К 90-летию рождения В. П. Бранского

Художник Яцек Йерка

«Изучение космогонических теорий представляет из себя
первую ступень к познаванию человека»
В. Шмаков
[1]

В жутких муках социальных катастроф и личных трагедий 20-го века рождалось в России миропонимание новой эпохи. Выдающиеся представители истинной элиты народа – аристократы духа – положили свои таланты на алтарь этого понимания; среди них были выходцы из разных социальных слоёв, гуманитарии и технари; верующие и атеисты; признанные властью и официальной наукой и преданные забвению, изгнанные во внешнюю и внутреннюю эмиграцию, репрессированные; авторитеты науки и искусства, известные во всём мире и гении, о которых почти нет документально подтверждённых сведений. Достойное место в славной плеяде этих первопроходцев занимает Владимир Павлович Бранский. Судьба была к нему благосклонна – он сумел, по-видимому, реализовать полностью свой творческий потенциал: создать научную школу в философии, заслуженно стать одним из основателей и руководителей Санкт-Петербургской научной школы социальной синергетики, основоположником синергетической философии истории.

Владимир Павлович Бранский
Фотограф Голиб Саидов https://golibus.livejournal.com/

Выдающийся русский мыслитель, философ и физик по образованию, В. Бранский всю свою многолетнюю, плодотворную творческую деятельность стремился не выходить за рамки современной ему науки. Он одним из первых в России разрабатывал синергетический подход в социологии, космологии, культурологии, истории. Однако он закончил свою научную деятельность весьма символично: уже после окончания его земного пути была опубликована статья, в которой В. Бранский исследовал тему, пока ещё недоступную традиционной науке, но уже давно доступную сознанию человека [2]. В этой работе он изложил концепцию онтологического негеоцентризма, в которой классическая концепция множественности миров, связанная с модификацией только модусов материи, обобщается до принципиально новой идеи об отказе при познании не только модусов, но и атрибутов материи. «Концепция онтологического негеоцентризма ориентирует научное исследование в области космогонии и космологии на модификацию не только фундаментальных характеристик пространства и времени, но и таких атрибутов материи, как движение, структура, причинность, взаимодействие и т.п.» В. Бранский отметил, что модификация атрибутов не выводит нас за пределы материального характера исследуемых миров, оставляя незыблемыми основы научного мировоззрения, в отличие от логического и мистического негеоцентризма.

Вместе с тем В.Бранский напомнил, что согласно учению о множественности логически возможных миров, который разработал Г. Лейбниц – гениальный метафизик, философ и учёный-энциклопедист 17-го века, объективное существование может обрести любой мысленно воображаемый мир, если его структура не противоречит законам формальной логики. Согласно этой концепции, как утверждал В.Бранский, «реально возможны миры с любым отклонением от атрибутов материи (внепространственный и вневременной мир; абсолютно неизменный или абсолютно изменчивый мир; мир «чистых» сущностей без явлений или «чистых» явлений без сущностей; абсолютно упорядоченный или абсолютно хаотичный мир и т. п.)»

Следовательно, множественность логически возможных миров допускает объективное существование не только принципиально наблюдаемых, но и принципиально ненаблюдаемых миров. Так как многообразие логически возможных миров существенно зависит от системы логических законов, лежащих в основании формальной логики, то модифицируя эту систему (изобретая новое логическое исчисление), можно модифицировать и множество логически возможных миров.

Наконец, как подчеркнул В.Бранский в завершение рассмотрения этой темы, в истории философии известна и такая интерпретация проблемы множественности миров, которая допускает объективное существование мира (или миров), в котором не соблюдаются не только законы природы, но и законы логики («иррациональный» мир). «В таком случае мы имеем дело не только с принципиально ненаблюдаемыми, но и с таким ненаблюдаемым, которое иррационально, т. е. непостижимо с помощью какого угодно логического мышления (независимо от характера логического исчисления, которое при этом используется). Познание такого мира, согласно концепции философского иррационализма, возможно только с помощью особого мистического чувства» [2]. Таким образом, делает вывод В. Бранский, в конце 20-го века понятие «множественности миров» употребляется в следующих существенно разных значениях:

1. Множественность материальных миров в традиционном естественнонаучном смысле (естественно-научный негеоцентризм)

2. Множественность материальных миров в онтологическом смысле (онтологический негеоцентризм).?

3. Множественность логически возможных миров (логический негеоцентризм).?

4. Множественность произвольных миров (мистический негеоцентризм).

Следует отметить, что В. Бранский, не упоминает известную многомировую интерпретацию квантовой механики Х. Эверетта, которую можно считать теоретической основой концепции множественности миров. Возможно, что во времена идейного ига марксизма-ленинизма эта тема была запретной в советской «научной» философии.?

Рассмотренную статью В.Бранского, как и три предыдущие, опубликованные в 2014-2015 годах под общим названием «Синергетика и космология» [3-4], можно считать его философским завещанием и напутствием исследователям Вселенной и человека, незашоренным догмами религии и науки. В обстоятельном исследовании природы информации, которое авторы В. Логинов и А. Поляков определили как становление основ новой науки – информодинамики [5], сделан вывод, что серьёзное изучение информации как феномена ведёт к изменению многих «незыблемых» устоев, пересмотру многих аксиоматически утверждённых стереотипов, многих научных концепций. Авторы подчеркнули, что выйти из порочного круга существующих догм можно только «признанием Объектом науки Мира системно-открытого, где взаимодействие систем осуществляется не столько через количество переданной информации и силовые взаимодействия, но, прежде всего, через её феномен, через информацию как систему, субстанцию, соединяющую собой все остальные системы, от их материальности, виртуальности и аксиоматической замкнутости». Именно такой подход к исследованию энергоинформационной структуры и динамики сознания лежит в основе новой концептуальной парадигмы космологии – Ииссиидиологии, фундаментальное изложение которой представлено в книгах Ориса, которые начали публиковаться России с 2010 года [6]. Ииссиидиология, по определению автора, представляет собой совокупность новейших духовно-космологических представлений о Вселенной и человеке. В основе этой парадигмы лежит интуитивный метод познания, в ней подробно рассмотрены такие темы, как: взаимодействие Информации и Энергии как Первопричина возникновения Творческой Активности Фокуса Самосознания и Мироздания в целом; Космические Качества как Основа энергоинформационного проявления всех Формо-систем Мироздания; разнообразие Форм Творческой реализации Человека Космического; Структура и Законы осуществления энергоинформационной динамики Мироздания; биоэнергетические процессы формирования Фокусной Динамики Самосознания.

Предварительное сопоставление некоторых аксиоматических представлений Ииссиидиологии с соответствующими доктринами философской системы гениального русского мыслителя 20-го века – В. Шмакова [7] позволило выявить их смысловую аналогичность и созвучие в целом ряде важных аспектов. Очевидный интерес представляет детальный анализ взглядов этих выдающихся метафизиков России на природу и функционирование сознания организмов различного иерархического уровня от атомов до галактик. Эта тема ждёт своих исследователей.

Шмаков Владимир Алексеевич

Сопоставление различных подходов к оценке перспектив развития человечества [8] позволяет сделать вывод, что доктрины В. Шмакова о природе трагичности личной и социальной жизни не потеряли свою актуальность. Исследованию природы сознания человека и путей повышения его качественного уровня и посвящены труды В. Шмакова и Ориса. В Ииссиидиологии детально и обстоятельно раскрыта, в частности, такая практически важная тема, как структура и динамика информационного пространства Самосознания личности, и показано, каким образом наши мысли и чувства «инкрустируют» собой пространство и время, становясь для нас той, индивидуально как бы «созданной» нами же субъективной реальностью, которую мы воспринимаем как «окружающая действительность». Оказалось, что главная причина всего, что нас окружает и с чем мы сталкиваемся в своей жизни – это степень качественности той информационной конфигурации, которая обеспечивают нашу «текущую» форму самосознания субъективными представлениями о «нас самих» и обо всём, что нас окружает.

Следовательно, качественность и степень благоприятности (для нас или для кого-то) каждой конкретной ситуации мы обеспечиваем только сами – степенью качественности наших субъективных реакций и глубиной (истинностью) собственных представлений (совокупностью генерируемых нами мыслей и чувств) о происходящем с нами и вокруг нас! [6]. Поэтому человеку важно всегда оставаться осознанным и помнить, что абсолютно всё, что касается его личной жизни, находится в его собственной власти. Как подчеркнул В. Шмаков, «сатана властвует лишь над теми, с кем он имеет сродство, и в тоже время он совершенно бессилен против всякой противопоставившей ему себя воли, как бы слаба она ни была».?

Сложность и болезненность смены парадигм миропонимания хорошо известна. Эту проблему наглядно раскрыл Орис, завершая исследование взаимодействия Информации и Энергии как Первопричины возникновения Творческой Активности Фокуса Самосознания и Мироздания в целом. Автор Ииссиидиологии отметил, что разделение целостного и ни на миг не прекращающегося Существования на как бы дискретные качественные состояния определяет формирование в системе нашего восприятия представлений о том, что вся окружающая нас действительность существует как бы сама по себе, вне наших желаний, устремлений и отношения к ней. «Очень сложно с подобными Представлениями понять, что «истинный» механизм, приводящий к конкретному проявлению и качественному преображению (трансмутации) этих глубоко субъективных состояний каждой Формы Самосознания и окружающей её действительности сокрыт не где-то «вовне» (например, в примитивной идее существования некоего «Бога – создателя всего» и «Бога – вседержителя»), а в информационном пространстве Самосознания, реализующегося через генерируемую им же Фокусную Динамику. Именно она – качественностью – индивидуально изменяет инерционные параметры Времени проявления каждой Формы Самосознания» [6, т.1]. Символично, что в Ииссиидиологии концепция Многомирия возглавляет список аксиоматических представлений.

Фундаментальное исследование парадигмы множественности миров на основе достижений современной науки, выполнено в книге А. Яшина – выдающегося учёного, мыслителя, писателя [9], который подчеркнул, что «общефизическая парадигма параллельных миров не есть порождение безудержной фантазии человеческого ума, которому наскучила обыденность и видимая ограниченность современного ему знания… Параллельные миры – эта следующая за осознанием квантовой теории (в трактовке копенгагенской школы Н. Бора по преимуществу) ипостась развития физики, как картины законов существования вещественно-полевого базиса мироздания». Глава этой книги, в которой детально и обстоятельно изложено упомянутое выше исследование, имеет знаменательное название: » Параллельные миры, как объективный фактор развёртывания и функционирования ноосферы». В своей замечательные книге А. Яшин ввёл в научный оборот понятие «классик лженауки», – в реалиях российской науки это, пожалуй, высшее признание для исследователя, не зашоренного догмами традиционной науки. Сам же Алексей Афанасьевич, является безусловно, классиком в обеих «номинациях», как образец гармоничного учёного.?
____________________________________________________

Литература

1. Шмаков. В. Великие Арканы Таро. М.,1916г.
2. Бранский В.П. Множественность миров. //»Академия Тринитаризма». М., Эл. №77-6567, публ.24159.,05.01.2018.
3. Бранский В.П. Синергетика и космология. //Вестник СПбГУ, серия 17, 2014, т.30, №4, с.12-29. 2015. Т.31, №3.
4. Бранский В.П. Проблема происхождения жизни и психики. //Вестник СПбГУ, серия 17, 2015, т.31, №3, с.26-35; №4, с. 10-20.
5. Лачинов В.М., Поляков А.О. Информодинамика. СПб., 1999.
6. Орис. Ииссиидиология. Т. 1-15. М., 2010-2017.
7. Шмаков. В. Основы пнематологии. М., 1922.
8. Ерёмин В.И. Переживёт ли человечество эволюционный перелом? Часть 2. peremeny.ru /books/ osminog /15380. 2018.
9. Яшин А.А. Феноменология ноосферы. Развёртывание ноосферы. Часть 2: Информационная и мультиверсумная концепции ноосферы. М.,2010.

Тексты Владимира Ерёмина на блог-книге «ОСЬМИНОГ»
https://www.peremeny.ru/books/osminog/author/ervl

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: