Максим Кантор отвечает на обвинения в гомофобии, все чаще раздающиеся в сети в его адрес, и рассказывает феерическую историю о том, как однажды в Германии, сам того не понимая, чуть было не стал гомосексуалистом. А также излагает собственную точку зрения на то, какая из разновидностей любви выше прочих, так что если задаться целью разрушить вообще все в мире, то следует начать с дискредитации именно ее.



Алексей Колобродов разбирает второй роман Натана Дубовицкого «Машинка и Велик». По слухам, Дубовицкий это креатура Владислава Суркова, и исходя из этого автор рецензии смотрит на роман. «Где бессильны политологический анализ и цифирь социологии, выручает литература. Антипедофильская истерия в российском обществе может иметь объяснением чрезвычайно похвальный нравственный идеал от одного из первых лиц государства».



28 ноября 1908 года родился Клод Леви-Стросс, французский философ и антрополог, один из самых виртуозных игроков в бисер XX века, увлекший своей Игрой целые поколения интеллектуалов Запада и Востока. По мнению публициста Дмитрия Степанова, мифопоэтическая игра Леви-Стросса хотя и была захватывающей, но по сути своей — «пустая, лишенная истинных смыслов и, что более важно, самого Человека».



Сталкиваясь с реальным – чему еще не было аналогов, субъект переживает состояние распада и хаоса. Но именно в этот момент существует возможность создать что-то новое – дать имя тому, что является бурлящим потоком несуществующих впечатлений. Елена Груздева о тех неуловимых состояниях перехода, которые способствуют получению нового опыта, и о том, кто дает имя новому при том, что субъект в этот момент исчезает.



24 ноября исполнилось 380 лет со дня рождения Спинозы. Олег Давыдов (г. Хабаровск) — о месте Спинозы в европейской интеллектуальной истории. «…Начало всякого философствования – это стать спинозистом. … Мир, по Спинозе, раскрывается как бесконечный танец фантасмагорий, складываний, развёртываний и свёртываний, а в конечном итоге – событий».



Владимир Гуга рассуждает о книге Сергея Белякова «Гумилев сын Гумилева», а также пытается представить, что ощутил бы и сказал Лев Гумилев, если бы увидел современную российскую реальность. «Пока киргиз подметает двор, выметая пустые бутылки и окурки, его русские ровесники, поддерживая свисающие пивные животы, разглагольствуют о своем национальном превосходстве».



Андрей Рудалёв вспоминает те времена, когда почти в каждом доме висела политическая карта СССР и замечает, что сейчас таких карт нет практически ни в одном доме. С чем это связано? Карты не вписываются в интерьеры? Или это в силу прогрессирующего местечкового мышления? Или просто путешествовать по родной стране стало невероятно дорого, и люди стараются не дразнить себя?



22 ноября самому популярному современному русскому писателю исполняется 50 лет. Виктория Шохина к юбилею Виктора Пелевина написала небольшое эссе, в котором предпринимает попытку расследовать взаимоотношения Пелевина с реальностью. «Главная особенность творческого видения Пелевина в том, что он совсем не верит в реальность. Точнее – в то, что остальные держат за реальность».



Письма, обращенные к давно уже умершим политическим деятелям прошлого — странная, казалось бы, затея, похожая на разговор с самим собой. На самом деле Алекс Тарн таким способом пишет эссе об этих людях. В этот раз — Сергей Зубатов, крупнейший деятель политического сыска и полицейский администратор конца XIX начала XX века, надворный советник.



Стенограмма вышедшей в эфир на итальянской радиостанции Rai radio 3 радиопередачи, посвященной выставке «Вулкано» художника Максима Кантора. Выставка проходит в Милане, в Фондационе Стеллине, продлится до 6 января 2013. Комментарии об искусстве чередуются с музыкальными отрывками произведений русских классических и современных композиторов. Перевод Кристины Барбано.



50 лет назад вышел «Новый мир» (1962, №11) с повестью Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Виктория Шохина — об истории публикации повести, о том, что за этой публикацией последовало, о некоторых особенностях солженицынского взгляда на соцреализм, лагеря и искусство, а также о взаимоотношениях Солженицына и Варлама Шаламова.



Реформу Вооруженных Сил России под доктрину неолиберализма блистательно провел министр обороны РФ в штатском Сердюков. Теперь надо начинать строить армию заново. Реанимация военной мощи потребует определить стратегических противников. Выбор здесь невелик: либо США, либо Китай. Что выберет России? На этот вопрос отвечает полковник Андрей Девятов.



Колонка Максима Кантора о том, как старые пердуны и молодые вялые юноши «отвечают на вызов времени» и пытаются устроить революцию. «Ласковый педераст, застенчивый вегетарианец и климактерический либерал организуют вежливый кружок и намерены взорвать общественную жизнь. Выходит вперед оратор-заика и тихим голосом сообщает, как он провел выходные на даче».



Недавно был открыт третий сезон Григорьевской поэтической премии, созданной для увековечивания памяти петербургского поэта Геннадия Григорьева (на фото). Оргкомитет составил список из 46 поэтов, которым было предложено участвовать в конкурсе. Из них 39 прислали свои стихотворные подборки. Виктор Топоров, член жюри премии, читает и комментирует каждую из этих подборок. На Переменах.



Продолжаем знакомить читателя с архивными текстами Димы Мишенина. В этот раз — интервью с гламурным красавцем, главным редактором журнала «ОМ», любителем путешествий и «пролонгированной молодости», невероятно креативным Игорем Григорьевым. Об «Оме», «Птюче», аскезе, Могутине, Киркорове и новом Ренессансе.



9 ноября 1818 года родился Иван Сергеевич Тургенев. Игорь Фунт к этой дате подготовил трехчастное эссе. Жизненная ретроспектива. Внутренний конфликт Тургенева — между жизнью и смертью, верой и неверием, наслаждением. Привязка к Гётевскому понятию Отречения (Тургенев так и не смог отречься от пороков-идолов). 40-е годы, «предрассветные».