Как сделать крутой журнал… )
3 января, 2009
АВТОР: Глеб Давыдов
«Я думаю, что журнал должен быть для читателя источником информации», — так час назад сказала мне подруга.
Такое мнение о журнале я слышу не впервые. И, конечно, не согласен с ним. Источником информации может быть что угодно. И журнал — не лучший вариант (хотя им журнал тоже, разумеется, может быть). Я думаю, журнал должен быть в первую очередь клубом… Таким виртуальным собранием, в котором читателю всякий раз очень интересно оказаться вновь.
Продолжая начатую недавно журнальную тему, скажу об этом подробнее.
Журнал это прежде всего люди, которые его делают. Чтобы журнал получился хорошим, нужно собрать людей, которые достаточно интересны друг другу и при этом умеют хорошо писать. Нужно, чтобы такие люди сошлись бы вместе и стали тусить. Ну а чтобы был ощутимый повод для этой тусы (помимо родства душ и интересов), неплохо бы было, чтобы им платили зарплату – за то, что они тусят друг с другом и пишут увлекательные статьи на заданные темы. В том числе, о том, как они тусят, что нового при этом видят, узнают, с кем сталкиваются, общаются, встречаются, что думают и чувствуют, что потребляют, в конце концов. Ну и дизайнеры, конечно, которые оформляют эти статьи, тоже должны быть частью тусы.
На самом деле, если есть деньги, то этих людей можно собрать. И сделать журнал. При этом подобрать этих людей можно по интересам. В частности, в зависимости от задач издателя (например, внимание какой аудитории он хочет привлечь, какие темы хочет поднимать в журнале, каких рекламодателей заполучить). Когда все совпадает, получается неуловимое ощущение клубности, в той или иной степени пронизывающее все тексты каждого номера. Некий общий дух, который делает журнал одушевленным, живым организмом. И такой журнал по определению будет успешен (потому что будет интересен читателю).
Каждый из редакторов и журналистов выступает в роли некоего генератора волны определенной частоты. А главный редактор – это своего рода синтезирующее устройство, которое пропускает через себя волны этих разных, но интересных друг другу и читателям людей. Людей, которым интересно друг с другом общаться, высказывать друг другу свое мнение по тем или иным вопросам, делиться друг с другом новостями. Но которые при этом все-таки достаточно разные люди и звучат по-разному. И вот чтобы их голоса, объединенные вместе, не издавали слишком резких, пронзительных и неприятных звуков, нужен синтезатор – главный редактор. Который все эти разнообразные людские волны преобразует, выдавая на выходе некий достаточно гармоничный звук.
В итоге формируется некое поле, своего рода, если хотите, секта, которая вовлекает из числа наиболее продвинутых читателей все новых и новых адептов, а обычных читателей делает почитателями. Читатель, конечно, получает из такого журнала информацию, мнения и прочее. Но не это главное. Главное для читателя то, что его прет от того, что он, читая журнал чувствует, как прет тех, кто его делает. Он как бы оказывается внутри их поля — в обществе приятных и интересных ему людей, с которыми ему не скучно провести пару часов, чувствует свою причастность к их разговорам.
А если не прет, то это уже не журнал, а так, собрание статей, альманах, например… (В этом смысле «Перемены» это, чаще всего, наверное, альманах. Потому что для того, чтобы сделать журнал, все-таки нужны деньги, сотрудники, зарплаты, все это, чего на «Переменах» нет, поскольку «Перемены» это чистой воды эксперимент. Так же и большинство самиздатовских журналов в СССР тоже были альманахами, конечно.)
Но вообще-то я сейчас в России не знаю ни одного журнала, который бы делался таким образом. Ни печатного, ни сетевого. В 2000-м году таким журналом была, например, «Афиша». Там чувствовался некий энергетический фон, некое общее поле (поэтому номера «Афиши» за 2000 год и сейчас интересно читать, хотя «информация»-то там по большей части как бы «анонсовая», а значит устаревшая). В разные моменты такими журналами были «Матадор», «Столица», «Ом», «Птюч», даже Fakel, когда его делал Лев Пирогов. В 2002 году мы с Ильей Миллером, Наташей Нехлебовой и Юлей Рабкиной сделали пару номеров музыкального журнала «Неон». Там вот тоже был некий дух. Нам, достаточно наивным и молодым журналистам дали на растерзание журнал, который (как нам представлялось) мы могли изменять, как нам угодно, лепить из него все, что считаем нужным, исходя из интересов четко заданной целевой аудитории, которую мы хорошо знали. И от этого нас перло… Так же было и с BRAVO — первые пару лет его существования в России…
Ну а существующие сейчас журналы это в лучшем случае действительно источники информации. Хотя о большинстве из них и этого нельзя сказать – так просто, рекламные носители, в которых тексты выполняют эстетически-дизайнерскую функцию — служат для заполнения пространства между рекламными модулями… Впрочем, эту ситуацию можно исправить. И я этим еще займусь…
Добрый день, Глеб!
То, что Вы говорите, наверное, правильно, если мы берём журнал как некоторый сферический объект в вакууме. В отрыве от таких прозаических вещей, как бумага, печать и дистрибьюция, которые требуют куда больше денег, чем гонорарный фонд. Предлагаемая Вами модель очень красива и мне даже удавалось её воспроизвести. Но. Как писал Владимир Владимирович (другой, не этот) «любовная лодка разбилась о быт».
Журнал как форма подачи информации изжил себя. Прежде всего по экономическим причинам. Он невыгоден как бизнес-проект. За исключением, пожалуй, рекламных каталогов и глобальных франшиз, типа Playboy.
На место журнала приходят коллективные блоги и так называемые «pdf-журналы», что, на мой взгляд те же коллективные блоги, но в «замороженном», статичном виде. Пропускная способность каналов растёт, тарифы на связь падают, провинция подключается к нормальному интернету. Это означает возрастание аудитории в геометрической прогрессии. Самая любопытная, думающая и динамичная аудитория уходит в сеть. Журналы умирают. Некоторые количество «живых трупов» ещё протрепыхаются какое-то время, но их существование не сулит прогресса. Это будет просто вялое качение по инерции.
Спасибо за статью.
to maxss:
Как бы мне ни хотелось с Вами согласиться, все же не могу этого сделать. По одной простой причине: статистика. Скажем, в 50-е, когда Билл Гейтс еще не стал революционером, тоже были журналы. С каждым годом их становилось все больше. Однако когда появились ПК, это никак не повлияло на кол-во выпускаемых журналов. Если не сказать обратное — их число поползло вверх. Особенно теперь, когда блоги, форумы, сайты, как Вы говорите, «pdf-журналы» стали заполонять пространство и мозги «пространствующих» — журналы начали плодиться еще усерднее. Может, связано это еще и с тем, что до сих пор сделать блоги либо интернет-журналы прибыльными (по крайней мере, достаточно прибыльными) — такими, как «бумажная индустрия» — не удалось. Однако факт остается фактом: от того, что однажды открылся такой проект (по Глебу — интернет-альманах), как ПЕРЕМЕНЫ, журнал «Maxim» не канул в небытие. И это не должно показаться странным. Скажем так: пока что это две взаимодополняющие магистрали, живущие каждая своей жизнью и не претендующие на монополию будь то в интернете или среди печатных изданий. О том, что будет дальше, можно только догадываться.
Спасибо за интересные мысли.
to Глеб Давыдов:
Что касается журналов-источников информации. Не совсем согласен, что в России не найти «клубных» (понятно в каком смысле) журналов. Взять тот же «Esquire». Его я считаю именно таковым (хоть там и хватает полуидиотического бреда). Перечитав десятки всевозможных изданий, я пришел к выводу, что большинство из существующих журналов в действительности являются всего лишь некими «заполнителями» пробелов. И каждый номер — это просто пробел. Что ж, такая ситуация теперь весьма актуальна. Но, слава будде, еще сохранились такие журналы, при прочтении которых если и не узнаешь последних новостей про ситуацию в Абхазии и Осетии (благо есть телевидение, которое гораздо более информативно) или про пластическую операцию на левой пятке Бритни Спирс, то по крайней мере тебя, как ты выражаешься, «прет». Информационная наполненность может быть нулевой, но есть та самая атмосфера, которая заставляет покупать тебя журнал от номера к номеру. Ты чувствуешь мысли авторов и поле, содаваемое главредом.
P.S. До журнала «Сноб» еще не добрался, но было бы интересно подержать в руках это дорогое издание и просмотреть, о чем же вещают эти российские снобы и как там у них обстоит дело с уже неединожды упомянутой «клубностью» (хотя уже даже то обстоятельство, что журнал позиционируется как «журнал для богатой элиты», предполагает, согласись, некоторую «клубность»).
Спасибо за интересную тему.
Я говорю о хорошем журнале вообще. О содержании, а не о форме. Журнал при этом может издаваться на любом носителе — печатном, электронном, на каком-нибудь E-book device.
Насчет того, что печатные издания отмирают, я в целом согласен, но это очень медленный процесс, который придет к своему завершению еще очень не скоро. Например, не раньше, чем научатся делать полноценные красивые журналы для E-book device с электронными чернилами. А пока что печатные журналы выигрывают у журналов на любом электронном носителе как в зрелищности, так и в удобстве пользования. Но, еще раз, это неважно для той темы, которую я поднял.
Насчет “Esquire” — да, там есть атмосфера. Но, признаться, мне восторги по поводу этого журнала не близки. “Esquire”, на мой взгляд, несколько пустоват, такое издание могло бы быть и поглубже. Хотя он, конечно, сейчас в российском глянце лучше всех.
«Сноб» я не видел. Судя по анонсам на их сайте, там предпринята такая попытка, да.
Вот собираюсь выпустить журнал, надеюсь ваша статья поможет, выпускаю журнал на клубную тематику, надеюсь аудитория будет большой.
абсолютно согласен с тем,что множетсво журналов являются носителя сплошной рекламы…и никакой полезной информации!такие журналы называют поджопниками…потому как на них удобно сидеть гденить в парке на лавочке…))))
Всем привет! Меня зовут Кристина мнке очень хочется выпустить свой журнал , но незнаю как! ПОДСКАЖИТЕ! Я буду очень благодарна!
ух!я сделлала!!!=)))
С чего грамотно начинать создание журнала, чтобы он стал прибыльным?