Илья Миллер Версия для печати
Шэрон Стоун. Ледяная королева

В 1992-м году в местных ларьках появились пиратские видеокассеты с отпечатанными на машинке буквами – «ОСНОВНОЙ ИНСТИНКТ. ЭРОТ./ТРИЛЛЕР». В то время кассеты, как правило, щедрыми пиратами дописывались часовыми видео-выпусками «Плэйбоя» или «Пентхауса», и еще неизвестно, что было горячее – основной фильм или «десерт». 30 марта на экраны вышло продолжение фильма с Шэрон Стоун, и имеет смысл подумать, есть ли в этом фильме какая-либо другая ценность, помимо сугубо ностальгической.

«Во-первых, я не помню, как часто я дрочил, но помню, что много. Во-вторых, я не был зол на своего отца - даже когда уже достаточно подрос, чтобы понимать, чем они с мамой занимаются в спальне. В-третьих, я не смотрю в унитаз, прежде чем спустить воду. В-четвертых, я давно уже не мочился в кровать. В-пятых, почему бы вам двоим не пойти потрахаться друг с другом? Все, я пошел». Такой вот гневной отповедью психоаналитикам в самом начале «Основного инстинкта» детектив Ник Каррен разбил в пух и прах всевозможные отсылки к Фрейду, и тем самым наложил вето на любые попытки прочесть в фильме какой-либо подтекст.

Кадр из фильма "Основной инстинкт". 1992 г.«Основной инстинкт», самый коммерчески успешный фильм 1992-го года, явил миру блондинку-секс-бомбу Шэрон Стоун, и честно выложил свои претензии – типичный пример метода «то, что видишь, то и получаешь». А видели все зрители, по сути дела, лишь то, что крутой коп путается («трахается, как крысы в канализации», как говорилось в сценарии Джо Эстерхази, стоившего заоблачные по меркам 1992-го года три миллиона) с опасной женщиной, знающей толк в убийстве ножиком для колки льда.

В 1992-м году казалось, что всем человеческим существам, населявшим планету на тот момент, неожиданно стало 17 лет. Мега-поп-звезда Мадонна, проходившая через период подражания Мэрилин Монро, синхронно выпускает свой альбом под названием «Erotica» и книгу бисексуальных фотографий с уклоном в садомазохизм под названием «Sex». Тем временем секс снова становится опасным занятием, впервые за тридцать лет – вследствие разразившейся в 1980-х эпидемии СПИДа.

В семнадцатилетнем возрасте любое проявление человеческой сексуальности воспринимается именно так – остро, мучительно, с пониманием того, что что-то интересное проходит без твоего участия в этом. Смотреть «Основной инстинкт» было сродни листанию под одеялом с фонариком журнала эротического содержания.

От роли в «Основном инстинкте» отказались все актрисы класса «А», которые существовали на тот момент – Деми Мур, Джулия Робертс, Ким Бейсингер, Мишель Пфайффер, Грета Скакки, Мег Райан. Согласилась Шэрон Стоун, уже работавшая с Верхувеном на съемках фильма «Вспомнить все».

Стоун благоговела перед Мэрилин Монро так же пламенно, как и Мадонна, и свою карьеру выстраивала под нее. Карьера Монро пошла в гору после того, как позировала обнаженной для обложки журнала «Плейбой». К 1990-му году Стоун обнажилась в трех фильмах, но это не привело ни к какому скандалу в масс-медиа, Голливуд остался невпечатленным обнаженкой очередной «бимбо».

Однако слово «бимбо», уничижительное обозначение блондинки с поверхностными представлениями о жизни, к Стоун относилось лишь номинально – ее коэффициент интеллекта достигал 156 баллов, непомерная величина для голливудских актрис. Поэтому Стоун полностью отдавала себе отчет в том, какой риск и какие барыши может принести позирование голой. Тогда Стоун буквально последовала по стопам Монро - снялась голой для обложки «Плейбоя». На обложке насквозь промокшая Шэрон Стоун с обнаженной грудью обсасывала кубик льда, а внутри, на десятистраничной фотосессии, в кружевном белье и шпильках, взбиралась на узкую пожарную лестницу. Номер журнала был моментально распродан, и, став коллекционным экземпляром, принес Стоун скандальную славу.

Кадр из фильма "Основной инстинкт"Самый известный голландский режиссер Пол Верхувен говорил, что изначально собирался снимать «Основной инстинкт» с благим намерением первым показать в голливудском фильме эрегированный пенис – это не удалось сделать ни ему (на Майкла Дугласа сейчас бы смотрели, кончено, совсем другими глазами), ни кому-либо другому до сих пор. Но Верхувен добился другой удачи, носящей строго гинекологический характер – та самая сцена допроса и крупный план раздвинутых ног, из которого становится ясно, что героиня Шэрон Стоун демонстрирует свое пренебрежение не только к курению в строго отведенных местах, но и к ношению нижнего белья.

На разгуливании без трусиков как высшей степени удовольствия, доступного женщине, еще в 70-х была целиком построена сугубо эротическая «Истории О» Жюста Жакена. Но для Голливуда эта тема была новой и куда более спорной. Позже Стоун заявляла, что Верхувен добился этого кадра обманом, сказав, что сниматься сцена будет в полумраке, и потом попросил ее избавиться от белья, потому что оно отражало свет. Когда Стоун увидела финальный вариант фильма на большом экране, она разревелась и отвесила Верхувену звонкую оплеуху.

Непосредственно постельные сцены в «Основном инстинкте» были настолько хореографично-постановочными, что Стоун назвала их дуэт с Дугласом «горизонтальными Фредом и Джинджером 90-х». Интересно, что Стоун обожала черно-белые мюзиклы с Фрэдом Астером и Джинджер Роджерс еще с детства. Сниматься в постельных сценах для нее не составляло никакого труда – Пол Верхувен говорит, что куда больше проблем у нее возникало с насилием и убийствами, в которые вовлечена ее героиня, и от вида крови она могла упасть в обморок.

Фигура Кэтрин Траммелл, сочинительницы детективов с названиями вроде «Любовь причиняет боль», для кинематографа Голливуда 90-х стала давно напрашивавшейся вариацией на тему женщины-вамп. Траммел была агрессивно сексуальна, охотно и откровенно обнажалась и обладала исключительно гламурным обаянием. Костюмы, которые она меняет на протяжении фильма, до единого повторяют костюмы Ким Новак из «Головокружения» Хичкока. Верхувен утверждает, что пытался снимать сцены между Дугласом и Стоун так, как их снимал бы Хичкок, если бы ему кто-нибудь бы позволил такое снять в принципе.

Добавьте к этому саундтрек, зловещие движения камеры и место действия – все тот же Сан-Францсико, что в «Головокружение». Убийство и интрига была лишь отговоркой, предлогом для Верхувена наполнять постельные сцены различными другими аспектами. Эти аспекты завели гей-активистов образца 1992-го года в тупик – они устраивали демонстрации и пытались сорвать съемки фильма, думая, что в лице Кэтрин Треммелл будет выведена еще одна злобная хищница-лесбиянка (свою бисексуальность главное подозреваемое лицо выставляло напоказ), оказывающаяся всего лишь сексуальной игрушкой для гетеросексуального мачо. На самом деле в планы Верхувена никоим образом не входило льстить гетеросексуальному тщеславию и мужскому нарциссизму – детектив Дугласа, как показывает финал с двойным дном, остается уверенным лишь в собственной неадекватности. Нео-нуар еще никогда не был так близок к черной комедии.

