ОКОНЧАНИЕ. ПРЕДЫДУЩЕЕ ЗДЕСЬ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджио. И.Айвазовский

Национальность? — Купец

Однако все эти мифические народы начинали создаваться не на пустом месте.

С гражданами того или иного государства они явно не совпадали. Какие же общности были положены в их основу? Мы полагаем, сообщества купцов, которые вели торговую и промышленную деятельность на всех известных к тому времени территориях, покрыв их сетью своих торговых факторий.

Мы, вообще, полагаем, что нация появляется как результат общего для нее экономического проекта. К примеру, для англичан таким экономическим проектом была деятельность по всему миру английских торговых компаний, акционерами которых были широкие слои населения. Напомним, что Индией вплоть до 1858 года владела английская Ост-Индийская компания, и только после восстания сипаев власть перешла к британской короне. По нашему мнению, английская нация и сформировалась как результат деятельности британских купцов.

В бассейне Средиземного и Черного морей в 15—16 вв. н.э. чрезвычайно сильны были позиции купцов еврейских.

«Когда в 1550 г. венецианский сенат решил изгнать маранов (евреи, принявшие христианство, — А.П.) и окончательно запретить торговлю с ними, христианские купцы города объявили, что эта мера грозит им разорением и что им ничего не остается, как выселиться вместе с евреями, так как они только и живут торговлей с последними.

По словам этих купцов, в руках евреев находились:

1) торговля шерстью с Испанией;
2) торговля испанским шелком и кармазином, сахаром, перцем, индийскими колониальными товарами и жемчугом;
3) значительная часть вывозной торговли: евреи посылают венецианцам товар на комиссию, «чтобы мы продавали эти товары за их счет, зарабатывая только наши обычные комиссионные»;
4) вексельная торговля…

Все те пункты, в которых в XVI в., а затем и в XVII в. возникли наиболее значительные биржи, были раньше центрами оживленного вексельного обмена. Но мы можем совершенно точно проследить, что в то время, когда биржи начали процветать, вексельный рынок находился почти исключительно в руках евреев. Вексельное дело в XVI—XVII вв., отчасти и позже, считается во многих местах достоянием евреев…

В XV в. встречаем здесь (в Венеции, — А.П.) среди главных банкирских домов множество еврейских (одним из крупнейших был банкирский дом Липманов)… Евреи связаны с открытием Америки самым тесным и странным образом.

Получается такое впечатление, как будто Новый Свет был открыт для них одних и только с их помощью… Первыми купцами в Америке были евреи. Первые промышленные учреждения в американских колониях обязаны своим происхождением евреям…

Только еврейская наука подняла технику мореплавания на такую высоту, что заокеанские путешествия сделались вообще возможными; в 1443 г. Авраам Цакута, профессор математики и астрономии при Саламанкском университете, составил свои астрономические таблицы (Almanach perpetuum). В 1484 г. Хозе Вецинго, астроном и лейб-медик португальского короля Иоганна 11, и математик Мозес изобретают на основании таблиц Цакуто, совместно с двумя христианскими коллегами, астролябию». (Зомбарт В. Евреи и хозяйственная жизнь — СПб. Книгоиздательство «Разум», 1912.)

Тот же Зомбарт отмечает: «Венеция (…) — была настоящим еврейским городом» (там же).

Об этом же пишет Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона:

«В 1541 г. сенат (Венеции) по настоянию торговой палаты издал указ об отводе евреям торговых помещений в пределах «гетто», мотивируя постановление тем, что торговля сосредоточена в руках евреев, приезжающих из Леванта… Особенно крупную услугу евреи оказали стране развитием в ней морской торговли, в целях поднятия которой в 1579 году разрешено было многим евреям испанского и португальского происхождения переселиться из Далмации в Венецию… В это время Венеция сделалась центром иудаизма: типография Даниила Бомберга выпускала тогда весьма значительное количество книг. В последние годы жизни Бомберга в Венеции работали уже одновременно четыре еврейских типографии, выпускавшие на рынок множество изданий… Равным образом евреи прославились как выдающиеся инженеры… Одним из первых, получивших привилегию свободной торговли под венецианским флагом в восточных и западных водах, был еврей португальского происхождения — Аарон Узиель (в 1686 г.), один из первых судовладельцев республики». (ЕЭБЕ, Венеция)

