Елена Алексиева. Нобелевский лауреат / Пер. с болгар. Н. Нанкиновой. М.: Центр книг Рудомино, 2017. 528 стр.

Если современная болгарская литература пока еще отсутствует в читательском меню, то книга молодого прозаика, поэта и драматурга (у нас в журнале «Иностранная литература» выходила ее пьеса «Мадам Мисима») Е. Алексиевой — замечательный повод заполнить пробел.

Увлечься и задуматься над книгой, которая — совсем не то, чем кажется.

Ведь начинается она как-то совсем обычно — творческим и возрастным кризисом нобелиата Эдуардо Гертельсмана, который не хочет писать, не знает, зачем согласился приехать выступать в Софию да и просто мечтает сбежать от своего литературного агента… Рефлексии, кажется, слишком знакомые по усредненной западной и не только литературе.

Но, на благо читателю, автору и его персонажам, как потом окажется, Гертельсмана похищают! И даже требуют выкуп.

Тут текст делает первый резкий поворот, шипит резина, фонтан из-под колес. И на сцену выходит детектив Ванда.

Хотя без фанфар и отнюдь не вбегает на сцену, а — устало и превозмогая появляется, скажем так. У нее вечные долги, сильные проблемы с начальством и диетой, слишком близкие отношения с алкоголем, с матерью каждый разговор — стресс, о личной жизни Ванда и думать забыла, и даже любимый, подаренный коллегами на долгожданное новоселье тритон и то часто морду воротит.

Тоже, казалось бы, не новость, а вообще уже тренд детективных авторов последних десятилетий, которые, как политкорректную норму Голливуд в своих фильмах, штампуют главными сыщиками инвалидов с тысячью фобий, пороков и трагедий в загашнике и скелетов в шкафу.

Но Ванде веришь. Ее вечной усталости. Что она не успела поесть, сейчас сорвется и напишет заявление об увольнении, что в латентной симпатии к своему коллеге, единственному детективу ярче ее во всем управлении, она ни черта сама не понимает. И даже что заправить свою старую колымагу до следующей получки ей не на что, если только не занять безвозвратно у осведомителя из одной из мафиозных банд.

Настоящий Харри Холе в юбке, то есть в джинсах.

И путь ее к поимке преступника тяжел — чаще всего расследование вообще похоже на тотальный провал — как и путь вообще.

Через разговор с другими, через день и ночь:

«После такого долгого дня даже самая темная ночь кажется прозрачно белой. Именно там, где день мечтает закончиться и навсегда погрузиться в ад, куда стекают все бессмысленно проведенные дни, ночь бросает якорь и безжалостно удерживает его в собственной реальности, озаренной отблесками потустороннего света, зажатой в безвоздушном пространстве некой инопланетной, прилетевшей из другого измерения вечности.

Такую ночь трудно назвать антиподом дня. Она — просто-напросто его пародийное продолжение, водевиль, слепленный из скудных остатков драмы. Подобный день отделяет от следующего скудная мембрана истощения, через которую вместо питательных веществ просачиваются лишь ядовитые соки огорчения».

Тяжела и жизнь в Софии и окрестностях. Бедность, разбитые дороги, мафия, взятки — вся прелесть наших 90-х в полном цвету. Пробки в столице, вымирающие деревни — уже как сейчас у нас. Пригласившая нобелиата издательница-энтузиастка «терла красные от слез глаза, повторяя одно и то же: “Проклятая страна! Проклятая, тупая, никчемная страна!”»

Ванда же, как, представляется, и ее автор, постепенно приходит к анархистско-антисистемным взглядам:

«Нужно положить этому конец. Как бы парадоксально ни звучало, но Система, частью которой она являлась, в последнее время мешала ей работать, да и сама работа была не чем иным, как исполнением функций, вверенных ей законом от имени Системы. Ванда и прежде чувствовала некоторое несоответствие между тем, что происходило в рамках Системы, и тем, во имя чего она была создана».

И даже не знаешь, что увлекает больше — жизнь Ванды, неожиданные скачки детективного сюжета или правда о современной болгарской жизни. А наш нобелевский лауреат?

Похищенный, он почти нашел себя:

«…ему ничего не нужно было делать для того, чтобы просто жить. Поэтому каждое утро это вызывало в нем бесконечное удивление».

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: