Димамишенин Версия для печати
ЦЕННЫЕ БУМАГИ: Иллюзия городской войны (2008)

Я болтаюсь между Ленинградом и Москвой,
Я здесь чужой, я там чужой.
В Москве я ленинградец, в Ленинграде - москвич,
Нашла коса на камень, стекло на кирпич.
Константин Кинчев, из альбома “Энергия”

Вступление

Летом 1999 года ко мне в гости в Санкт-Петербург приехала мятежная московская поэтесса Алина Витухновская. Она вышла из тюрьмы (где находилась по обвинению в драг-диллерстве) и оказалась практически во всех глянцевых журналах и на тв-каналах того времени в роли скандального персонажа и богемного диссидента. Я был под впечатлением от ее деятельности, хотя у нас с ней и не было никаких идеологических или творческих точек пересечения: ни как с художником, ни как с девушкой. Это мы поняли довольно быстро во время нескольких дней скитаний по газетам и радиостанциям, где мы болтали, и вся наша болтовня превращалась в интервью.

В чем-то мы представляли две кардинально противоположные личности, воплотившие в себе буквально альтернативный дух городов, в которых мы жили. Это проявлялось даже в одежде. Я был в поло Шевиньон, джинсах Ливайс – все куплено у “Джамилько” (популярной в конце ХХ века сети магазинов). На ногах белые кеды “Конверс”. Пахну “Дизелем плюс плюс”. Такой гранж прикид. Она была в черных кожаных джинсах, военной рубахе цвета хаки, тяжеленных ботинках, в которых наверняка ей было дико жарко и неудобно, но зато видок создавался весьма воинственный и непримиримый. Когда она переоделась в домашнее, устраиваясь на ночлег, оказалось, что вместо ночнушки у Алины еще и футболка со свастикой, прям как у Сид Вишеза в “Рок-н-ролльном надувательстве”. В общем, она выглядела так, как выглядели девочки из Ленинградского рок-клуба моего школьного детства. Это было ностальгически приятно в канун миллениума – встретить такую рокершу среди рейвующих люминесцентных бабочек. Особенно меня умилила сценка в коридоре, когда Алина разгребала походный рюкзак и извлекла на свет магнитофонную кассету с группой “Баухауз”. Да-да! В 1999 году еще были отдельные ретро-экземпляры, не перешедшие на компакт диски. С настоящим девчоночьим понтом знатока она спросила меня: “У вас это уже слушают или еще нет?”

Я не сдержался и рассмеялся. Она смутилась от непонимания природы моего смеха. Я не стал объяснять, что “Баухауз”, “Джапан” и “Дэлис Кар” “у нас” слушали все старшеклассники и выпускники средней школы в конце 80-х годов, а не на сломе тысячелетий. Проводив гонимую поэтессу земли русской в гостиную и показав то, что слушали и смотрели тогда в Санкт-Петербурге, наполнив ее рюкзак до краев новинками мировой культуры, я еще раз убедился в скромной просветительской миссии питерцев и в наивной неоправданной самоуверенности москвичей.

Сравнивать Москву и Санкт-Петербург обожают москвичи. Недавно меня приглашали обсуждать эту тему на радио “Мегаполис”, и я был удивлен тому, насколько это волнует ведущего и слушателей. Я никогда не понимал, впрочем, почему? По-моему, это неблагодарное занятие. Как сравнивать Антверпен и Амстердам. В первом городе живут все мои любимые бельгийские модельеры, но зато во втором я чувствую себя на улице так же расслабленно, как дома, и на любой чистенькой ступеньке и скамейке могу присесть, как на диванчик. Что лучше? Где интереснее? Это равноценно тому, чтобы сказать «я люблю блондинок» и совершенно перестать обращать внимание на брюнеток и рыжих. Предпочитать Скарлет Йохансон и пренебречь Натали Портман. Если ты дальний потомок Генриха VIII, то ты вправе поступать, как хочешь, но от разнообразия отказываться нет особого смысла! Поэтому я выделю семь наиболее мнимых и надуманных отличий двух городов и покажу их иллюзорность на конкретных примерах. Иногда у меня это получится, а иногда я даже кое в чем соглашусь с мнением москвичей.

Иллюзия № 1: ВСЕ РОЖДАЕТСЯ В ПИТЕРЕ

На первый субъективный взгляд главное отличие Санкт-Петербурга от Москвы в том, что все придумывается в Питере, а потом эксплуатируется в Москве.