Снова, как и при чтении В. Зомбарта, создается впечатления, что морская торговля Венеции была в руках евреев. Другой крупной торговой республикой средиземноморья являлась Генуя. Генуэзский и Венецианские колонии и фактории покрывали берега Средиземного (с выходом на океанское побережье Африки), Черного и Азовского морей.

Присутствие евреев в Генуе также было весьма ощутимым.

Авторы книги «Евреи в Генуе: 507—1681» отмечают, что в 12—14 веках Генуя была своего рода акционерным обществом, в котором равными правами пользовались все этнические и религиозные группы, поэтому следы деятельности евреев трудно выделить из общей жизни города (Rossana Urbani, Guido Nathan Zazzu The Jews in Genoa: 507—1681 BRILL, 1999, р.xviii).

Сообщается, однако, что евреи участвовали в такой прибыльной сфере генуэзской деятельности как работорговля (там же, p.xxi). В 15 веке, по мнению авторов, деятельность евреев в Генуе усилилась (там же, p.xxix).

Кроме того, многочисленные генуэзские колонии находились в Крыму. О них читаем: «В генуэзских колониях — важных торговых центрах того времени — евреи играли значительную роль» (Электронная Еврейская энциклопедия, Украина).

Из всех этих сведений о евреях прямо следует, что они играли, по крайней мере, важную, если не ведущую роль в экономической жизни средиземноморского региона в 15—16 вв. н.э.

Из того, что мы читаем о евреях того времени (вдобавок к работе В. Зомбарта см. книгу Ю. Слезкина «Эра Меркурия. Евреи в современном мире», М. НЛО, 2005) можно сделать вывод, что тогда они были не народом в современном смысле, а сословием купцов-предпринимателей. (Народом евреи стали позже, когда после 1555 года им было запрещено покидать гетто, а также приводить туда женщин «со стороны». После этого, по нашему мнению, и были созданы истории, что евреев всегда и постоянно, с древности, изгоняли, запрещали и т.п.)

Мы полагаем, что деятельность константинопольского сообщества купцов-предпринимателей, называемых грегос (они же романиоты) и послужила основой для формирования мифа и затем конструкта «греческий народ».

Вытесненная сефардами из Константинополя часть романиотов-грегосов перебралась в Западную Европу, где, повторим, ими и была создана «древнегреческая» литература, легшая затем в основу формирования греческого народа. Но это была только часть.

Из грегосов-романиотов в греки-фанариоты

Традиционная история полагает, что романиоты в массе своей исчезли, поскольку были ассимиллированы сефардами. Мы же обратим внимание на следующие обстоятельства.

Первое: в 16 веке со сцены в Константинополе якобы сходят грегосы-романиоты, т.е., по нашему мнению, купцы-предприниматели, исповедовавшие культ святого Георгия.

Второе: в 16 веке в Константинополе приобретают влияние купцы-греки, они же фанариоты, названные так, оттого что жили в константинопольском квартале Фанар (т.е. фонарь — маяк), центром которого является резиденция патриарха т.н. греческой церкви и патриарший храм… святого Георгия.

Найти разницу между прежними грегосами-романиотами и теперешними греками-фанариотами непросто.

«В скором времени (после т.н. завоевания Константинополя, — А.П.) евреи, и в еще большей степени греки, стали банкирами и финансистами (Османской, — А.П.) Империи… Торговая деятельность была предоставлена подчиненным им (т.е. османам, — А.П.) народам — евреям, армянам, сирийцам и грекам; греки, в первую очередь по той причине, что они были самыми лучшими моряками, заняли здесь первое место» (С. Рансимен, Великая Церковь в пленении, гл. 10. Фанариоты).

