Подлинная история одного преступления
19 декабря, 2018
АВТОР: Игорь Бондарь-Терещенко
Олег Шишкин. Последняя тайна Распутина. — М.: АСТ, 2018
…Среди вороха пожелтевших новостей и бесчисленного количества инсинуаций эта книга — настоящая сенсация, о которой хочется сказать, используя официальный стиль: «Написанному верить».
Дело в том, что новое расследование Олега Шишкина основано на секретном до недавнего времени «Деле об убийстве Распутина», которое было найдено автором в архиве Министерства юстиции Российской империи. И стоит сразу отметить, что упомянутая выше «сенсационность» — не преувеличение, поскольку этот документ полностью переворачивает представления о покушении на царского фаворита, влияние которого на государственные дела в Российской империи во времена Первой мировой войны называли «параллельным самодержавием».
В принципе, неудивительно, что история судебного дела об убийстве Распутина кануло в лету, время от времени выплывая на свет то в конторе немецкого антиквара, то на страницах эмигрантских газет. В конце 1916-го—начале 1917 года это самое дело велось Петроградской судебной палатой, после, еще до февральских событий его затребовал к себе Николай II и якобы уничтожил в Царскосельском дворце как опасный документ. Однако это все это лишь легенды, которые традиционно сопровождают тень Распутина.
На самом деле, монаршая чета действительно проводила свое расследование, не предполагая его обнародовать, тогда как официальное дело об убийстве Распутина длилось до отречения царя 2 марта 1917 года и закрылось в связи с падением Российской империи. Копали основательно, глубоко.
«Обнаруженный на Гатчинском шоссе автомобиль оказался принадлежащим 6 автомобильной роте, а автомобиль, в котором перевозили тело Распутина, следователями не найден, — узнаем мы подробности следствия. — Дворецкий Бужинский, спрошенный по поводу синего сукна со стола, в которое были завернуты ноги Распутина, заявил, что такого сукна в доме Юсуповых никогда не было, но при этом он так густо покраснел, что следователю стало ясно, где истина».
Это же дело, напоминает автор, было и в центре внимания Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, выискивавшей нарушения прежней власти начиная уже с 5 марта 1917 года. И далее, как водится, — либо молчание, либо лживые мемуары участников преступления, либо вариации на тему.
Криминалистические подробности, приведенные в книге, конечно, шокируют.
Ведь что мы знали об убийстве Распутина, кроме сцен из перестроечного фильма «Агония» с Петренко в главной роли? Отравленные пирожные, бравурный марш на патефоне, который включили, чтобы создать имитацию вечеринки в доме князя Юсупова, куда заманили царского старца. Хотя, какой там старец! И пирожные с мышьяком слопал, и отравленную мадеру вылакал, и веди, говорит, князь, свою жену, буду с ней развлекаться. На самом деле, как рассказывает книга Шишкина, ничего этого не было. И отраву в последний момент добрый доктор не подложил, и музыка в доме не играла, и поначалу вообще собачку во дворе, а не Распутина подстрелили.
Впрочем, царская машина расследования тоже дала сбой, и об этом в книге немало: неожиданные показания свидетелей и признания прокуроров, которые, будучи собраны воедино, предлагают ошеломленному читателю захватывающий исторический детектив. И главное в нем — пресловутые «следы», коих немало в таинственной истории убийства царского фаворита.
При дворе, как известно, Распутина не любили, завидовали, сплетничали и злословили. Его обожала лишь императрица, да уважал сам царь, о чем немало судачили во всей Европе. Оттуда, кстати, «следы» и тянутся.
Проследив их путаную цепочку, автор книги первым предположил, что к убийству Распутина причастна британская разведка. Ведь Англии, как известно, было выгодно, чтобы Россия продолжала войну, и очень раздражало то, что царица была немецких кровей и имела на супруга огромное влияние.
До этого, правда, самого Распутина обвиняли чуть ли не в сговоре с дьяволом, когда английский крейсер, на котором плыл в Россию тайный шпион, подорвался на немецкой мине.
Шпион — герой сражений, знаменитый фельдмаршал и жестокий усмиритель восстаний — должен был уговорить Николая II продолжать войну с Германией. И вот, благодаря «колдовству» Распутина, тайная миссия провалилась. Точнее, потонула.
«В секретной переписке, — уточняет автор, — для обозначения тандема английская разведка использовала эвфемизмы «темные силы» или даже «адские силы»».
Напомним, что это были времена Маты Хари и прочих фандориных, когда, как узнаем из книги, «исход боев на фронте решался не в генеральных штабах союзников и даже не в штаб-квартире русской армии в Могилеве, а в петроградских особняках, в великокняжеских будуарах и салонах русской знати — там разворачивалась невидимая война разведок, тайных обществ, авантюристов, интриганов и революционных радикалов».
Как бы там ни было, автор не делает выводов за читателя. Каждому, кто посвятит время этой книге, он дает возможность самостоятельно решить, кем же был Распутин?
«Другом», как именовала его Государыня Александра Федоровна, или «темной силой» по мнению многих высокопоставленных лиц? Одно о нем известно точно: Распутин оказал большое влияние не только на личную жизнь царской семьи, но и на политику Российской империи.
В январе 2019 года — 150 лет со дня рождения Григория Распутина. Эта книга — отличный повод вспомнить о ее герое, незаурядном и противоречивом человеке, имя которого известно всему миру.