Эффект от «Основного инстинкта» был настолько сильным, что пародии на него всплывают до сих пор. В одном недавнем мультсериале выдвигается сатирическое предположение, что Шэрон Стоун сделает на Бродвее свою версию нашумевших «Монологов вагины», в стиле «театр одного актера». Как говорится в мультфильме, «мы все видели вагину Шэрон Стоун, и она тоже не умеет играть». Над актерскими навыками Шэрон Стоун потешались все, кому не лень. И в плоских пародиях вроде «Фатального инстинкта», «Мир Уэйна-2», «Горячие головы-2» в знаковом для начала 90-х стиле братьев Цукеров не было особой нужды. Сразу же после «Основного инстинкта» сама Стоун несколько раз подряд спародировала свой же образ - в таких совершенно несмотрибельных фильмах, как «Щепка», «Окончательный анализ», «Дьяволицы» и «Специалист».

Несмотря на это, ее влияние и сила в Голливуде были так велики, что она могла позволить себе выписать из Австралии неизвестного тогда актера по имени Рассела Кроу, дабы тот сыграл ее пассию в нео-вестерне «Быстрый и мертвый». Когда ей сказали о том, что Мадонна хочет поцеловаться с ней, Шэрон Стоун (которую СМИ уже наградили панибратской кличкой «Шэзза»): «Нет, только не в этой жизни. Почему? Да потому что я – единственная, с кем она еще не делала этого».

Но зачем же нам сейчас продолжение «Основного инстинкта»? Шэрон Стоун жалуется, что из фильма вырезали все хоть сколько-нибудь откровенные сцены (это с ней не в первый раз происходит – во время съемок «Женщины-кошки» она винила консервативную партию во главе с Джорджем Бушем-мл. в том, что не решилась поцеловать Халле Берри в кадре).

Обязательно поддастся новому переосмыслению фраза Кэтрин Трэммелл «Вы не арестуете меня за то, что я курю здесь?» - ибо за курение в неположенных местах сейчас очень даже арестовывают. Непременно - кадр, в котором Шэзза задумчиво повертит в руках острый ножик для колки льда.

На момент выхода фильма Стоун стукнуло сорок восемь лет – примерно столько же было Майклу Дугласу во время первой части. Но дело не в том, что Стоун берется за то, что в Голливуде считается делом заведомо смелым – обнажиться в столь почтенном для актрисы возрасте. Если что, ее несомненно утешит советом коллега по съемочной площадке Шарлота Ремплинг, в свои неполные шестьдесят сделавшая полную обнаженку в «Бассейне» Франсуа Озона. Дело в том, что «Основной инстинкт-2» уже пытались снять неоднократно, в том числе и с участием Шэрон Стоун – но стерильность и просчитанность оригинала все подобные попытки сводила на нет.

Просто человечеству нестерпимо хочется, чтобы ему опять стало семнадцать, снова увидеть Шэрон Стоун в дерзкой мини-юбке (под которой ничего нет, как полагается). Что наш покой, наш сон превратила шутя.

Кадр из фильма "Основной инстинкт 2". 2006 г.




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Рибху Гита. Сокровенное Учение Шивы
Великое индийское священное Писание в переводе Глеба Давыдова. Это эквиритмический перевод, т.е. перевод с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала, а потому он читается легко и действует мгновенно. В «Рибху Гите» содержится вся суть шиваизма. Бескомпромиссно, просто и прямо указывая на Истину, на Единство всего сущего, Рибху уничтожает заблуждения и «духовное эго». Это любимое Писание великого мудреца Раманы Махарши и один из важнейших адвайтических текстов.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Мы издаем "Места Силы / Шаманские экскурсы" Олега Давыдова в виде шеститомного издания, доступного в виде бумажных и электронных книг! Уже вышли в свет Первый, Второй, Третий, Четвертый и Пятый тома. Они доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Пять Гимнов Аруначале: Стихийная Гита Раманы
В книжных магазинах интернета появилась новая книга, переведенная главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это книга поэм великого мудреца 20-го столетия Раманы Махарши. Рамана написал очень мало. Всего несколько стихотворений и поэм. Однако в них содержится мудрость всей Веданты в ее практическом аспекте. Об этом, а также об особенностях этого нового перевода стихотворного наследия Раманы Глеб Давыдов рассказал в предисловии к книге, которое мы публикуем в Блоге Перемен.





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>