Первый в истории России частный инди-клуб “Там-там” был основан виолончелистом группы “Аквариум” Севой Гаккелем на Васильевском острове города Санкт-Петербурга. И именно с него берет свое начало клубный бум начала 90-х гг. Рейволюция также, само собой, была рождена в Питере. И экспортировалась в виде “Гагарин-пати”, с которых можно вести отсчет по-настоящему модной ночной жизни столицы. История с Фортами, придуманными и проведенными на грани веков питерцами и поставленными на поток с 2002 года москвичами – также отличный пример того, где происходит креатив, и кто потом пользуется его плодами.
Но это все на первый субъективный взгляд. Взгляд же объективный говорит нам о следующем.

Ни о какой независимой сцене, рейвах, сквотах, ди-джеях и художниках с берегов Невы никто в стране так бы никогда и не узнал, не будь московских Средств Массовой Информации.

Во всем, что касается не креатива, а распространения: официального, тиражного и периодического, – Москва обгоняет и опережает Питер непринужденно и легко. “ОМ” и “Птюч” при поддержке бизнеса были чисто московским явлением, изменившим нашу среду обитания навсегда и проложившим путь глянцевым журналам в наш быт и бытие. Режиссер Сергей Соловьев выпустил “Кино”, Африку и даже великого БГ не только на большой экран в формате фильма “Асса”, но и на уровень мейнстрим-культуры, которой они при всей их популярности никогда не являлись и быть ею, в принципе, не могли.

Московские деньги и связи помогают петербуржцам быть увиденными и услышанными за пределами своего волшебного камерного города и радовать не только экзотических читателей “WIRED” и “ID”, но и своих соотечественников в регионах. В Петербурге за всю его историю так и не появилось ни одного нормального модного журнала или ТВ-канала. Немногочисленные публикации в “Собаке” и передачи типа «Тихий Дом», “Камыши” и “Демо” на СТС – редкие исключения, доказывающие дефицит СМИ в Питере.

ИЛЛЮЗИЯ № 2: ВСЕ ЛЕГЕНДЫ ИЗ ПИТЕРА, ВСЕ ЗВЕЗДЫ В МОСКВЕ

В принципе, даже главная суперзвезда Российской эстрады и альтернатива Аллы Пугачевой Сергей Шнуров – из Ленинграда, в прямом и переносном смысле этого слова. Все реальные культовые личности искусства – от Тимура Новикова до Сергея Курехина – из Санкт-Петербурга.

Это глубокое заблуждение не выносит даже легкой критики.

Самый крутой из ныне живущих литераторов Ярослав Могутин был “москвичом” до того, как превратился в нью-йоркского космополита. Одна из самых инопланетных девушек мира Жанна Агузарова также из Москвы и обитает в ней. Кто настаивает на исключительности одного из городов в поставке героев Родине – полный олух.

Так же недалек наблюдатель, который уверен, что только московские звезды могут считаться общероссийскими и национальными, а питерские звезды носят всегда сугубо местечковый характер. Виктор Цой и Борис Гребенщиков известны каждому школьнику. Да и в старину Александр Сергеевич Пушкин и Федор Михайлович Достоевский неоднократно доказывали ошибочность подобного утверждения.

Оба города богаты талантами, легендами и звездами, как и Лондон или Нью-Йорк и любой другой сити, находящийся в центре исторических событий не один век, и постоянно генерирующий в себе новое поколение гениев.

ИЛЛЮЗИЯ № 3: В МОСКВЕ ВСЕ ЕСТЬ

В Москве все есть, потому что там все деньги страны. Но именно в Санкт-Петербурге почему-то открыт единственный в стране официальный шоп Comme des Garcons, который, как ни крути, представляет наиболее прогрессивный бренд в моде и задает основополагающие тенденции, порождая массы последователей и адептов от парфюмерии до одежды. Чего стоит только одна их партизанская концепция открытия бутиков в помещениях без изменения интерьеров бывших там магазинов, кафе или офисов.

Москве есть чем похвастаться. Тот же AGENT PROVOCATEUR представляет собой идеальный образец люксового магазинчика в Столешниковом переулке. С продавщицами, встречающими тебя в нежно-розовых домашних тапочках и халатиках на голое тело в салоне с нижним бельем и хлыстами. Но весовые категории сына Вивьен Вествуд и Рей Кавакубо все-таки неравны. Великая японка легко уложит на лопатки любого, кто встанет у нее на пути в ближайшие полвека.

ИЛЛЮЗИЯ № 4: В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ЛУЧШИЕ КЛУБЫ

Конечно, нет. Такого большого выбора, как в Москве, в Питере не существует. Ни в клубах, ни в ресторанах. Москва – калейдоскоп из мест и событий. Ведь чаще всего привоз артистов, модельеров и музыкантов в Петербург вторичен, и идет за счет Московских спонсоров в виде частных лиц или корпораций, головные офисы которых находятся, конечно же, в Москве. Поэтому чаще всего сначала происходят показы и концерты в столице, а потом уже перемещаются в город на Неве.

Во многом клубы и рестораны в Санкт-Петербурге делаются с оглядкой на московский стиль. Иногда это проявляется и в культуре – например, появляются такие подделки под “КРОВОСТОК”, как “КАЧ”. И в этом есть некое несоответствие первичности Петербурга как «креативного монстра, традиционно поставляющего в Москву все самое передовое и модное, но остающегося на периферии во времена жесткой эксплуатации своих идейных ресурсов».

ИЛЛЮЗИЯ №5: МОСКВА ПОЛИТИЗИРОВАННЕЕ ПИТЕРА

Питер политизирован по-своему и весьма оригинально. В нем не поддерживать земляка-президента и быть несогласным – настолько общепринято, что нет смысла сие даже афишировать. Санкт-Перебургская альтернатива расслабленная и ненапряжная. То, что СП не подвергался во время двух чеченских войн терактам, явно говорит о том, что позиция городского населения всегда была ярко выражено антиправительственной, что делало их неприкасаемыми в любых горячих и холодных войнах. Начиная с восстания декабристов. За редким исключением Блокады, когда временно интересы горожан и страны совпали в отпоре немецким оккупантам. В остальном Санкт-Петербург рассматривает себя как отдельное государство. Он населен прирожденными сепаратистами. Отделение города Петра от России – давняя мечта каждого петербуржца. Вот такие патриоты живут на севере.

То, что вся политика делается в Москве, звучит смешно, учитывая происхождение последних двух Президентов Всея Руси.

Всем известно также, где начали происходить самые известные убийства неонацистами антифашистов. Спокойный и агрессивный город на Неве, безусловно, является не только колыбелью революции, но и общероссийского фашизма. Как все это уживается в нем – надо спросить у москвичей, в городе которых эти противоречия выражены в не меньшей степени.

ИЛЛЮЗИЯ № 6: ПИТЕР КРАСИВЕЕ МОСКВЫ

Самая талантливая из молодых московских фотографов, восемнадцатилетняя Даша Ястребова, говорит о Питере так: “Когда я там, у меня глаза разбегаются, Дима! Я хочу и в этом доме пожить! И в том! А смотришь на другой стороне моста – еще лучше! Везде хочется быть и никогда не покидать этот open air музей”. Я целиком с ней согласен и ежедневно испытываю такие же ощущения в Санкт-Петербурге! Дурея от его архитектурных красот.

Каждый раз, когда я еду в такси по Питеру, чувствую себя обласканным прекрасным со всех сторон. Как член во рту любовницы. Однако, когда я нахожусь в Москве, то понимаю, что ценность того немногого и достопримечательного, что в ней есть, еще более высока, чем в Питере, где это великолепие на каждом углу! Потому что понимаешь, как за такими зданиями скрывается истинная магия. Чтобы строить в аристократическом Петербурге дворцы много ума не надо! Это естественная эстетическая потребность на генном уровне. А вот в трэш-купеческой и провинциально-эклектичной Москве – это признак изысканного вкуса владельца и явно голубого цвета его крови.

И я вижу на примере ресторатора Андрея Делосса, основавшего клуб-ресторан “ЦДЛ” в модерновом замке графини Олсуфьевой, где располагалась масонская ложа, как в его персоне воплощается кино-фантазия великого санкт-петербургского фильма “Господин-оформитель”. Когда есть такие господа, я понимаю, что чувствую себя замечательно и уютно в обеих столицах моей Родины. Благодаря красоте любые границы стираются и исчезают. И вы легко живете, просто наслаждаетесь прямо сейчас... И проходя мимо Особняка Арсения Морозова в центре Москвы, разглядывая ракушки на его стенах, я испытываю эстетический приход такой мощи, который встречаю только в родном и любимом сити при виде Казанского Собора в лучах летнего солнца. Земноводный частный дом в мавританском стиле настолько выделяется из всего виденного и окружающего, что сердце замирает от восторга и переполняется восхищением перед его давно почившим владельцем, который оставил нам бессмертную частицу себя.

Единственное разительное отличие между городами я вижу только в просторе – при чем состоящем из геометрии и религии. Санкт-Петербург, несмотря на статус мегаполиса, город абсолютно камерный, религиозно терпимый и подходящий и для мечетей, и для буддийских храмов, и для католических костелов. Открытый, идеально разлинованный и гармоничный. Его цивилизованный вид находится в единой плоскости со своими параллельными реками и мостами.

