Каким-то необыкновенным гимном звучат слова «Все логично во Вселенной, все думает, и камень думает. Только думы камня – статика эфира мысли, а живые существа способны к динамике этого эфира», которые по привычке можно было бы отнести к высказываниям философа или поэта, осмысляющего евангельские истины, но принадлежат они Владимиру Шухову, которому посвящена книга, вышедшая в издательстве Арт Волхонка: «Что придумал Шухов» (Арт Волхонка, 2016. Коллектив авторов).

Удивительной книгу эту можно назвать по нескольким причинам. Прежде всего, в ней подробно рассказывается об изобретениях Владимира Шухова. Читатель, чей возраст не ограничен (хотя, конечно, в первую очередь предполагается любознательный ребенок), сможет узнать обо всем, начиная от введенных инженером в архитектуру гиперболоидных конструкций и стальных сетчатых оболочек до оригинальных решений и усовершенствований в нефтеперерабатывающей промышленности и реставрационных проектах.

К тому же, написанная увлекательно и артистично, книга словно сама является воплощением оригинального инженерного решения. В ней неуловимо причудливо и ощутимо устойчиво – как в Шуховских конструкциях – сочетается информация о жизни инженера, его детстве и увлечениях, о философских пристрастиях и повседневных наблюдениях, повлиявших на последующие открытия и изобретения.

Само повествование словно проходит разные стадии трансформации и «очистки», оборачиваясь то задачей с вопросом и решением, то воспоминанием, то заданием, то свидетельством необычного – в книге представлена запись Шуховского доказательства теоремы Пифагора, – а то и вовсе – прогулкой. В книге два предисловия: «Вступление для взрослых» и «Вступление для детей», и они очень точно, как хорошо подогнанные детали, запускают механизм восприятия.

В конце книги размещена карта с пешеходным маршрутом по центру Москвы, включающим посещение легендарных Шуховских зданий – «прогулочных линий Верхних торговых рядов» (ГУМа), Петровского пассажа, Главпочтамта и других, – и любимых мест инженера в районе Мясницкой улицы, где нынче ему установлен памятник работы скульптора С. А. Щербакова.

Намечен и более продолжительный маршрут, захватывающий такие шедевры как знаменитая Шуховская башня или Бахметьевский гараж, построенный Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым для автобусов по заказу фирмы «Лейланд».

Дух эпохи великого строительства и великого разрушения (а значит, совершенствования военной инженерной мысли), развития промышленности и научных открытий, всемирных промышленных выставок – с середины ХIХ века до середины ХХ века – также удалось передать в книге о гениальном инженере.

В то время к инженерным профессиям в России относились с огромным почтением, инженеры – соль земли, а, главное, синоним глубокого, целостного и творческого отношения к миру.

По многочисленным свидетельствам, студенты, поступавшие в Императорское техническое училище, в напутствие получали следующие слова:

«Каких бы успехов в познании природы и обладании ею человек ни достигал, он не должен забывать слова Божественного Учителя: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»».

В это же время интереснейший русский философ техники Петр Энгельмейер писал свои знаменитые работы «Философия техники», «Техника как искусство», расширяя представление о сфере технической деятельности. Слово «инженер», введенное в российскую действительность Петром Первым, еще словно помнило в XIX веке свои предметные, сущностные корни, когда военных инженеров называли «розмыслами» в русском войске XVI века.

Несомненно, именно эти веяния впитал, в этой атмосфере воспитывался Владимир Шухов, студент Императорского Московского технического училища, нынешнего Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, слушавший курсы у таких ученых как Дмитрий Менделеев, Николай Жуковский, Федор Орлов, Пафнутий Чебышев.

Мудрое отношение к предметному миру было одной из важных составляющих профессии инженера, именно оно позволяло Владимиру Шухову размышлять о «статике эфира мысли» камня или сравнивать музыку и инженерную деятельность. «Как в музыке высшая степень творчества – композиция, так и в инженерной деятельности – создание принципиально новых конструкций», – приводят авторы книги очень важные слова Владимира Шухова.

Неизменное соблюдение качеств, «важных для любого инженерного решения: экономичности, технологичности, унификации и красоты» помогало Владимиру Шухову справляться с самыми непростыми задачами, а результаты работы получали восторженный отклик. Так, уже одно из первых изобретений – новая модель форсунки – стала не только незаменимым элементом в технологическом процессе перегонки нефти, но и – книжной иллюстрацией: «Новая модель форсунки была так хороша, что Дмитрий Менделеев поместил ее на обложку своей известной книги «Основы фабрично-заводской промышленности».

Остается надеяться, что профессия российского инженера вернет себе былой престиж, оправившись от недомоганий, выпавших на ее долю в конце советской эпохи.

Визитной карточкой издательства Арт Волхонка стал эксклюзивный книжный дизайн. Оформление книги «Что придумал Шухов» не просто красивое и интересное, оно – захватывающее. Оригинальные графические решения; редкие архивные фотографии, многие из которых сделаны самим Владимиром Шуховым, а некоторые из них сняты необычной камерой с двумя объективами – стереокамерой; иллюстрированные развороты, доносящие атмосферу времени; схемы и чертежи, красивые своей достоверностью, – все складывается в завораживающую картину, где наглядные и словесные методы подачи информации виртуозно сочетаются.

Своей творческой инженерной мыслью с читателями поделились: автор книги инженер-строитель, историк и преподаватель Айрат Багаутдинов и коллектив авторов Е. С. Борисова, М. Е. Гудков, О. В. Золотухина, И. В. Келейников, И. С. Лебедева, Н. П. Логинова, Т. В. Перец, С. В. Силиванов, Н. М. Шешеня.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: