Госпожа Иерусалим
19 августа, 2015
АВТОР: Улья Нова
В нашем стремительном мире неторопливый и обстоятельный человек обречен на вечные понукания.
Идеал современности – быстрые бойкие люди, скользящие по поверхности событий и вещей. Не зацикливаясь на оттенках, не вдаваясь в подробности, они как стрелы летят к своим целям. Неотъемлемым качеством книги становится рекламное «читается за один вечер», еды – возможность проглотить ее на бегу. Иногда каждому хочется хоть ненадолго спасти себя от этой скоростной трассы.
В каком-то смысле, именно в этом заключается миссия
Уже несколько лет Эшколот активно продвигает особую культуру чтения. В противовес современному «быстрому потреблению» предлагается принцип «медленного чтения», черпающий вдохновение в традиционной еврейской практике изучения сакральных текстов, суть которой аналитический подход, чтение как комментарий, а главное – совместное чтение.
Вообще принято считать, что чтение – занятие уединенное. Эшколот же превращает погружение в книгу, в увлекательное коллективное дело, в процессе которого люди обмениваются вопросами и идеями. Именно для этой цели и был задуман Фестиваль медленного чтения, который теперь проходит два раза в год. Участники собираются на несколько дней и все вместе исследуют заданную тему на лекциях и семинарах, погружаясь в материал и практически не отвлекаясь. Предметом изучения могут быть классические библейские книги, памятники еврейской поэзии, связанные с ними музыкальные традиции, жизнеописания, кино, картины, сны и даже целые города.
Девятый фестиваль медленного чтения проходил этим летом в Иерусалиме. Он был посвящен женским образам вечного города в Торе, Талмуде и Библии. Как и всегда, за несколько месяцев до начала, участникам предлагалось выбрать один из трех потоков: «Древность», «Средневековье» или «Современность». Каждый поток получал книги и статьи, так происходит всегда, чтобы участники были готовы обсуждать, спорить и задавать вопросы.
Помимо неоправданной ускоренности, современный мир чрезвычайно упрощен, в нем слишком много очевидных смыслов. Еврейские же тексты требуют от каждого стать ныряльщиком, бесстрашно отправиться на глубину, до самого дна. Такое не всегда легко, с непривычки закладывает уши, привыкший скользить и не вникать, ты испытываешь трудность, зато в награду вытаскиваешь из этого моря букв таящиеся там сокровища, да и сам становишься немного другим.
Этим летом участникам Фестиваля предстояло особенное знакомство с Иерусалимом, который предстает перед основательным читателем Библии и Талмуда в самых разных женских образах: то как мать, то как брошенный младенец, а еще как гадалка, колдунья, неверная жена, возлюбленная, невеста. На лекциях и семинарах предполагалось собрать по фрагменту, по абзацу, а кое-где – по одному предложению огромную историю о Госпоже Иерусалим, городе, который однажды выбрал и полюбил сам Господь.
Предстояло проследить великий, заряженный необыкновенным магнетизмом роман Бога и его Города. С разлуками, изменами, воскрешением любви, вечным возвращением друг к другу. Кем бы ни была возлюбленная Иерусалим, примеряя сотни личин, вечно меняясь, падая и взлетая до небес, она всегда оставалась и остается Госпожой, единственной и прекрасной, с которой невозможно скучать. Хотя, вполне вероятно, какой-нибудь охлажденный Северным морем атеист способен будет усмотреть в этом великом и весьма эротичном романе, рассыпанном полунамеками в священных текстах,всего лишь очередную историю о женщине, которая чем-то напоминает Госпожу Бовари, скучающую даму, околдованную мечтами о вечной любви, сочиняющую себе в утешение великие сказки.
Кто же такая Иерусалим? «Почему Иерусалим»? Три лекции задавали определенный хронологический срез, охватывая Иерусалим в Библии, в каббалических текстах и в израильской литературе. Для подробного знакомства с городом проводились «полевые исследования», тематические прогулки-экспедиции с ключами, полученными на лекциях.
Таких прогулок было пять: «Королевы Иерусалима», «Монахини Иерусалима», «Гендерные проблемы», «Романы Иерусалима», и фото-прогулка без фотоаппарата «Скрытая красота Иерусалима».
Насыщенную учебную программу дополняли вечерние мероприятия в лучших традициях edutainment, сочетающие обучение и отдых. Фудсеминар на рынке Махане Егуда, в ходе которого Рафрам Хадад, координатор движения SlowFood в Израиле, рассказывал о еде странников и о кочующих по миру рецептах. Еще был концерт, посвященный женскому образу Иерусалима. Знакомство с эгалитарным подходом во встрече субботы, где подчеркивается равенство женщины и мужчины. Квест по ночному городу, с рассыпанными по его закоулкам строчками из стихотворения Иегуды Амихая «Иерусалим, Иерусалим, почему Иерусалим?»
Для многих участников все это не имеют непосредственного отношения к профессии и образу жизни. Для них Фестиваль важен, скорее, как место общения, как возможность основательного погружения в книги, как момент трансформации. Пять дней, в которые можно сбежать от утомительных скоростей современного мира, нырнуть на глубину сакральных текстов, а тем более сделать это в городе, о котором они написаны, несомненно меняют. Ты входишь на первую совместную лекцию одним человеком, а уезжаешь назад немного другим. Ты увозишь с собой множество сопутствующих открытий, идей, впечатлений. И, конечно же, вопросов для последующего самостоятельного изучения.
Кому может быть интересен Фестиваль медленного чтения? Кому угодно. Он, безусловно, интригует традицией коллективного чтения, приемами обращения с текстом, которые можно воспринять и впоследствии применять к любым книгам, кинофильмам, снам и даже к собственной жизни, читая ее разборчиво, кропотливо, с множеством трактовок.
Кроме того, Фестиваль заслуживает внимания всех интересующихся еврейской культурой, историей, религией, повседневностью. Мое собственное безграничное восхищение вызывает уже даже сама организация Фестиваля, его «форма»: сбалансированное соотношение семинаров, лекций, концертов, прогулок и бесед в ходе которых раскрывается основная тема. Раскрывается углубленно и основательно, при этом оставляя множество вопросов и пространства для последующего самостоятельного обучения.
Этот современный, мобильный и увлекательный подход к обучению можно смело назвать образовательным гедонизмом, той самой роскошью, которую очень даже нужно иногда себе позволить.
Фото: Николай Бусыгин