Владимир Гуга рассказывает о книге Маргариты Хемлин «Дознаватель». «Многоголосный текст очень долго катится неизвестно куда без дробления на части и главы – единым массивом, как и положено для формата объяснительной записки. Представление театра абсурда Маргариты Хемлин длится почти до самой финальной черты».



«Существует закономерность: если мозги устроены так, что хочется честных выборов при отсутствии кандидата на выборы – то эти же мозги полагают, что умение рисовать в изобразительном искусстве не обязательно», — утверждает Максим Кантор. И на примере немецкого художника Йозефа Бойса показывает, откуда появилась такая мысль и как работают такие мозги.



Дима Мишенин представляет неизвестный альбом, записанный в январе 1998 года в Питере Олегом Костровым и Людой Ракетой. Филигранный трип-хоп и эйсид-джаз, вдохновивший арт-группу Dopingpong на создание культового полиптиха Goldie Girl. Раритетные треки появились в интернете только недавно. Музыка и блиц-интервью с Людой Ракетой.



Сегодня уже можно непосредственно наблюдать процесс перехода цивилизации на следующий этап развития. Главный фактор этого перехода – эволюция индивидов. А всякие там экономические, финансовые, политические и прочие кризисы – не более чем сопутствующие эффекты. Каким будет Новый Мировой Порядок? Об этом рассуждает футуролог Владимир Зулкарнеев.



Новая колонка Игоря Манцова, в которой он говорит о ничтожности уровня общественных дискуссий, спровоцированных панк-молебном Pussy Riot. О специфике современной православной церкви как религиозного института. О социальной функции религиозных институтов и о единственно существенном вопросе в связи с этими институтами и оным молебном.



Игорь Панин беседует с Максимом Чертановым, женщиной, пишущей под мужским псевдонимом, автором нашумевшей биографии Хемингуэя из серии ЖЗЛ и других писательских биографий из этой серии (Уэллс, Марк Твен, Конан Дойль, Дюма), а также соавтором писателя Дмитрия Быкова. О писателях, соавторстве, плутовском романе и биографиях.



В Блоге Перемен продолжается публикация миниатюр Марины Ахмедовой. (Все они собраны на странице автора.) Этот рассказ о горах, прабабушке и предопределении. «Буря пронеслась над прабабушкой, когда она рисовала овец, пасущихся у подножий каменного мальчика. Буря шепнула ей, что будет войной носиться над горами сто лет. Прабабушка встала с пола и протянула руки к каменному мальчику».



Андрей Тесля ознакомился с лекциями Владимира Бибихина, прочитанными им в 1989 года в МГУ. И написал о Бибихине, его месте в философии и о Хайдеггере, который «выступает тем философом, через которого философствует Бибихин». «Войти в философию можно только начав философствовать. Не плохо или хорошо, поскольку здесь нет градаций. Либо есть философия, либо ее нет».



Говорят, что четвертое измерение трудно представить, а между тем многие из нас постоянно сталкиваются с ним, не замечая этого. Владимир Зулкарнеев объясняет, как можно наблюдать трёхмерный мир из четвёртого измерения и влиять оттуда на нашу жизнь. Возможно, перемены, ожидающие нас в близком будущем, будут подключением незадействованных контуров мозга к иным измерениям.



Трагический фельетон Виктории Шохиной о том, на что имеют или не имеют право влюбленные и как нелегко иногда приходится жертвам однополой любви. Особенно если сами эти жертвы не чувствуют взаимности. Лесбиянка, несколько лет досаждавшая Виктории, ничего не может с собой поделать. Но и Виктория доведена уже до самых крайних размышлений о происходящем.



Драму Генриха фон Клейста «Битва Арминия» никогда не переводили на русский язык. Потому что текст, описывающий германскую победу над Наполеоном, стал символом немецкого духа, и в советское время ассоциировался с фашизмом. Теперь драма переведена и вскоре выйдет отдельным изданием, с иллюстрациями Максима Кантора. Который и представляет теперь отрывок. Впервые на русском.



«Эссе-сон, или Экскурсия жизнь спустя» — такой подзаголовок получил этот материал Натальи Рубановой. Путешествие в Рязань — прошлого и настоящего внутреннего. О странных («и порой чудовищных») отношениях с этим городом, возникающих у тех, кто когда-то жил там и вот вернулся. О рязанских кафе, рязанских улицах, магазинах и людях.



Светлана Замлелова о мнимой элитарности современной литературы и о разделении на русскоязычную и русскую литературу. «Получается какой-то замкнутый круг: русскоязычный писатель адресуется к носителю языка, которого знать не хочет и на дух не переносит. Зато изображает его в самом неприглядном виде, да ещё и ожидает за это гешефта».



Игорь Манцов продолжает размышлять об устройстве общинного сознания. По его мнению, таковое — одна из главных причин бед русского человека, поскольку оно исключает возможность «индивидуальной добычи смыслов». Автор иллюстрирует свои размышления, в частности, реакцией общества на недавнее двойное убийство, сопровождавшееся надписью «Free Pussy Riot».



Максим Кантор анализирует известную работу Пабло Пикассо «Герника». Это панно представляет собой отклик Пикассо на варварскую бомбардировку города Герника в 1937 году. «Герника» Пикассо считается символом трагедии ХХ века – хотя не все могут точно пересказать, что на картине нарисовано. Впрочем, точно так же – далеко не все могут внятно изложить, что именно произошло в ХХ веке».



Андрей Тесля рассказывает о книге Алексея Ремизова «Кукха. Розановы письма». А на самом деле — о Василии Розанове, из коротких записок которого и комментариев Ремизова к ним сложился этот литературный памятник. «Создав прекрасную «литературу», Розанов не создал «жанра», поскольку важно не «как сделано», а как прожито, увидено, почувствовано».