Деяния Коко Шанель хорошо известны. По крайней мере, все слышали ее имя. В двух словах: она облегчила женщинам жизнь, избавив их от лишней одежды и тем самым позволив ощутить себя такими же живыми, подвижными и свободными, как мужчины. Она сделала модной короткую женскую стрижку и придумала «шляпку-колокольчик». Она выпустила первые в мире искусственные духи…
Ее главное творение - «маленькое черное платье». Придумав его, она мгновенно отменила тугие корсеты, пышные юбки, рюшечки и навороченные прически – в общем, все то, что сковывало женщину.
Коко создала совсем другую моду, совершенно новый стиль...
Этот стиль был ответом на запрос времени и моментально стал символом элегантности. Сумочка на тонком ремешке, женская матроска, женские брюки и клетчатые юбки... Простые формы, четкие линии, которые подчеркивают достоинства и скрадывают недостатки фигуры… Многое из того, что сегодня стало для женщин повседневностью, было придумано и создано Коко Шанель.
Творения Коко известны, но… не все знают о ней что-либо достоверное.
Жизнь ее была последовательным и часто вполне осознанным растворением в фантазиях. Настойчивым отрицанием реалий собственной (и не только собственной) жизни ради перехода в мир, который казался ей идеальным и совершенным. Она шла путем самоотрицания, и этот путь неизменно приводил ее к самоутверждению. Это была дорога к вечности – через смерть.
Слово Сальвадору Дали: «Коко Шанель говорила мне: «Человек легенда обречен растворить себя в мифе – и тем самым укрепить миф». Сама она так и поступила. Выдумала себе все – семью, биографию, дату рождения и даже имя».
Еще ребенком Габриель Шанель стала проявлять независимость, своенравность и некоторые странности. К примеру, очень любила проводить время на кладбище. Там она искала друзей: выбрала две могилы и стала ухаживать за ними и общаться с похороненными в ней людьми. А потом похоронила на этом кладбище своих старых кукол и закопала подарки отца – самое дорогое, что у нее было. Так шести-семилетняя Габриель создавала свой собственный мир, свое царство, свою реальность, в которой она была королевой. Это детское заигрывание со смертью, с небытием как с онтологической категорией, не отрицающей бытие, а формирующей его, не раз еще аукнется в ее жизни.
Она с детства выдумывала себе другую биографию. Например, утверждала, что родилась в 1893, в Оверни, хотя сохранились документальные свидетельства, что произошло это на 10 лет раньше в городке Сомюре…
Семья была бедная – отец, жизнелюбивый гуляка-коммивояжер, все пропивал, мать, чахоточная домохозяйка, все ему прощала и в возрасте 33 лет умерла. В 1895 году Габриель и двух ее сестер отправили в сиротский приют (отцу было не до них). В приюте Габриель продолжала создавать свой мир. Она все надеялась, что отец ее заберет и говорила об этом с другими девочками. А когда те пытались иронизировать, намекая на то, что он даже никогда ее не навещает, Габриель объясняла, что у него просто нет времени. И рассказывала историю о том, что ее отец владеет огромными виноградниками и живет в Нью Йорке, куда экспортирует вино. Понятное дело, он слишком занят, чтобы приехать в эту жалкую деревушку…
Результат этих фантазий таков: мы очень мало знаем о ранних годах Коко Шанель. Недавно вышедший на экраны художественный фильм об этом периоде ее жизни – очередному тому подтверждение. Фильм называется «Коко до Шанель» (Coco avant Chanel). В роли Коко – Одри Тоту, хорошо знакомая публике по главной роли в фильме «Амели». Сюжет вертится вокруг событий юности Габриель Шанель. Вот что говорит по этому поводу Одри Тоту: «Нам сложно узнать что-либо достоверное о ее молодости. Она была большой обманщицей и не хотела, чтобы люди знали что-либо о ее ранних годах». Итог – полная свобода для фантазии сценариста, режиссера и съемочной группы. Фантазии и после смерти окутывают Коко…
Выйдя из приюта и монастырского института Богоматери (где она воспитывалась после приюта и откуда, возможно, происходит ее стремление к строгости и простоте в одежде), она стала работать в швейном магазине в городе Мулен, а свободное время проводила в заведении под названием «Ротонда». Мулен был гарнизонным городом. Там жили офицеры. Многие из них были знатными и богатыми. Кафешантан (то есть кафе с эстрадой) «Ротонда» было излюбленным местом их сходок. Габриель стала любимицей офицеров – их привлекала ее харизма и необыкновенная внешность: заплетенная вокруг головы тугая черная коса и странно горящие глаза. Она была не похожа на других, она создавала свой собственный мир, и в этом была ее сила.
Как-то раз в «Ротонде» Габриель выпила шампанского и вдруг решила, что ее будущее – стать знаменитой певицей. Она и до того любила петь – в институтском хоре, но на эстраде никогда не выступала. Офицеры идею поддержали и тут же договорились с директором «Ротонды» о концертах. Фантазия ворвалась в жизнь, и Габриель, краснея и запинаясь, действительно стала выступать. Многим это понравилось. Особенным успехом у офицеров пользовались песни «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qua vu Coco». Ее часто вызывали на бис, скандируя: «Ко-ко! Ко-ко!» Так это имя за ней и закрепилось (хотя позднее она признавалась, что ей оно не очень-то нравится). Среди офицеров-поклонников Коко был человек по имени Этьен Бальзан. Он стал ее первым богатым покровителем. А вторым – стал его друг, английский промышленник Артур Капель по прозвищу Бой. Это была абсолютная любовь. Любовь до гроба, как выяснилось (он погибнет в автокатастрофе в 1919 году и оставит ей, – уже, правда, в этом совсем не нуждавшейся, – 40 000 франков).
Бой помог Коко открыть первый магазин в Париже, на рю Камбон (уже очень скоро название этой улицы прочно стало ассоциироваться с именем Chanel). Через пару лет Коко вернет Бою все деньги, которые он вложил в ее бизнес. Несколько раздосадованный эти жестом, он скажет ей: «Я считал, что дал тебе игрушку, а оказалось, что подарил тебе свободу…»
Как ей удалось достичь успеха столь быстро? А у нее просто не было другого выхода. Решительно восставать против всего, что бытовало в моде той эпохи, ее заставляло не что иное, как собственное тело. Худощавое и никак не вписывавшееся в общепринятые каноны того времени. К этому телу просто физически не подходило что-либо дорогое и пышное, и она поэтому презирала шикарные ткани и тянулась к дешевому трикотажу. И это снова были «игры со смертью». Ведь появиться на каком-нибудь светском рауте в трикотаже было равносильно тому, чтобы придти туда и вовсе без одежды.
Те же игры с небытием мерцали и в практике переноса в мир высокой моды элементов обихода конюхов – вязаное полотно, пуловеры, брюки галифе. И все это во имя новой женственности… Главное ее кредо – одежда должна быть незаметной: «Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, – значит, она была одета идеально».
В 1919 году Коко Шанель была уже знаменита на весь мир. От клиентов не было отбоя, все хотели носить ее фланелевые блейзеры, юбки свободного покроя, длинные свитера из джерси, матроски и костюм «юбка-жакет». В журнале Harpers Bazaar писали: «Женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель, безнадежно отстала от моды». Сама Коко – коротко стриглась, носила маленькие шляпки и темные очки.
После смерти Боя она затворилась на своей вилле «Миланез», приказала убрать в черное стены и потолки спальни. Черными должны стали занавески, простыни, покрывала… «Эта смерть стала для меня тягчайшим ударом. Со смертью Кэпела я потеряла все», – признавалась она. А в другом интервью того времени говорила: «Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима. Ведь ей нужно только это. Женщина, которую не любят, - это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, – погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно».
Из депрессии ей помогли выйти русские. Она познакомилась с Дягилевым и Стравинским, стала оказывать им финансовую поддержку (например, выдала Дягилеву 300 тысяч франков на постановку «Весны священной», а через 10 лет проводила бессонные ночи у его постели, когда он умирал в Венеции, и потом выдала деньги на его похороны).
Вскоре общение с русской диаспорой вывело Коко на великого князя Дмитрия, внука Александра II и кузена Николая II. Человека, дважды чудом избежавшего смерти (первый раз, когда бежал из России в 1917-м, опасаясь возмездия императрицы за участие в убийстве Распутина; второй раз – потому что был не в России во время Великой Октябрьской революции). Коко Шанель влюбилась и взяла молодого князя на содержание…
Это Дмитрий познакомил ее с парфюмером Эрнестом Бо, отец которого в свое время работал на императорскую фамилию. Бо носился с идеей создания первого искусственного аромата, и эта идея очень понравилась Коко, которая считала что все эти натуральные цветочные запахи – сплошное притворство и подделка. Духи для женщины должны пахнуть, как женщина, сказала она, и решилась на очередной эксперимент: ни один Модный Дом тогда еще не имел своего собственного аромата…
На фотографиях тех лет Коко Шанель выглядит, как певица Земфира: самодостаточная и самоуверенная, немного грубоватая и, разумеется, стильная. Когда ей было 50, у нее появился очередной любовник, чуть было не ставший ее мужем. Испанский художник Поль Ириб. В 1935 году Поль Ириб неудачно упал на теннисном корте и немедленно умер.
Коко продолжала свои игры со смертью… И во время войны начался новый раунд. Она оставляет мир моды и закрывает свои магазины.
Франция оккупирована фашистами. А у Коко Шанель – роман с немецким дипломатом. Дипломат знакомит ее с одним из лидеров Третьего рейха Вальтером Шелленбергом. Шанель начинает работать на фашистов (говорят, тут сыграла свою роль любовная связь и с самим Шелленбергом). Фашисты пытаются использовать ее как посредницу в переговорах о мире с Черчиллем, с которым она дружила. После освобождения Франции ей приходится покинуть страну, чтобы не поплатиться за свои связи с немцами.
…В 1954 году в возрасте 70 лет Коко Шанель вернется. Показ ее новой коллекции будет принят с явным неодобрением: по мнению критиков, она не показала ничего нового… Все те же строгие простые костюмы. Но это был не самоповтор, это была вечность. Вечная элегантность. И чтобы понять это, французам не потребовалось слишком много времени. Коко стала национальным достоянием Франции. А потом и всего мира. Когда журнал TIME записал ее в 100 самых влиятельных людей ХХ века, Коко Шанель оказалась единственным представителем мира моды в этом списке.
Габриэль Коко Шанель умерла 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в парижском отеле Ritz, который стоит как раз напротив ее первого – а к тому времени уже культового и известного всему миру – бутика. На рю Камбон. «Вот так нас и оставляют подыхать» – были ее последние слова.
Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины» Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.
Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?