Старый болт

Ирвин Уэлш. Резьба по живому. Пер. с англ. В. Нугатова. М.: Иностранка; Азбука-Аттикус, 2019. 416 с.

У шедевра 90-х «На игле» уже второе продолжение — было «Порно», сейчас «Blade Artist». Герои пережили кризис среднего возраста и намотали еще лет. А Фрэнсис Бегби — сейчас будет из области «правда или ложь» — главный гопник, пьяница и драчун из четверки не таких уж закадычных друзей стал… художником, живет на берегу океана в Америке с красавицей-женой и двумя прелестными дочурками, а на своих выставках тусит с Николь Кидман, Дженнифер Энистон и Джорджем Клуни.

Не поверили? Я тоже. А это так. Он научился обуздывать свой гнев — мы же все помним сцену с запущенной кому-то в голову пивной кружкой в пабе — и идеально выстроил свою жизнь. Картины, правда, создает специфические — знаменитости на них всячески изувечены и изуродованы. Это намек?

Но тут случается беда — в родном Эдинбурге кто-то зверски убивает его сына-наркомана. Сын ему никогда не был особо нужен, но долг велит — он летит на похороны и по ходу вынужденной вакации начинает разузнавать, чьих рук это дело.

И «если хороший парень — это старый местный псих, то у города действительно проблемы».

Старые кореша завидуют ему, оценивают достижения, не совсем верят, что он изменился…

Но все уже завертелось в лучших традициях его ранних — ибо, как Коупленд и особенно Паланик, другие герои 90-х, Уэлш давно уже стал слишком попсовым, автором для не очень повзрослевших подростков — вещей. Да, Франко/Джим Бегби бросил пить, курить и овладел успокаивающим дыханием, но — кто-то из бывших подельников приютил его, но сделал это «без уважения».

«Короче, оставить тебя в живых — это, блядь, не варик. Я усердно трудился над имиджем, братишка. Работенка вредная, но того стоит».

И вот полетело долото в скулу, отрезанные кисти рук и дым над сожженными трупами, «кости хруст и кровавые извержения».

Да и сюжетец подстать — так Несбе переписывал «Макбета», так и тут, один незаконный сын убил другого просто ради…

Ирвин Уэлш

Отдадим, кстати, респект и уважуху переводчику — набивший руку до вызывающих уважение костяшек на переводах издающейся в целлофане продукции «Кolonna Publications», Валерий Нугатов тут отрывается, перелагая воровское арго шотландских подонков (тогда как и простой шотландский английский сам по себе понять иногда весьма непросто).

И «Бегби выписал этому додику подсрачник, чтобы дошло: беспредел он устроил чисто ради собственного удовольствия. Ему больше нравилось зверски избивать мучителей, потому что на них это сильнее действовало. В его глазах шибздик и так был деморализован страхом, поэтому месить его было не в кайф».

И это еще очень и очень ванильный, подцензурный вариант…

Бегби замесит всех — и ему это элементарно сойдет с рук. Но есть одна проблемка. Если книга «Трейнспоттинг» да и ее экранизация играли всеми красками — разочарования и влюбленности, задора и грусти, была уж явно очень ярким и порванным флагом поколения, то в «Резьбе» сплошной монохром. Всего две эмоции — жестокость и ее отсутствие. Вкл.-выкл. такой.

А ведь данная книга даже не продолжение в полной мере, а судьба лишь одного героя, — то есть является спин-оффом. Еще и с открытым, как в любой франшизе, финалом. Представляете, сколько сиквелов тут можно наклепать, пока это не запретят законодательно? Как если бы Сэлинджер накатал полку книг и довел Холдена Колфилда до оплакивания его праправнуками.

Или просто время у всех на дворе такое, что по бурным 90-м и его книгам только ностальгировать осталось?

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: