Наливай!
31 октября, 2016
АВТОР: Андрей Бычков
Рецензия на книгу Евгения Лесина «Лесин и немедленно выпил», М.: Рипол классик, 2016
— А премию-то ему дали?
— Какая премия? Книжка только что вышла!
— Заранее должны были дать. Блин, такая книжка.
— Какая такая?
(Слышится бульканье, чоканье, чмоканье…)
— Короче, книжкой надо упиваться.
— Не то слово! Не упиваться, а нарезаться до поросячьего визга!
(Слышится визг, хрюканье…)
— Да потому что пить меньше надо.
— Или больше.
— Да ты чо?
— Потчуй нас!
(Крестятся)
— Так про что там? Про что в книжке, скажи?
— Да, да, про кого там?
— Книжка эта про славного русского писателя-алкоголика Венедикта Ерофеева, состоит она из различных опусов, написанных по случаю или к каждому его юбилею — полному или наполовину. Но это только в первой части, а во второй — и про других многих славных поэтов и писателей — алкоголиков.
— В каждой же книжке, прежде всего, про ее автора?
— Это верно. И здесь и Лесин, естественно, тоже написал, прежде всего, о себе. Точнее сказать — про свой символ веры. Как жить, как пить и как…
— Лечиться!
— Не перебивай… Так, о чем это я? А, ну да — как жить, как пить и как писать. Хочешь войти в историю литературы — делай жизнь с Венички Ерофеева. И Евгений, конечно, по-своему прав. Кстати, там и про его собственные похождения по разным кабакам. Где, сколько, чего и как наливают.
— Хотя войти в историю можно, наверное, и как тайный советник Гете — известный, если верить Лесину-Веничке, трезвенник.
— Кто это сказал?!
— Хм… Но мы все, собравшиеся здесь, хотели бы, конечно, чтобы Лесину повезло именно как Ерофееву.
— А тогда бы и мы, как его собутыльники, тоже вошли бы в историю, и лет через триста и нас тоже помянул бы какой-нибудь Карамзин.
— О себе заботишься, гад.
— Не перебивай, бл…ь!
— А ты не подумал, что, может быть, из ныне живущих и пьющих литераторов, — только Лесин уже и вошел в историю, как самый пьющий и самый живущий?
— Подумал… но не сказал.
— Это потому что ты мало пьешь.
— Это потому что у меня панкреатит!
— Во всяком случае, попросим позаботиться саму историю.
— Наливай!
(Слышится бульканье…)
— Так, давай-ка все же что-нибудь про книжку.
— Да, да, давай лучше про книжку, пока по е…лу не получил.
— Чего?! Сам сейчас получишь!.. Ну, хм… О такой книжке, раз уж она и про самого Лесина, надо и говорить лесинскими же словами.
— Ленинскими?
— Лесинскими!
— Ддд-да… дд-да… д-давай, с-слушай, ленинскими сс-словами, а?
— «Русский человек в старину, как и теперь, всегда находил предлог для выпивки».
— Прав, прав, падла, наливай!
— По полной.
— Да, по полной!
— Господа, господа, подождите! У автора сказано: «Из горлышка, запрокидывая голову, как пианисты».
— К-как хто, п-пианистки?
— Как пианисты! Ты чем, жопой, что ли, слушаешь?
— П-пианистки же б-бабы.
— ««Да на фиг нам бабы!» — орут пьяные мужики и целуются. «Типично русская атмосфера», — сказали бы немцы».
— «Больше пей, меньше закусывай. А то, как известно, не опьянеешь».
— «А вот, к примеру, коньяк у вас есть?.. Чтобы потом поблевать?.. В туалете, допустим».
— Да ты не подряд все цитируй! Смысл, пидор, сохраняй!
— Сам ты пидор!!!
…
— «Пьющему трудно. Непьющему гадко. Пора заканчивать».
— Вечно у нас все заканчивается мордобоем.
— Но насчет конца как-то рановато. Да и конец какой-то не такой получается.
— Придется продолжить.
— Я не понял, так тебе понравилась книжка?
— Конечно!
— А ты мог бы эту книжку за что-нибудь поругать?
— А то ведь скажут, что автор рецензии подхалим. Ведь Лесин, как-никак, литературное начальство.
— Ну хорошо, раз у нас тут про нонконформизм, то вот про что надо бы не забыть упомянуть. Как Лесин плюнул в кофе лучшему другу, Вознесенскому, на странице 217.
— Андрею?!
— Да не Андрею, а Александру!
— Пока тот ходил за бутербродом в главе «По московским кабакам».
— Так это ж комплимент!
— А обещал поругать.
— Да, давай-ка по гамбургскому счету.
— Не малодушничай, как ерофеевский герой.
— Ну хорошо… Если по гамбургскому, то… Вот, допустим, про Высоцкого, Галича и Аркадия Северного зря, по-моему, автор вставил эти тексты в свою книжку. Оттого и фокус ее как-то рассеивается. Все как-то собирается назад. А ведь надо вперед. Нам же до зарезу нужны сейчас индивидуалисты. А так снова — про этот советский противный обобществленный попсовый мир, о котором так хочется забыть. Вот и в целом получается какой-то алкогольный памятник эпохе, которая уже ушла. Алкоголь-то остался, а эпоха ушла. Но алкоголь же выше эпохи. Вот теперь, например, если и пьют, то все больше в одиночку. А режут на трезвую голову от чересчур ясного ума. От невыносимости жизни. И кстати, правильно делают. А вот советские-антисоветские алкоголики — они, конечно, все добрые и никогда никого не убьют и не зарежут. Оттого и…
— Ах ты, гад!
— Режь его, братцы!
— Режь его, индивидуалиста, по роже!
— А еще рецензию взялся писать про главного редактора демократического издания!
— За что, ребята? За что? Это ж только слова! Я же с вами! Это же только полюс сознания такой. Подождите, не режьте хотя бы язык!.. Я зе исё не успе сказять, сьто затё вот про Олега Григорьева и де Сада в книзьке, канечно, очень кста…
— П-пок! Да, там, кста, в книжке много про смерть собутыльников своих.
— Там, кста, и эпиграф есть в одном месте из Григорьева: «Склонился у гроба с грустной рожей. Стою и слушаю похоронный звон. Пили мы одно и то же. Почему-то умер не я, а он».
— Затих автор рецензии-то?..
— Кончается вместе с текстом.
— Вот так-то лучше. А то забыл, видать, бляха-муха, что сказал младенец Лесина на странице сто девяносто три.
— «Ни кагда ни льзя ругать ни ково ни зашто».
— Наливай!