На наш взгляд, «евреи» в этом описании — это сефарды, а греки — это якобы полностью изгнанные и ассимилированные, а на самом деле никуда не девшиеся грегосы-романиоты.

Добавим следующее. Из традиционной истории мы знаем, что покинувшие Константинополь интеллектуалы привозят с собой истории об уничтоженной османами славной Византии. Оказывается, что и константинопольские фанариоты «работали на восстановление Византии, “нового Рима”, который должен быть греческим, нового центра греческой цивилизации» (там же).

При этом, как мы уже отмечали, язык романиотов в период, предшествующий прибытию сефардов, наиболее близок был к т.н. древнегреческому. Фанариоты же открыли в Константинополе «Эллинскую академию».

«Из Академии выходили многочисленные ученые-схоласты. Писались многотомные ученые труды по богословию, истории, географии и т. п., недоступные массе. Поколение за поколением ученые педанты культивировали мертвую старину; высшее духовенство даже в обиходе употребляло древнегреческий язык». (Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого и др. — М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925., Греческая литература.)

То есть фанариоты употребляли тот же, недоступный широким массам древнегреческий, что и грегосы-романиоты.

Таким образом, для нас нет никаких сомнений, что вынырнувшие будто из-под земли после прихода к власти Османов греки-фанариоты — это и есть прежние грегосы-романиоты.

Естественно, они всеми силами старались вернуть себе прежние влияние и власть.

«Соглашение, заключенное между султаном-завоевателем и патриархом Геннадием (в 1454 г., — А.П.), поставило всех православных в пределах Османской империи под власть патриархата, который неизбежно находился в руках греков (т.е. фанариотов, — А.П.)» (там же).

Заключив союз с Османами, фанариоты к началу 18 века установили свою власть в Молдавии и Валахии в качестве вассалов султана.

Однако, как написал известный английский историк Арнольд Тойнби, «греки (т.е. фанариоты, — А.П.) были раздираемы двумя противоположными стремлениями. С одной стороны, они не оставили фанариотских амбиций завладеть всем османским наследием и сохранить Османскую империю как объект заботы, который перейдет под их управление, а с другой стороны, они воспылали желанием создать свое собственное независимое государство». (Toynbee А.J. A Study of History / Abridgment of volumes I—IV by D.C. Somervell. Oxford: Oxford University Press, 1974. P. 132.)

Реализовалась вторая идея фанариотов.

Сотворение Эллады

Из фанариотов происходил князь Александр Ипсиланти, который начал Греческую революцию, приведшую к независимости от Османской империи. С 1808 по 1821 год он находился на службе в Российской армии, дослужившись до генерал-майора и флигель-адьютаната императора Александра I.

А в 1821-м с группой соратников поднял восстание против Османской империи в Молдавии и Валахии. Это восстание готовила созданная в Одессе в 1814 году тайная организация «Филики Этерия», костяк которой составляли купцы-греки, жившие в Российской империи. В ответ на восстание султан казнил Константинопольского патриарха Григория V.

Восстание Ипсиланти потерпело поражение. Однако война за независимость продолжалась. Брат Александра Ипсиланти Дмитрий в том же 1821 году возглавил восстание в самой Греции. В 1827 году объединенный флот Англии, Франции и России нанес при Наварине поражение османской эскадре. Эта победа предопределила получение Грецией независимости в тот же 1827-й год.

Первым главой независимого греческого государства стал Иоаннис Каподистрия, который до этого с 1816 по 1822 год был министром иностранных дел Российской империи.

Ioannis Kapodistrias

Однако в 1831 году Каподистрия был убит. Греция была преобразована в королевство, а королем стал Оттон или Отто из немецкой династии Виттельбахов, он правил до 1862 года. Вначале Отто находился под влиянием идей фанариотов и стремился к возрождению Византийской империи. Однако эти планы не одобрялись Англией и Францией и окончились неудачей.

Вероятно, по этой причине сложилась ситуация когда «если греки королевства называют себя преемниками древних эллинов, то греки, живущие в Турции, едва ли не с большим основанием считают себя потомками византийцев» (Г. Трубецкой, Россія и вселенская патриархія после Крымской войны. 1856—1860 гг. //Вестникъ Европы. 1902. № 6. С. 496).

Однако поставленная еще Виссарионом Никейским задача создания враждебного Османской империи государства продолжала воплощаться в жизнь. Да и принцип «разделяй и властвуй» никуда не делся. Поэтому в Греческом королевстве, чтобы отделить его население от подданных руми-миллета Османской империи, в качестве государственного стал внедряться язык, базирующийся на т.н. древнегреческом, т.е. том, который развивали грегосы на Западе и фанариоты в Османской империи. Язык этот население Греческого королевства не понимало.

«Замечательный знаток греческого языка и истории, подвижник греческой книжной традиции, неравнодушный и страстный Кирьякос Симопулос в своей книге «Язык и 1821 год», описывая языковую ситуацию в период революционных событий в Греции, приводит многочисленные примеры существования непреодолимого водораздела между двумя языками. К этому моменту греки (по крайней мере значительная часть грекоязычного общества) говорили на двух разных языках — и абсолютно не понимали друг друга.

Николай Вамвас, сподвижник Ипсиланти, обращается к жителям Идры со страстной речью, призывая их исполнить свой патриотический долг… Толпа, уловившая только слово Хрео ‘долг’ во всей его длинной речи, приходит в ярость и освистывает оратора.

По прибытии Отона в Триполицу ученый книжник и проповедник Лукас, руководивший торжественной церемонией приема царственной особы, кричит (фактически по-древнегречески): «Пир кротовой», букв. ‘Откройте огонь’. (Салют, — А.П.) Никто его не понимает и толпа безмолвствует и не реагирует. Тогда раздается громовой голос героя революции Колокотрониса: «Фютш цюре!» ‘Стреляйте, ребята!’». (Ф.А. Евлоева, Кафаревуса в современной новогреческой литературе — лингвистический эксперимент или отражение диахронии? Индоевропейское языкознание и классическая филология, 2014.)

«К началу 19 века греческий язык претерпел значительные изменения по сравнению с древнегреческим (о котором население и не подозревало, — А.П.). Упростилась морфология, изменился словарь. Изменения затронули даже такие пласты лексики, которые обычно в любом языке остаются неизменными на протяжении многих веков. Это слова, обозначающие повседневные понятия: «хлеб» («псоми» вместо древнегреческого «артос»), «вода» («неро» вместо «идро»), вино («краси» вместо «уинос»), «лес» («дасос» вместо «или») и т.д.». (С. Ярославцев, Искусственные и естественные языки, сайт lingvisto.org.)

В качестве официального языка Греческого королевства была введена т.н. кафареуса («очищенная»). Создателем ее был Адамантиос Кораис, выпускник основанной фанариотами в Смирне Эллинской школы. Это был компромисс между т.н. древнегреческим и народным языком (димотикой). Причем Кораис предполагал постепенное изменение официальной кафареусы в сторону «древнегреческого».

«Чтобы оценить масштабы этого лингвистического эксперимента длительностью более 150 лет, представьте, что в русских школах в 70-е годы ХХ века преподавание физики и математики ведется на слегка модернизированном старославянском языке, на нем же вещает телевидение, выступают политики, тогда как в повседневном общении все говорят по-русски…». (Там же)

В 1976 году в качестве государственного языка Греции, после полуторавекового использования кафаревусы, стала димотика.

К тому времени задача сокрушения Османской империи была давно выполнена: она прекратила свое существование в 1922 году после того, как в 1918 году в ходе Первой Мировой Константинополь был занят английскими, французскими и итальянскими войсками. Дело зачинателя крестовых походов против Константинополя Виссариона Никейского было завершено.

Побочным его результатом стало появление древнегреческой литературы и государства Эллада.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: