Терроризм «по-женски»: этиология, книника, патогенез
7 февраля, 2012
АВТОР: Наталья Рубанова
О романе Марины Ахмедовой «Дневник смертницы. Хадижа» (Астрель, 2011)
Номинируемый на «Национальный бестселлер» роман репортера
Дважды два: каждый из нас пользуется метро. Каждый из нас, спустившись в подземку, рискует не выйти наверх. Спецоперации, проходящие в Чечне и других республиках Северного Кавказа, аукаются взрывами в московском и питерском метрополитене «с легкостью необычайной». Не только, впрочем, в метрополитене.
Смертельное «ау» – ответ доведенных до отчаяния «женщин востока», потерявших в ходе разборок боевиков и силовиков мужей: убитые горем, но изначально – в массе своей – убитые собственным невежеством (навязанным им, впрочем, извращенной патриархальной культурой с самого детства), они принимают шахаду и, находясь в омраченном состоянии сознания, убивают неверных во имя Аллаха. Перед тем, как взорвать себя и треклятых «урусов», все эти хадижи шепчут: «Человек создан из воды и глины, из сгустка крови и капли спермы. Но от горячей волны мы разлетаемся лишь кусками только что живого мяса…».
Марина Ахмедова на примере героини из дагестанского села представляет блистательную раскадровку этиологии, патогенеза и клиники такого явления, как терроризм: от альфы до омеги. Она никого не обвиняет и не пытается оправдать – дистанцированная манера изложения, отчасти медитативная описательность, местами нарочито «стёртый» язык, имитирующий речь полуграмотной девушки (Хадижа – собирательный образ, списанный с реальных девушек, живущих на Кавказе) – всё это действует беспроигрышно.
В сухом остатке: после прочтения «Дневника смертницы» читатель уже «не такой, как вчера» – ну а читать «Дневник смертницы» он, при наличии литературной ч у й к и, будет, возможно, не отрываясь, настолько высока энергетическая плотность строки при кажущейся сюжетной и стилистической простоте: это, впрочем, обманчивое впечатление. Мощный посыл, заложенный в тексте, – приговор чудовищной Системе, которая, лишая человека индивидуальности, делает его рабом идеи: Большой Брат любит тебя – очередной привет оруэлловского «1984»… Впрочем, всё уже было.
В
И что же «на выходе»?
Да ничего, собственно.
Всё как всегда.
Покуда на спецоперациях будут зарабатывать деньги, покуда журналисты и фотокоры будут рваться в горячие точки «за славой», каждому из нас в метро будет не слишком комфортно – впрочем, не только в метро – да и не столько, упс.