Максим Шишов делает попытку проследить, благодаря каким неявным механизмам возникает то притяжение, которое заставляет читателя сопереживать героям и неотрывно следить за всеми происходящими с ними перипетиями. На примере «Анны Карениной», фильма «Amadeus», «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка».
- НОВОЕ В РУБРИКАХ: ИСКУССТВО / ЭЗОТЕРИКА / ПУТЕШЕСТВИЯ /
О ЛИТЕРАТУРЕ / ИСТОРИЯ / ХУД.ЛИТ. / НОН-ФИКШН
В новой главе Шаманских экскурсов о Карле Юнге Олег Давыдов продолжает разбираться с тем, что такое «сознание», как оно соотносится с «бессознательным» и как смотрел на это Юнг, а также — Декарт, Хайдеггер и китайские алхимики. И какое место занимает в этих взглядах Cамость. «Мы всего острее выразим то, что призвано сказать «ergo», если опустим его».
Фрагменты повести Андрея Новикова-Ланского «Кто против нас». Говоря о Сталинградской битве, «мы даже приблизительно не представляем себе, с чем имеем дело. Это событие выходит далеко за рамки военной истории, речь здесь идет о событии космологического масштаба. И то, что по сей день живы ветераны, участвовавшие в ней, – это все равно как если бы были живы люди, видевшие Христа или Будду».
28 января 1853 г. родился Владимир Сергеевич Соловьёв, русский философ и поэт. Светлана Замлелова коротко рассказала о его взаимоотношениях с Софией и с дьяволом. «Эти встречи, эти сошествия во Ад искусства, противостояния образам, порождённым собственной душой, отдавшейся Хаосу, сложились в русской поэзии в новую эпоху – Серебряный Век».
Владимир Гуга о судьбе Литературного института им. Горького, а также о современной литературной ситуации. «Литинститут должен готовить не раздутых от знаний и культа собственной личности литераторов, у которых нет никаких перспектив, а «диверсантов», распространяющих вирус культуры и художественного творчества среди оболваненного и оболваниваемого населения».
Колонка Максима Кантора о том, чего не хватает русской культуре да и политике. «Не фрондер, и не роялист, и даже не поэт — кому такое понравится? К тому же наличие Сирано мешало противникам разрешать споры полюбовно: ведь на баррикадах мы от двух до пяти, а потом пора и на ужин. Мазаринисты чудесно уживались с фрондерами».
Андрей Тесля случайно оказался в китайском городе Харбине и, сидя в одной из городских кофеен, размышляет о том, как путешествие меняет сознание и ситуацию человека. А заодно о специфике современных китайских городов. «Город, который мы находим, это город нескольких встреч, посиделок с друзьями и знакомыми, бесцельного блуждания по улочкам».
Физиологический очерк Георгия Панкратова об одном из главных сибирских городов, Омске. Люди и нравы Омска, архитектура Омска, история и география Омска, Омск и Достоевский, Омск и Егор Летов. «Может быть, так популярен здесь бег, что столь ощутима общая атмосфера какого-то безвременья. Регион небогатый, но в то же время город Омск не производит впечатления унылой российской провинции».
Когда говорят, что надо защитить национальные интересы русских, возникает вопрос об историзме понятия «русский». Русский в XIV веке, русский времен Пушкина и современный русский – это не идентичные сущности. Меняется культура, меняется и генетика. Иван Чурилов рассматривает проблематику будущих российско-китайских отношений в демографическом ключе.
В школе «экономики по-европейски» не учат тому, как на скрытых от европейского взора аспектах числа и времени работает то, что Адам Смит и Карл Маркс называли азиатским способом производства. В Китае еще в древности были созданы свои финансовые инструменты. Об этом рассказывает китаист Андрей Девятов.
Размышляя об истерии, поднятой в СМИ по поводу убийства криминального авторитета Деда Хасана, Алексей Колобродов пишет, что первым «вором», описанным в русской литературе, был Емельян Пугачев. В связи с этим анализирует «Капитанскую дочку» и приходит к выводу о гениальном историческом прозрении Пушкина.
Андрей Тесля о сущности и становлении истории в смысле историографии. Как рождалась история, какое значение она имела в разные времена и чем стала теперь. «Пытаясь первично определить историю, позволительно, на наш взгляд, сказать, что это попытка постигнуть (описать) прошлое как прошлое – используя тот инструментарий, который на взгляд данного времени, позволяет дать достоверную картину».