Как играют в ящик. О книге Славы Тарощиной «Рожденные телевизором»
30 августа, 2012
АВТОР: Владимир Гуга
Оказывается, затянутый паутиной телевизор – это не подставка под бабушкину вазу. В это трудно поверить, но в нем клокочут настоящие страсти! Кто бы мог подумать. Мы-то всё в сети, в фейсбуках разных ошиваемся, в то время как на «голубом экране» царит настоящий «пир духа». Вот чудеса: от Останкинской вышки до сих пор кругами распространяются телеволны, вынося мозг миллионам телезрителям.
Слава Тарощина, телеобозреватель «Новой газеты», так горько сетует на отечественное TV, будто оно должно представлять из себя нечто качественное и значимое. Ничего ей не нравится: ни Ксения Собчак, ни Тина Канделаки, ни Сергей Безруков, ни Дима Билан, ни Андрей Малахов. Купаясь в собственном сарказме, автор статей, включенных в этот сборник, методично, с чувством и расстановкой раскатывает по асфальту передачи, телеперсонажей, каналы. Причем она так виртуозно пришпиливает представителей этой членистоногой породы, пополняя свою коллекцию телеэнтомолога, что просто хочется аплодировать. А что тут удивительного? Все-таки это статьи не из иллюстрированного дебилоида с телепрограммой, а работы бывшего (неудавшегося?) литературного критика.
Во вступлении к книге автор признается: «Работала в отделе литературы крупной газеты, ничего не собиралась менять в жизни, но судьба выбросила фортель. Вдруг выяснилось, что литература в лице заведующей отделом более почему-то не нуждается в моих услугах. Единственная возможность быть не уволенной – попытаться освоить профессию телеобозревателя».
Иначе говоря, Слава Тарощина однажды перешла из категории тяжеловесов к легковесам, с сохранением килограммов. Стало быть, она прекрасно понимает, что TV, за редким исключением, — обыкновенный тазик с грязной водой, в который уставший за день служивый человек опускает натруженные ноги – чтобы мозоли не так сильно ныли. Конечно, она отдает себе отчет, что канал «Культура», фактически обойденный ее авторским вниманием, единственный телепродукт, о котором можно говорить в приличном обществе. В остальном же TV – скверный и пошлый анекдот с бородищей, и критиковать оный – все равно что ругаться с трамвайным хамом.
Кстати, «Культуре» от Тарощиной тоже досталось на орехи. Этот канал, который является в каком-то смысле противоядием, отдушиной для последних мастодонтов, желающих смотреть телевизор головой, а не пятой точкой, Слава Тарощина считает «нафталином». Наверно, она желает, чтобы «Культура» транслировала рубку икон или пляску Pussy Riot.
Все верно. Все в яблочко. Только для кого эта книга? Тот, кто привык к чтению, «ящик» почти не смотрит. А тот, кто смотрит «ящик», не читает книг. Тут, какая-то несостыковка получается. Выходит, книга адресована тем, кто, по сути, не в теме, раскрываемой автором. Или читатели книг редакции Елены Шубиной упиваются «Большой разницей» с «Битвой экстрасенсов»? Разумеется, нет.
Необходимо признать, что этот сборник не имеет никакого отношения к TV. Слава Тарощина занимается не критикой телевидения, а критикой режима. И делает это мастерски. Под фантиком телеобозрений. Как вы думаете, какое слово чаще всего встречается в книге? Правильно. Путин. Все телепередачи прямо или косвенно, по мнению автора, служат одной цели: оболваниванию болванов с последующим обожествлением божества. Не будем произносить всуе его имя.
Ну, да… конечно, конечно, спору нет – Россия же особенная страна. Отсталая и управляемая. Свиное рыло, иначе говоря. Только у нас телевидение занимается тотальной зомбификацией, только наш народ можно кормить этим суррогатом. Другое дело – просвещенный свободный Запад. Там люди умнее и морально чище, а телевидение абсолютно свободно от помоечных шоу и политической пропаганды. Калашный ряд, другими словами. Ежели сменить идеологические ориентиры, то и телевидение у нас станет белым и пушистым. Как на Западе. Вы в это верите? Слава Тарощина, видимо, считает, что в это можно поверить… Хотелось бы выяснить у людей продвинутых, ратующих за гражданские права, открытое общество и свободу слова: разве право ежедневно хлебать телевизионный трэш не является одной из главных «демократических ценностей»?