Москва же склонна к гигантомании – безумная, хаотичная, дикая, холмистая и напоказ православная – вся в церквях, куполах и часовнях и с совершенно удивительным нереальным простором и бесконечным пространством даже в центре. Будто пытается вместить в себя весь мир и даже больше. Необозримым масштабам московского ампира и сталинского монументализма Москвы противостоит монархическая театральность и амстердамский стиль портового города Санкт-Петербурга.

Когда говорят про Санкт-Петербург, что он в большей степени духовен или волшебен, я всегда вспоминаю количество церквей на квадратный метр в Москве и понимаю, что духовность в Москве пытались материализовать буквально, а в Питере – спрятать за светскими орнаментами. Петербургу хватает одного Исаакиевского Собора, как центра мироздания, а Москве нужно сто подобных сооружений самой разной формы, чтобы почувствовать себя верующей. И опять – Санкт-Петербург проявил тонкость, а Москва прямолинейность, но обоим городам есть чем похвастаться и чем гордиться в своей архитектуре.

ИЛЛЮЗИЯ № 7: ВСЕ ПОРНО ДЕЛАЕТСЯ В ПИТЕРЕ

Этот миф, наверное, наиболее близок к правде, потому что невероятное количество порно ресурсов вроде www.youngthroats.com и www.teachmyass.com делаются в Петербурге. Рокко Сиффреди приезжал в Питер для съемки нескольких своих международных порно-блок-бастеров вроде «Rocco Ravishes St. Petersburg» или «University Sluts of St. Petersburg» и увековечил на видео десятки питерских порно старс. Там снимают ведущие XXX студии. “Анаболик” - знаменитую серию «The Russians Are Cumming», а “Синеплекс” именно в городе Ленина лишила порно-невинности знаменитую Лену Беркову, отсняв с ней аж пять жестких видео лент до ее внезапной славы в тупейшем теле-шоу «ДОМ-2». Даже первая хард-кор студия в стране носила название “Питер-секс” и оставила после себя такие шедевры, как “Аморальный грабеж”, “Провинциальный жеребец” и “Жертва автостопа” режиссера Сережи Философа.

По всей стране известна деятельность тотально немодного, но тем не менее раскрученного порно-магната Прянишникова, который в какой-то момент пытался монополизировать всю секс-индустрию России, но вовремя был остановлен интернетом и ограничен властями.

Москва мало что может противопоставить всему этому питерскому порно-образию. Только своих единичных воротил, таких, как Сергей Логинов и его кинокомпания “Клубничка”, и канувшую в небытие подпольную студию “Video Age”, которая специализировалась на всевозможных извращениях, и изюминки вроде фут-фетиш ресурса www.sexyfootgirls.com.

В чем-то московское порно отличается от питерского: наличием большей фантазии и экспериментов в своих фильмах, натуралистической направленностью. Но по количеству и качеству производимого продукта она, конечно, невероятно и безнадежно отстает от Петербурга. Но...

Закончить этот текст я хочу не решительной секс-победой Петербурга над Москвой, а мировой между близкими мне городами. И лучше всего для этого подойдет фрагмент моего недавнего телефонного разговора с композитором Игорем Вдовиным. Дзинь, дзинь.

- Алло!
- Да, Димочка, ты настоящий гурман. Читал недавно твои посты на форуме www.foot-fetish.ru. Узнал сразу. Было очень приятно встретить тебя там.
- О, Игорь! А ты тоже зарегистрировался там? Супа. Это же сайт моего друга Ильи Бакулина...

Где же могли найти друг друга и узнать под никами два известных поп-артиста и фетишиста из Санкт-Петербурга? Ну, конечно же, в сети, и не просто в сети, а в культовом московском интернет-клубе для поклонников женских ножек.

Перестаньте задавать бестолковые вопросы, а лучше осмыслите ответы. Неужели вам еще непонятно, что между нашими городами 4 с половиной часа езды на Невском экспрессе? Что скоро передвижение между ними будет еще быстрее, чем в пробках Москвы и Петербурга? Что мы существуем в единой, большой современной коммуникации, и все, что нас сближает и объединяет в ней, - есть счастье, а все, что разъединяет, – зло.

Поэтому прекратите искать различия и недостатки друг в друге, а обратите свой взор и тратьте время на поиски достоинств и получение удовольствие от них.

Dimamishenin for "Trendy mag"



ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>