Олег Доброчеев Версия для печати
Естественнонаучные основы проектирования будущего

КАЛЕНДАРЬ ПЕРЕМЕН (14 – 20 ноября. Неделя острой нестабильности)

По нашим расчетам зародившиеся на прошлой неделе социальные и политические вихри на нынешней, имеют все основания усилиться, может быть даже до своих самых высоких в этом году пределов.

Что бы в такое драматичное время сохранить если и не весь свой бизнес, то хотя бы его часть или, в конце концов, свое здоровье, к переменам необходимо готовиться заранее (если и не за 8-9 месяцев, как это советует календарь перемен, то хотя бы за несколько дней).

Поэтому уточняем, что в период 15, 16 и 20 чисел ноября многим не помешают дополнительные меры предосторожности. Для тех же, кто преодолеет самые драматичные дни этого месяца без значительных потерь, 18 числа можно будет рискнуть и попытаться отыграть свое или даже его преумножить.

«Календарь перемен» поможет вам скорректировать свою деловую, творческую и физическую активность так, чтобы избежать лишних потерь и получить дополнительные преимущества. На зеленом поле календаря лучше всего решать деловые вопросы, связанные с необходимостью холодного ума и трезвого расчета. В этот период люди готовы адекватно воспринимать ваши слова, а вы – готовы адекватно их произносить. «Красные» дни отличаются нестабильностью в рациональных делах, зато для творчества это очень хорошее время, время неожиданных озарений и иррациональных креативных способностей. «Желтые» дни носят переходный характер. Они могут тяготеть и к «красному», и к «зеленому». В такие дни стоит импровизировать.

ПЯТАЯ РОССИЯ

Социальный проект, по которому страна
живет 10 лет и будет жить еще 70

(продолжение)

Часть I. Естественнонаучные основы проектирования будущего

1.2 Каждый может жить в любой стране, какой хочет, только ее физические, социальные и экономические размеры должны быть строго определенными
(«Философия Хозяйства», № 3, май- июнь, 2002 год)

Успешное проектирование самых различных объектов и систем начинается только там, где заканчивается построение концептуальных основ их теории. Так, например, широкомасштабное проектирование летательных аппаратов тяжелее воздуха началось только после открытия Жуковским формулы подъемной крыла самолета, а практическая космонавтика началась с опозданием приблизительно на полвека после открытия Циолковским принципа многоступенчатой ракеты и через три века после открытия Ньютоном законов механики. Первоначального базиса классической механики оказалось недостаточно, понадобились еще дополнительные изыскания и открытия в сфере телекоммуникационных технологий, материаловедения, авиации и т.д.

Похожий процесс бурного проектирования и строительства, но уже только социальных систем, имел место в XIX и XX веков, когда практически сразу вслед за открытиями Маркса даже в самой общей форме законов смены общественных формаций и развития капитализма в России начался детальный социальный эксперимент под названием «социализм».

Может быть, в связи с окончанием этого своеобразного полномасштабного «пилотного» проекта человечества или, по крайней мере, его первой фазы — советского социализма, пора подвести некоторые теоретико-познавательные итоги и наметить, если это возможно, вехи перспективных проектных решений? Насущная необходимость подобного рода переосмысления социального опыта после событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке становится актуальной не только для России, но и для мира в целом.

Возвращаясь с позиций нынешнего времени к предшествующему социальному опыту, стоит заметить, что 100 лет назад теоретический базис, необходимый для построения социализма в отдельно взятой стране, был недостаточен. В этом, правда, отцы-основатели Советской России отдавали себе отчет практически сразу после начала эксперимента. Ведь усовершенствование проекта началось прямо по его ходу. Вот только некоторые вехи: военный коммунизм, НЭП, коллективизация, индустриализация, волны экспансии конца 30-х годов на востоке — в Монголии и на западе — в Финляндии, построение коммунизма, ускорение.

Теперь, по прошествии времени, после исследований Н. Кондратьева, А. Чижевского и современных изысканий в свете гипотезы естественного социального развития, становится понятно, в сущности, очевидное — невозможно в несколько шагов перепрыгнуть пропасть от одной социальной системы к другой!

Для осуществления эволюционного социального перехода нужны либо теоретические модели общества, не уступающие по точности естественнонаучным, либо социальное экспериментирование, часто на грани катастрофы, что мы и наблюдаем повсеместно в истории. И нынешнее время — глобализации, — к сожалению, не является исключением из правил. Политическая напряженность, несмотря на публично исповедуемую человечеством «теорию устойчивого развития», сегодня только нарастает. Значит, нужен поиск новых концептуальных оснований для новых социальных проектов.

В качестве одной из таких теоретических основ, прошедших к тому же определенный период эмпирических изысканий, рассмотрим гипотезу природоподобного социального развития.

Самая краткая суть гипотезы естественного или, по-другому, неустойчивого социального развития, заключается в существовании количественного подобия в пространственной и временной изменчивости социальных и природных сред.

Еe же формальное содержание имеет следующий вид.

Колебания энергии общества на относительно больших интервалах времени и масштабах пространства статистически достаточно строго описываются уточненным автором уравнением А. Колмогорова, связывающим масштабы флуктуации энергии (Е), характерные размеры общества (l или
S = l2), а также мощность процессов его жизнедеятельности (W) вместе с некой мерой динамической неустойчивости социального процесса (De)

E ~ C (l + De) 2 W 2/3 S 1/3 (1)
где С — эмпирический коэффициент.

Фактически гипотеза неустойчивого развития природных сред уточняет закон А. Колмогорова в случае приближении масштабов флуктуации в системе к ее физическим границам:
De → – l.

В этом пределе в сплошных средах предполагается образование подобных друг другу устойчивых когерентных или, иначе, сотовых структур.

Детальные исследования закона диссипативного развития общества (1) позволили недавно установить, что среди физических характеристик как социальной, так и окружающей природной среды исключительное влияние на масштабы социальной энергии оказывает климатический фактор. Анализ масштабов энергопотребления в различных по климатическим условиям регионах планеты выявил их отрицательную экспоненциальную зависимость от средней температуры окружающей среды:
C ~ 10 -bT (2)

Рассматривая общество как естественную природную систему, под его характерными физическими размерами можно понимать площадь социального образования S ~ l2, а под суммарной работой, затрачиваемой на поддержание жизнедеятельности W, — ее какой-либо экономический эквивалент (ВВП, например). Определенные трудности возникают с оценкой количественной меры динамической неустойчивости или «хаотичности» общественной жизни — критерия De (в условиях социальной упорядоченности критерий De является отрицательной величиной), хотя на качественном уровне правдоподобный характер влияние этого фактора на энергетику общества не вызывает сомнения. Действительно, и согласно формуле (1), и исходя из социального опыта повышение организованности общественной и хозяйственной деятельности (понижение отрицательного De) сопровождается уменьшением энергетических потерь общества, и, наоборот, повышение хаотичности жизни приводит к излишним потерям социальной энергии.

Формальное определение устойчивости локального объема, какой либо сплошной среды, будь то физической или социальной, линейным размером l, имеет следующий вид:
De = -l / L, (3)
где L — мера динамической устойчивости локальных образований сплошной среды, выраженная в единицах длины.

В случае достаточно устойчивого социального образования это может быть расстояние между его естественными физическими границами, начиная с размеров земного шара и, заканчивая расстояниями между естественными преградами или водоразделами, как это, например, ярко проявляется в существовании Англии и Новой Зеландии, США, Канады и Австралии и т.д.

Исследования предельных уровней развития природных систем, выполненные более 10 лет назад Жирмунским и Кузьминым, если их распространить на общество, позволяют на основе знания его масштабов в целом (площадь земного шара) выделить целый ряд характерных размеров наиболее устойчивых социальных подсистем:
L ~ 8000, 3000, 1000, 400, 150, 60, 20, 8 км ... 2,7 м. (4)

Как ни странно, именно такими физически разрешенными размерами и ограничены многие известные государства мира или их наиболее крупные части. Например, современная Россия после распада СССР с запада на восток простирается действительно где-то на 8 тыс. км, а достаточно стабильные по размерам Китай, США и Канада с Бразилией в поперечнике тоже имеют приблизительно 3 тыс. км. Любопытно, но линейные размеры штатов США в точном соответствии с рядом чисел (4) составляют в среднем около 400 км.

В прямом соответствии с флуктуационной теорией социального развития происходят в обществе и крупные колебания его общественной энергии — их периоды пропорциональны площади социально-экономических систем в степени 1/3
t ~ S 1/3 (5)

Именно этой закономерностью можно объяснить то, что общественно-политическая жизнь Китая и США, благодаря одинаковым размерам государств, несмотря на глубокие исторические и политические различия, колеблется строго в одном режиме — с периодом около 60 лет. Очевидное же различие в поведении этих государств — что во внутри-политической жизни, что во внешней, проявляется в том, что китайцы о своем 60-летием цикле знают тысячелетия, а американцы всего лишь лет 50, после исследований Н. Кондратьева, А. Чижевского и др.

В великой же по размерам России, в полном соответствии с физической моделью общества (5), период между радикальными общественно-политическими трансформациями должен занимать больше времени, чем в США или Китае. Для страны размером с СССР — около 80 лет и для государства в его нынешних границах — около 74 лет. Таковыми и оказались расстояния во времени от революции 1917 года до распада СССР в 1991 году, или от пика социально-экономического кризиса 1918 года до «дефолта» 1998 года, или от первой революции 1905 года до «перестройки» Горбачева 1985 года, или от восстания декабристов 1825 года до революции 1905 года и т.д. Однако в России, в отличие от США или Китая, об этом ее удивительном и в то же время простом физическом качестве многие только подозревают, вспоминая время от времени Ф. Тютчева: «...умом Россию не понять, аршином общим не измерить» (выделено мною. — О. Доброчеев).

После подобного рода изысканий по нелинейной динамике общества, несколько перефразируя Г. Форда, можно сказать: каждый сегодня может жить в любом государстве, в каком захочет, только, размеры его хозяйства и социально-экономический цикл жизни в строгом соответствии с физической моделью общества должны быть либо 22 млн. кв. км и 80 лет, либо 9 млн. кв. км и 60 лет, либо 2,5 млн. кв. км и 40 лет и т.д. При этом масштабы энергетики общества и энергоемкость национального продукта тоже в полном соответствии с его физической моделью (1) должны быть пропорциональны размерам страны и обратно пропорциональны ее средне-климатической температуре и т.д.

Это сегодня. А в каком физически разрешенном обществе сможет жить человек завтра?

Таблица устойчивых социально-энергетических
состояний общества — социальных атомов

Таблица №1

Характеристика

L, км

Т, год, неделя

Е ~ Т,
ГВт

W ~ E 3/2,
$ млрд.

N max,

млн.

22000

230 лет

400

7500

12000

11000

140 лет

250

3500

6000

4900

80 лет

140

1500

2500

3000

60 лет

100

1000

1600

1800

43 лет

70

600

1000

1100

30 лет

50

360

600

400

16 лет

30

140

220

150

8 лет

15

50

80

54/33

4/3 лет

7/5

20/12

30/18

20/12

2/1.5 лет

4/3

7/4

11/6

7.4

60 нед.

2

2.4

4

1

15 нед.

0.5

0.3

0.5

0.2

5 нед.

0.2

0.06

0.1

0.018

1 нед.

0.03

0.005

0.009

0.001

1/7 нед.

0.004

0.0003

0.0005

Некоторые справочные данные
Таблица №2

Система

Характеристики 1990-х годов

L, км

Т, год, неделя

Е ~ Т,
ГВт

W ~ E 3/2,
$ млрд.

N max,

млн.

Земной шар

22600

6000

Суша/США

11800/

3000

140/70

–/400

–/7000

6000/

250

СССР

4700

74

124

1100

240

Китай

3095

60

100

500

1130

Индия

1800

?

45

300

920

ЮАР

1100

?

20

122

52

Англия

500

20

40

1000

58

Бельгия

180

?

8

200

10

Москва

33

4

5

30

9

Лихтенштейн

13

АЭС

8

60 нед.

2

2

?

1. Размеры устойчивых социальных ячеек L и их населенность N рассчитаны в соответствии с теорией предельных уровней развития природных систем Кузьмина и Жирмунского.
2. Характерные периоды изменения состояния социальных систем Т рассчитаны, а мощности энергопроизводства Е и жизнедеятельности — ВВП (W) — оценены с погрешностью до коэффицента 2n по уравнениям теории социальной турбулентности.

продолжение




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>