил свою самую знаменитую книгу — “Бхагавад-гита, как она есть” — в 1968 году. Затем последовали “Ученье Господа Чаитаньи” (1968), “Кришна, Верховная Личность Бога” (1970), “Нектар преданности” (1970), “Шри Чайтанья-чаритамрита” в 17 томах (1973-1975), тридцать томов “Шримад-Бхагаватам” (1962-1977) и др. Всего Прабхупада написал более 80 книг (более 70 томов, более 9 млн. слов!). Сейчас уже трудно оценить масштаб распространения его литературного творчества, достаточно сказать, что по всему миру разошлось от 150 до 500 миллионов экземпляров его книг. Они переведены более чем на 30 языков мира. При этом труды Прабхупады – не просто “песнь души” или какая-нибудь религиозная агитация, как думают некоторые, шарахаясь от адептов “Харе Кришна”, которые чуть ли не бесплатно пытаются всучить заветные тома Прабхупады! Это произведения, признанные выдающимися знатоками ведической литературы как в Индии, так и в университетах Европы.

Шрила в Москве

Отдельного упоминания достойна история кришнаизма в России, которая началась в 1971 году с приезда Шрилы Прабхупады в Москву. Он намеревался дать здесь публичную лекцию на историческом факультете МГУ, однако советские власти не хотели этого позволить. Единственным человеком, с которым ему удалось побеседовать, был Григорий Котовский (сын “того самого” Котовского!), завотделом Индии и Южной Азии Института Востоковедения АН СССР. Также Прабхупада встретил встретился с Анатолием Пиняевым, востоковедом, имевшим некоторые познания в санскрите. Легенда об их встрече выглядит так:

«Будучи по роду мирских занятий фарцовщиком, Толя работал в очередной раз у гостиницы «Россия» и выпас у фирмы то ли какой-то клоуз, то ли валюту. Но тут, как назло, объявились оперативники, и Толе пришлось резко дергать. Бежать можно было только внутрь гостиницы, и выбора у него не оставалось. Анатоль дернул на этажи, ломанул по коридору и, в жесте отчаяния, вломился в первую попавшуюся дверь, лихорадочно захлопнув ее за собой. Затем обернулся и увидел напротив себя пожилого индуса в оранжевой тоге, сидящего в позе лотоса и с четками в руках. Толя такого приема, даже несмотря на всю отчаянность своего поступка, никак не ожидал. Индус оказался Шрилой Прабхупадой. Он объявил Толе, что специально сидел тут и ждал, когда Кришна пошлет ему первого апостола мисии Харе-Кришна в России. Анатолий сразу все понял и тут же в номере принял новое ведическое имя Ананда-Шанти и брахманский шнур. На улицу он вышел уже совершенно новым человеком, излучая благодать и успокоение: «Шанти, шанти!»». (Из книги Владимира Джа Гузмана «Тропой священного Козерога», Ред Фиш, Амфора, 2005 г.)

В отличие от Котовского, Пиняев получил от Прабхупады благословение и духовное имя, фактически став его первым учеником в СССР. Анатолию как раз мы и обязаны распространением гаудия-вайшнавизма в России. Поначалу безоблачная жизнь советских кришнаитов была жестоко испорчена КГБ в тот момент, когда они “расслабились” настолько, что решили официально зарегистрировать Общество Сознания Кришны. Списки членов предполагаемого общества поступили в органы, и всех упомянутых в них посадили либо в психбольницу (в том числе Пиняева), либо в тюрьму (на многих был сфабрикован компромат). По всей стране прошло несколько показательных процессов и сотни закрытых. В вину преданным Кришны вменялось, в частности, вегетарианство – как якобы вредное для здоровья. В 1988 году все обвиненные были реабилитированы. Сейчас на территории бывшего “Союза нерушимого” Общество Сознания Кришны активно действует и даже процветает, есть отделения в Москве и С.-Петербурге, построены храмы, где регулярно проходят ведические богослужения. Естественно, в отделениях Общества активно распространяются книги Прабхупады.

Prabhupada

Хотя комментарии Прабхупады к Бхагават-Гите и другим ведическим писаниям и проливают свет на его характер, его личность – все же это до некоторой степени иллюзия. Очевидно, что Прабхупада при написании своих книг входил в состояние чрезвычайно высокой концентрации сознания, состояние медитации – а медитировал он на Радху-Кришну и святых мудрецов-писателей Шри Рупу Госвами и Шри Дживу Госвами, которые были, так сказать, музами его творчества и духовными учителями. Поэтому его книги отражают, наверное, в большей степени личности этих мудрецов и святых, нежели его собственную. Тут он следует старой доброй традиции классической Ведической литературы, по которой не принято было выпячиваться и тиражировать себя, считалось хорошим тоном передать знание в его истинном виде — “как оно есть”, и зачастую даже анонимно. Вспомним, многие первоисточники йоги вообще не имеют автора: нельзя встретить в заголовке что-нибудь вроде “Записано со слов Шивы Васей Пупкиным”…

Как отмечает Маханидхи Свами в своей интересной, неформальной, биографии Прабхупады “Прабхупада в храме Радхи-Дамодары”, он вообще отличался аскетизмом, “отдыхал и жил просто, на нем был всего лишь один кусок ткани, обернутый сзади вокруг талии, пересекающий грудь и завязанный сзади на шее”. Известны забавные истории из жизни Прабхупады, когда он демонстрировал крайнюю отрешенность и какую-то абсолютную простоту. Например, однажды – уже в поздние годы, когда он был окружен миллионами преданных последователей – Прабхупаде не понравилось, как где-то на территории общины вымыли пол. Он долго отчитывал нерадивых европейских кришнаитов, а потом махнул рукой – и вымыл пол сам. Помыл, отжал тряпочку, повесил ее на ведро сушиться и прокомментировал — “Вот так надо, вы понимаете?” Понятно, уборщики были в трансе.

При всем своем очевидном писательском таланте, богатстве, знаменитости, Прабхупада избежал такого искушения, как культ своей личности, он не водрузил для себя небольшой такой, уютный золотой трон на вершину гигантской пирамиды Общества Сознания Кришны, которое уже при его жизни ворочало миллионами, а то и миллиардами долларов, имело собственность по всему миру и толпы преданных последователей, готовых идти по слову Прабхупады в огонь и в воду! Но Прабхупада просто продолжал медитировать.

Текст подготовлен для коммьюнити Чиптрип.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: