Последние беседы с Ниссаргадаттой Махараджем. Перевод Михаила Медведева. ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО — ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ — ЗДЕСЬ.

Nisargadatta-Maharaj-Ji

15 июля 1980

Махарадж: И каков эффект от того, что я говорил вам?

Посетитель: Что бы ни говорил Махарадж — это истина, а ещё я просил его показать мне путь. Махарадж сказал, что садхана не есть путь, но лишь выявление того, что я есть сознание.

Это очень сложная вещь. Я практикую.

М: Кто тот, кто практикует? У него нет формы, он обитает в этом теле. Как долго он будет продолжаться и какую пользу он извлечёт? Пребывайте лишь в Истинном Я. До тех пор он будет продолжать свою садхану. Как только он закрепится в Самости, тогда цель, практик и сам процесс практики исчезнут. Санкальпа указывает на наличие цели, нужды.

П: Что есть санкальпа?

М: Вы хотите медицинское образование, вот санкальпа. Садхана — это изучение, практика, хдомашнаяя работа. Вы хотели видеть меня сегодня — вот санкальпа. Вы пришли сюда и поднялись по ступеням — это садхана. У той санкальпы нет формы, и у того, кто делает садхану, также формы нет. Пока вы соотносите себя с формой, практика будет продолжаться. Как только вы достигните цели, которая состоит в том, что вы не есть тело-ум, тогда и практики больше не будет.

У вас есть большая вера в Бхагават Гиту, не так ли?

П: Да.

М: Гита — это песня, которую спел Господь Кришна. Он пел тогда свою песню в точности так, как и я сейчас пою вам свою.

Вы читали Бхагават Гиту, повторяли и запомнили её. Но что является важным? Вы должны прийти к пониманию того Кришны, который её спел. Вы должны получить его знание, знание того, кто он такой.

Разве это не инкарнация? Коротко говоря, из ничто взялась форма, ничто снизошло в форму — это Аватар. Обычно мы говорим, что из ничто пришла личность, однако в отношении этих великих персоналий, великих мудрецов, мы употребляем слово Аватар.

Пытались ли вы понять того Кришну прямо? Нет, сначала вы создаёте определённые концепции и с помощью них вы пытаетесь узнать его. Это неправильно. Он пришёл из ничто — как это случилось?

Вы должны понять процесс этого воплощения, это нисхождение Аватар, в форму. Что это? До инкарнации та личность не имела представления о себе. После нисхождения в эту инкарнацию она начала осознавать себя. Каковы ваши комментарии на этот счёт?

П: Прежде своего Аватара он не знал о себе?

М: Прежде, чем снизойти в Аватар, этого качества знания там не было.

П: Но Парабрахман…

М: Это всё концептуальные титулы и имена. Это оковы на вас. В ядре вашего Я нет никакого навязывания имени или титула, вы приняли их извне.

Любой воплощённый человек со знанием «Я Есть» ведёт свои дела в мире лишь от своего имени. А то внутреннее ядро «Я Есть» не имеет никаких оков. Как только оно понимает: «Я есть лишь это «Я Есть», а не эта скованная форма, тогда нет нужды в каком­-либо освобождении — это само по себе и есть освобождение.

Вы знаете исторические факты о Шри Кришне, но вы должны узнать чем является эта инкарнация. Имена — это наручники, это путы. Каждая личность связана по причине своего самоотождествления с телом. Пожалуйста, задавайте теперь свои вопросы, не касаясь имени и формы.

П: Слова, которые у меня есть, — все они это слова имён и форм. Это слова благодарности. Благодарность Махараджу, который благословлял меня с тех самых пор, как я оказался здесь.

Просто увидеть мудреца в течение жизни есть не сравнимая ни с чем милость, и иметь так много милости от него в форме инструкций просто ошеломляет меня, и для меня нет никакого способа отблагодарить его.

М: Что вы имеете в виду под милостью? Милость означает то, что вы пришли ко мне. Я и то, что вы есть, — это только одно. То, что вы понимаете, что мы есть одно, — вот милость.

П: В моменты, подобные этому, это труднейшая для понимания вещь.

М: Милость означает тотальность, целостность, где нет раздробленности.

Другой посетитель: Почему я не с вами? Почему я не вижу истину?

М: Вы не с нами, потому что отождествляете себя с телом-умом той памятью, что вы являетесь телом. Сдайте это отождествление эту память, и тогда что бы вы ни видели, это будет истиной.

Это очень редко происходит, это очень ценный шанс, когда случается слияние трёх вещей: тела, дыхания жизни и касания «Я Есть»-­ности. Только лишь с этим вы можете дотянуться прямо в Абсолют — вы сможете пребывать в Абсолюте сразу же. Во имя духовности люди совершают много разных типов деятельности, таких как джапа, эпитимья и т.д. Как только вы принимаете позицию этого деятеля, сразу же вы подвержены дисциплинам и, следовательно, страданиям, которые относятся этой позиции. Это не приведёт вас к Окончательному, к Абсолюту. Для вас первая ступень — это поклониться дыханию жизни, здесь вы должны сфокусировать ваше внимание на пульсации этого жизненного дыхания, и вместе с этим выполнять нам-джапу (рецитацию мантры имени). Делая это, вы очищаете жизненное дыхание, и в процессе этого очищения откроется бытие. Значение этой мантры в том, что вы сами не являетесь именем или формой.

Все 24 часа это жизненное дыхание или сила жизни посредством различных типов восприятий записывает образы всех ваших опытов и запоминает из этого то, что важно. Можете ли вы делать это с вашим интеллектом?

Посетитель(новичок): Я прочитал статью о Махарадже в одной газете и пришёл просить его благословления.

М: Что касается ваших духовных приобретений, то они все, конечно, очень хороши, однако когда вы в конце концов реализуете себя, вы придёте к заключению, что все они бесполезны, излишни и не нужны.

П: Вот почему я прошу у Махараджа благословения — чтобы получить этот опыт.

М: В том высшем состоянии никакого опыта нет.

Переживание, переживающий и переживаемое — это всё только одно.

П: Может ли Махарадж подтолкнуть в это состояние?

М: Некто уже подтолкнул вас, вот почему вы пришли сюда. Вас толкают спереди назад. Отступите назад в источник.

[Обращаясь к другому посетителю]: А ваша разговорная машинка что, сломалась?

П: Прежде чем я получил это тело, я вообще знал что-нибудь?

М: Вы были совершенны, тотальны.

П: Лишь потому что я упакован в это тело, я страдаю.

М: Каким образом вы достигли своих родителей?

Поразмыслите об этом.

П: У меня возникло желание?

М: На время допустим, что у вас было желание, но просто скажите мне — каким именно образом вы связались с этими родителями?

П: Я не знаю.

М: То, что вы не знаете, совершенно. А всё то, что вы знаете, несовершенно и фальшиво.

П: Из-за моей упакованности в тело, я нахожусь в агонии стремления быть совершенным, которым, однако, я не являюсь.

М: Почему вы так волнуетесь за эту упакованность в тело?

П: Кто волнуется? Это не могу быть я.

М: Волнующийся — не вы, это дело интеллекта. [По-английски Махарадж сказал: «Вы… Нет!»] А теперь я по-английски говорю.

П: Английский язык благословлён.

М: Моё учение распространяется среди иностранцев посредством английского языка. Очень интеллектуальные люди, очень продвинутые, тысячи их. Прелесть в том факте, что моё учение разойдётся пожаром по зарубежным странам. Оно разойдётся по Америке, а оттуда оно вернётся назад в Индию. Когда индийцы получат его, они скажут: «Оно получило одобрение у чужестранцев, а значит мы его примем». Такова природа индийцев. Таковы индийцы. Если кто­-либо едет в Америку или Англию и работает там, даже если он моет там посуду, то когда он возвращается, многие сразу же приходят его повидать и вешают на него гирлянды цветов, такова природа индийцев.

П: Рамана Махарши был великим мудрецом, его почти не знали в Индии. Когда Пол Брантон написал о нём книгу на английском языке, все сразу же повалили к нему и он стал известен.

М: Согласен с этим. Рамана Махарши был обнаружен Полом Брантоном, а я был обнаружен Морисом Фридманом.

Nisargadatta-Maharaj-177

19 июля 1980

Махарадж: В этой духовной иерархии от грубейшего к тончайшему, вы являетесь тончайшим. Как это реализовать? Сама суть такова, что изначально вы не знаете, что вы существуете, но вот вдруг это чувство «Я Есть» является к вам. В момент когда оно появляется, вы видите просторанство, ментальное пространство, тончайшее, подобное небу пространство. Стабилизируйтесь там. Вы — это. Когда у вас получается закрепиться в том пространстве, тогда вы сами — лишь пространство.

Когда же эта подобная пространству сущность «Я Есть» исчезает, тогда и пространство исчезает, тогда пространства нет.

Когда это подобное пространству «Я Есть» уходит в забвение, то есть вечное состояние, ниргуна, нет формы, нет бытия.

Что в действительности происходит в этот момент? Эта новость «Я Есть» перестала быть. Имея дело с этим аспектом, я не могу много говорить, поскольку отсутствует область приложения для слов.

Посетитель: Погружается ли Махарадж в самадхи?

М: Я стабилизирован в Наивысшем. Здесь ни ухода в самадхи, ни выхода из самадхи. Всё это закончилось.

П: Продолжать ли нам нашу медитацию?

М: Это вовсе не означает предлог для вас оставить медитацию, вы должны быть настойчивым в своей медитации, пока не достигните стадии, где вы почувствуете, что медитации нет. Когда цель медитации будет достигнута, она отпадёт естественным образом.

П: Каков путь в совершенное состояние?

М: Не стоит вопроса о входе в это состояние. Вы и есть высшее состояние, однако то неведение, что у вас есть, вам следует отбросить.

Врачи посоветовали мне не разговаривать, поэтому я и не разговариваю.

П: Есть ли желание не умирать и не терять своё тело?

М: Мудрец никак этим не озабочен.

П: Это желание тела, а не Самости?

М: Можете и так сказать, это всего лишь административные меры бытия.

Это очень комплексная загадка. Вам следует отбросить всё, что вы знаете, всё, что вы читали, и иметь твёрдое убеждение в Том, о чём никто не может знать ничего. Вы не можете получить о Том никакой информации, и, тем не менее, насчёт Того вы должны иметь твёрдую уверенность. Как трудно.

Многие достигают состояния, которое есть, однако никто не достигает состояния, которого нет. Очень редко когда кто­-либо достигнет этого состояния. Это превосходит всё знание.

Наиболее значимым является это знание «Я Есть». Заявите на него свои права, обращайтесь с ним как со своим собственным.

Если его нет, то нет ничего. Знание всех возможных уровней может быть получено лишь посредством знания «Я Есть».

Из абсолютного состояния не-знания спонтанно возникло сознание «Я Есть» — без какой-либо на то причины, без повода.

Оно пришло само собой вместе с бодрствованием и сном, игрой пяти элементов, тремя гунами и пурушей-пракрити. Затем оно схватывает тело как себя и, следовательно, определяет себя как мужчину или женщину. Эта «Я Есть»-ность имеет собственную любовь быть, оно хочет остаться, увековечить себя, однако оно не вечно.

Это проходящее шоу может быть уподоблено следующему: представьте, что я был в полном порядке, но вдруг заболел, и доктор дал мне лекарство. Через три дня моя лихорадка прошла.

Таким образом, этот период трёх дней лихорадки — это сознание «Я Есть». Всё подобно этому — лишь проходящее шоу, состояние, связанное временем. Этот принцип любит быть, и не следует его принижать — это сам принцип Бога. Это «Я Есть» содержит в себе весь космос.

Говорится, что всё это есть нереальное. В какой момент оно сертифицируется как нереальное? Только тогда, когда кому-то становится ясно, что это лишь временная фаза.

И в процессе понимания этот кто-то обнаруживает себя в Абсолюте, оттуда он распознаёт всё это как временное, нереальное состояние.

В моём нынешнем положении я не могу много говорить. Сложность заключается в том, что вы принимали это всё как реальность, а мне приходится опровергать это, и для того мне приходится использовать очень много слов, чего я сейчас не в состоянии делать. Так что теперь идите петь бхаджаны.

Nisargadatta_Maharaj_092

20 июля 1980

Махарадж: Вы переживаете опыты в мире посредством тела и ума, но что вы знаете о своей сущности? У вас есть образ себя, однако это лишь временная вещь.

Посетитель: Что есть ум?

М: Ум — это язык дыхания жизни. Этот язык ума будет говорить только о тех впечатлениях, что он получил. Знание «Я Есть» не является мыслью, но оно наблюдает мысли. Возникая из праны, пранава закладывает начало звука, в этом звуке — любовь быть. Самый сокровенный и тончайший принцип — это этот вгрызающийся принцип «Я Есть, Я Есть» без слов, из-за него вы знаете, что вы есть. У него нет ни формы, ни образа, это лишь бытие, любовь быть.

Пара-шакти — это бытие или любовь быть. Следующая стадия Пара-шакти — это Пара­шунти, формирование, которое, однако, ещё не воспринимается. Следующая стадия — это формирование ума:
язык формируется в уме. И затем — извергание слов, вокальный звук. В этом всём где вы сами? Это процесс, который просто происходит.

Для вас я раскрываю самое секретное знание — о вашем собственном бытии, как оно пришло, — вот о чём я говорю.

Эта игра просто происходит, вы не играете в этом никакой роли. Когда вы невежественны, вы полагаете, что участвуете в этом проявленном мире. Нет никого, кто умышленно работает, это всё спонтанно случается. Вы не можете претендовать ни на что этом процессе. Когда вы досконально это изучите, вы придёте к заключению, что это бытие также является иллюзией.

П: Кто распознает, что это иллюзия или невежество?

М: Только лишь Тот распознаёт или свидетельствует всё это как неведение. Тот не может понять Того, он может наблюдать и понимать лишь невежество. Тот, кто распознаёт всё это невежество, Он — знающий. Почему вы называете меня джняни и слушаете мои беседы? Потому что я распознал и понял это детское невежество, эту «Я Есть»-ность и превзошёл её.

В конце концов вам необходимо понять, что принцип, который вы используете чтобы говорить, двигаться и функционировать в мире — это не вы сами.

П: Я читал и слушал так много историй о различных мудрецах и личностях прошлого, они все были разные, они основывали разные секты. Почему так?

М: Они учили своим концепциям согласно времени и ситуации, но эти концепции были пригодны лишь для того периода, для той ситуации, и эти самые концепции затем превратились в религии.

Все вы считаете себя богатыми духовным знанием. Однако прежде чем вы подумаете об извлечении пользы для себя из чего-либо, разыщите сперва чем же является ваша собственная сущность.

21 июля 1980

Посетитель: Почему я принял эту форму?

Махарадж: Потому что вы были дураком. Если бы вы знали хоть что-нибудь, вы бы не пришли в этот мир.

П: Изначально у меня не было никакой формы, не так ли?

М: Да, но и сейчас у вас никакой формы нет. Это вовсе не ваши очертания, это очертания семени.

П: Разве это не в природе семени расти, как дерево растёт из семечка?

М: Это его природа.

П: Значит, винить следует не меня. Это семя должно быть дураком.

М: Поскольку семя произошло из глупости, оно и пришло таковым.

Семя — это изначальное состояние глупости (невежества), но что за громкие титулы даруют ему! Это семя преходяще, и весь мир полон семян. Все пять элементов, весь объективный мир — всё внутри этого семени. Но вы не семя, вы — свидетель семени.

Многие столетия люди Запада не интересовались духовными материями, но теперь они начали понимать, что несмотря на все свои богатства они не способны обрести истинный покой, так что теперь они ищут истину. Чем ближе вы подбираетесь к истине, тем больше вы теряете интерес к мирским делам. Такой человек не будет иметь особого интереса к миру, но будет вести себя как обычный человек.

Сумма всей духовности, её субстанция, заключается ни в чём ином, как в решении, в выводе насчёт Я, Бога и мира — что это всё такое? Сперва вы должны разделаться с этим вопросом.

Этот мир до краёв наполнен эгоистичностью по причине ваших отношений с телом. Как только вы распознаёте чем являются эти принципы, тогда вы растворяете личность, и по окончании этого процесса вся эгоистичность исчезает, поскольку вы более не индивидуальность.

П: Как мне оказаться в своём настоящем состоянии и избавиться от страха?

М: Вы уже в своём истинном состоянии. Из-за ума приходит двойственность и, следовательно, ваш страх. Ассоциация с умом и телом есть, поскольку есть любовь к телу-уму.

Но это непременно уйдёт, поэтому все так боятся смерти.

П: Мир подобен раскрытой книге перед моими чувствами.

Когда вы идёте за пределы этого чувства «Я Есть», вы переживаете мир?

М: Не стоит вопроса о том, чтобы идти за пределы. Я не рождался, я не умру. То, что действительно есть, есть всё время.

«Идти за пределы» — это лишь идея, призванная устранить все прочие идеи, которые вы приобрели. Вы думаете так, будто бы вы родились, но знаете ли вы что-нибудь о своём рождении?

П: Нет, я не знаю, что я рождён. Я чувствую, что в действительности не рождён, однако мир кажется таким реальным.

М: Не беспокойтесь о мире. Начните сперва отсюда: «Я Есть». И тогда уже посмотрите чем является этот мир.

Откройте сперва природу этого «Я».

П: Зачем искать природу «Я», которого нет?

М: Это то семя, из которого взялось всё остальное.

Если семени нет, то и Вселенной нет. Как вы пришли в этот так называемый объективный мир? Здесь, на этом этапе, всё будет стёрто.

Я приглашаю вас домой, это в ваших же интересах.

Nisargadatta_Maharaj_054

22 июля 1980

Махарадж: Все эти беседы есть обмен идеями и ментальное развлечение, призванное скоротать время.

Посетитель: Если не предпринять некое усилие, то вы никуда не попадёте.

М: Не думайте, что должен случиться какой-то прогресс. Вы продолжите деятельность, даже если она концептуальная, но тот, кто понимает, что он уже там, — что ему следует делать?

П: Окей, но разве в этом не проглядывается место для ужасного самообмана?

М: Кто тот, кто собрался самообманываться?

П: Эмпирическое эго.

М: Нет там никакой сущности. Не представляется возможным для феноменального объекта достигнуть что-либо реальное, а это как раз только феноменальный объект.

П: Разве вам не необходимо сделать усилие, чтобы отступить назад?

М: И какое такое делание представляет собой ничего-не-делание?

П: Наш обычный способ жить — это самоопределяться.

Если мы отступим, будет ли качественная разница?

М: Продолжайте развлекаться, но не пребывайте в заблуждении, якобы вы что-то делаете.

П: Когда я говорю, что я Бог, как же так случается, что люди не приходят и не преклоняются предо мной?

М: Если бы вы действительно поняли, что вы Бог, то прежде, чем это убеждение пришло бы, вы бы потеряли свою личность, вы бы слились со всем проявлением тотальности, и тогда, следовательно, кто бы ожидал поклонения и от кого?

П: Есть ли вообще такая вещь, как использование воли в попытке сделать что-либо? Если, например, некто пытается остаться в бодрствовании путём пения мантры или медитации, и продолжает вытягивать себя из сна, разве он не совершает действие?

М: На стадии искателя то, что он делает, может быть правильным, однако вскоре он обнаружит, что искатель исчезает в процессе поиска. Когда ищущий исчезает, нет вопроса о делании. Позже ищущий поймёт, что вовсе не его истинная природа делала всё это, но то, к чему прикрепился ярлык «рождён», то есть это сознание, которое соотнесло себя с телом и состояниями сна и бодрствования. Вся эта связка целиком — это то, что делает, и он (ищущий) не является ей. Это тело воспринимаемо, но моя истинная природа — это То, что было прежде тела, а также и до начала сознания.

Всё, что может быть воспринято чувствами и интерпретировано умом — это лишь кажимость в сознании, и истиной оно не является.

Я не говорю вам ничего, что является чуждым моему собственному опыту, я говорю вам только то, что я понял и что я испытал сам. Это очень просто: это всё связано временем, а то, что связано временем, не может быть реальным и истинным, поскольку само время есть концепция.

То, что я вам говорю, основывается на этом простом факте, а он в свою очередь основывается на моём опыте. Если вам нравится эта концепция в настоящий момент, примите её.

Если нет, тогда не надо.

Если вы вообще хотите что-либо делать, делайте то, что вы не сможете сделать никогда. Это состояние не-бытия.
П: Есть постоянная неудовлетворённость ума в попытке что-то понять. Это само по себе кажется преградой.

М: Вы сами до ума или после?

П: До ума.

М: Значит, не беспокойтесь об уме. Занимайте ваш ум только тем, что полезно в повседневных делах, за грань этого его не пускайте.

Исполненный знания мудрец лишь наблюдает или вовсе аннулирует все опыты, которые бы ни происходили через ум, поскольку субстанции у них нет. Вся эта игра в мир — в пределах области ума. А как только вы понимаете, что умом не являетесь, тогда каким образом это может трогать вас? Это временная фаза, несовершенная, неадекватная.

П: Даже бытие есть несовершенная временная фаза?

М: Это сознание есть продукт тела, состоящего из пищи. Тело — это топливо, которым подогревается «Я Есть». Разве вы не видите чем является тело? Разве это не кусок еды и воды?

В настоящее время вы вварились в это «Я Есть», но в действительности вы – Абсолют — вовсе не это «Я Есть».

П: Вы имеете в виду, что даже «Я Есть»-ность на самом деле не такая, какой она распознаётся в уме?

М: Смотрите на это так: это сродни тому как иметь боль в животе или в шее. В моём совершенном состоянии я никогда не испытывал боли, но когда «Я Есть» пришло, внезапно я почувствовал боль.

То «Я Есть» стихнет, исчезнет, я был совершенным состоянием, когда его ещё не было. Я точно знаю, что этого «Я Есть» не было. Также как я страдаю хроническим заболеванием, я страдаю этой «Я Есть»-­ностью. Просто поймите о каком уровне я говорю, к какому уровню хочу вас подвести.

Только представьте уровень полёта, о котором зашла эта беседа о духовности. Обычный духовный подход — это поклоняться и молиться этому сознанию, даровать ему высшие титулы, но для меня оно боль, и я хотел бы от него поскорее избавиться.

23 июля 1980

Посетитель: Махарадж говорит, что всё, что нам нужно, — это быть осознанным. Ум продолжает метать свои сомнения и особенно он любит говорить, что необходимо попрактиковать ещё, сделать что-то ещё.

Махарадж: Все активности происходят в поле сознания, в уме и в жизненной силе. Знающий ум — только свидетель. Он никак не вмешивается в происходящее.

Милость Гуру означает знание, которым являетесь вы.

Когда вы закрепляетесь в этом убеждении, тогда это само по себе откроет и даст вам всё необходимое знание, и это есть милость. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Comments are closed.