Сколько миров доступно сознанию человека?
26 января, 2021
АВТОР: Владимир Ерёмин
Тема многомирия, т.е. существования различных миров, интересовала мудрецов с древних времён. Пожалуй, впервые её чётко изложил Джордано Бруно, за что и пострадал. Значительное внимание этой теме уделено в работах современных исследователей (1,2). В космологической парадигме Ориса концепция многомирия Вселенной возглавляет список аксиоматических представлений этой парадигмы (3).
Возможно ли познание различных миров сознанием человека? Ответ на этот вопрос обстоятельно аргументировал Владимир Шмаков, который 100 лет назад показал, что наше сознание построено по закону иерархии во всех трёх его категориях – мистики, разума и воли (4). «Благодаря этому мы и имеем возможность имманентно познавать космос, как в его целостной иерархии, так и в её отдельных органических членениях». Поскольку человек есть микрокосм, в его собственном существе имеются соответствия всем планам мирового бытия. Его сознание представляет собой целостную иерархию, которая потенциально беспредельна, но актуально она сознаётся в различной степени, соответственно степени развития, достигнутой человеком. В каждой из трёх категорий сознание может иерархически возрастать, видоизменяясь при этом качественно и органически. Благодаря этому сознание может становиться имманентным с объектами различного иерархического достоинства. «Будучи в себе некоторой уединённой формой бытия, сознание связано через высшую интуицию с ноуменальным миром, а через низшую – с феноменальным. Соответственно изменяя свой синархический уровень, сознание может входить своим целым в частные органические членения как активно, так и пассивно» (4).
Главным инструментом такого познания является интуиция – божественный дар человека, его путеводная звезда. На основе результатов исследования природы интуиции и механизма её функционирования Шмаков сформулировал высшую доктрину эзотерического учения об интуиции (5). «Пластическая интуиция предшествует монадной, но в эмпирическом процессе эволюции сознания человека их раскрытия взаимно обусловлены: данные предшествующей пластической интуиции последующим образом осознаются откровениями монадной, а достигнутая степень и достоинство реализации последних определяют конечную величину предшествования пластической интуиции».
Своё понимание многомирия Шмаков изложил в учении о конкретно – эмпирической среде с учётом его доктрины о двух основоположных модификациях Реальности – монадной (дискретной) и пластической (вибрационно-полевой – В.Е.), и, соответственно, двух видах интуиции – монадной и пластической, имеющих принципиальное различие (5). Он показал, что конкретное состояние актуального сознания индивида в монадной и пластической составляющих, а потому и процессы по ним, находятся в определённой сопряжённости. Каждому определённому виду и состоянию конкретного эмпирического в монадной категории соответствует определённое иерархическое достоинство, т.е. ступень иерархической системы космоса.
Параллельно с этим каждое конкретное эмпирическое в своей пластической составляющей занимает определённое место в иерархии пластической восприимчивости. Это означает, как отметил Шмаков, что каждому конкретному эмпирическому соответствуют совершенно определённые устремления и вибрации пластической стихии, как по виду и тональностям, так и по интенсивности. «Итак – пластическая среда есть становление пластичности в предстоянии, определяемом в возможностях принадлежностью конкретного эмпирического к конкретной ступени иерархии пластической восприимчивости». Отсюда Шмаков сделал вывод, что всякий вид пластической среды есть конкретный пластический поток определённых вибраций и устремления. «В себе он есть элемент пластического множества и имманентно сосуществует со всеми другими и всей всеобщностью пластической стихии, но в конкретном эмпирическом является как некоторая квазиобособленная реальность».
В кратком изложении учение Шмакова о конкретно-эмпирической среде можно представить так. Органичное сопряжение монадной и пластической среды в каждом отдельном случае создаёт определённую конкретно-эмпирическую среду, именуемую в эзотеризме планом. Поэтому совместное бытие иерархий сред в монадной и пластической категориях представляет собой иерархию планов, которая образует качественно возрастающую по глубинности перспективу конкретного эмпирического в его космическом целом. Каждый план есть некоторое органичное целое, есть определённая природа бытия – поле действия своеобразной системы законов. Поскольку данный план определяется его монадной составляющей, он замкнут в себе, обособлен от всех других и отделён от них качественными «трансенсунсами». Жизнь в нём и всякая деятельность протекает в его исключительных гранях, как в некотором особом мире. «С этой точки зрения в космосе столько особых миров, сколько в нём планов» (5).
Так как по закону синархии всякая часть потенциально отражает в себе всё целое, то в своём эмпирическом процессе она может бесконечно продолжать своё развитие, эволютивно осознавать всё Всеобщее в тональностях своей индивидуальной самобытности. Поэтому каждый план есть некоторый целостный разрез космоса и некоторая своеобразная природа Всеобщего, т.е. он бесконечен; но, с другой стороны, каждый план строго ограничен своими индивидуальными особенностями, тональностями бытия и подчинённостью конкретной системе законов. Отсюда следует, что каждый план бесконечен лишь в своём собственном разрезе, но в то же время он и определённо конечен, и абсолютно отделён от всех других планов, не имеет никаких соприкосновений с их природой, законами и совершающейся в них деятельностью. На взгляд Шмакова, с геометрической точки зрения следует сказать, что «космос образуется бесконечным множеством параллельных планов, т.е. интерпретируется символически как бесконечное множество параллельных между собой плоскостей, пересекающих перпендикулярно общемировую иерархическую координату».
Поскольку каждый конкретный план определяется его пластической составляющей, он имманентно сосуществует всем другим планам и всему Всеобщему. Он способен реагировать на все их вибрации и устремления, находить отклик всем проявлениям совершающихся в них жизни и деятельности и тем соучаствовать в их бытии. Поэтому каждый план космоса здесь существенно бесконечен и конкретен, в то же время он не имеет, однако, монадной ограниченности. В этом случае следует сказать, что каждый план пронизывает все другие во всей их целокупности, не утрачивая при этом своей самобытности. Шмаков считал, что символически это можно уподобить лишь волнам различных видов энергии, наполняющим одно и то же пространство и вибрирующим каждая самостоятельно наряду с полнотой их взаимодействия.
Всё вышесказанное выражается формально антиномичной доктриной: «Планы космоса одновременно конечны и бесконечны; они обособлены друг от друга и сосуществуют взаимно; они конкретны в своей единичности и вместе с тем имманентны Всеобщему» (5). Таким образом, как в монадности вид организации плана обусловливает качества его природы и порядок иерархического достоинства, так в пластичности специфические тональности его глубинности определяют действенную природу живущего в нём конкретного сознания, его положения в иерархии пластической восприимчивости. Каждый план в своей пластичности – это особая и бесконечная стихия жизни. Он пронизывает всё мироздание и откликается всякому виду бытия и всякому проявлению жизни в своей собственной природе устремлениями и гармоничными сочетаниями своих ритмов. «Чем выше положение сознания в иерархии пластической восприимчивости, тем более велика и многокрасочна глубинность пластической составляющей соответствующего ему плана. Это повышение пластической качественности жизни проявляется в раскрытии способностей воспринимать всё более тонкие виды проявлений жизни, её единичные оттенки, переливы и сочетания устремлений. Всякое качественное возрастание заключается здесь в непрестанно развивающемся проникновении в тайну жизни, в слиянии с её глубочайшей сущностью».
Шмаков полагал, что сущность пластической среды и её воздействие на конкретное эмпирическое можно с некоторым приближением уподобить магнитному полю и движению в нём физического тела. Как в каждом магнитном поле царствует особый закон движения по его направлениям и по колебаниям интенсивности, так и в каждой пластической среде наиболее легко возникают и возрастают в качестве и интенсивности определённые виды вибраций и устремлений.
Излагая свою космологическую парадигму, современный метафизик Орис отметил, что в науке последнего тысячелетия интуитивное познание выполняло лишь роль туманных догадок, хотя без его активного и чаще всего неосознаваемого присутствия ни одно научное открытие не было бы возможно. «Поэтому Ииссиидиология выдвигает на первый план интуитивный метод познания, основанный на повышении качественности ментально – чувственного восприятия, вследствие чего объективность и достоверность любых видов исследований значительно повышается» (3). Автор этой парадигмы как пути самопознания подчеркнул, что изменение качественности устоявшихся коллективных представлений социума о мироустройстве автоматически ведёт к изменению законов и режимов проявления Форм Самосознаний в данном участке Пространства – Времени, а значит и самой картины окружающего мира.
Представления Ориса о многомирии основаны на том, что механизм проявления в информационном пространстве нашего самосознания всех объектов окружающей действительности базируется, как считает этот исследователь, «на изначальном (реальном, а не воображаемом нами) существовании всевозможных вариантов (интерпретаций) как воспринимаемых, так и недоступных нашему субъективному восприятию Форм и событий сразу во всём множестве точек их разнокачественного проявления в Пространстве – Времени.
Как полагает Орис, наличие объективных особенностей многомерного существования Коллективных Космических Разумов Мироздания позволяет говорить об одновременно-многомировом механизме проявления индивидуально воспринимаемой нами действительности в виде одновременной мультиполяризационной динамики бесчисленного множества всевозможных вариантов (сценариев) развития.
Как известно, во всём многообразии субъективных проявлений нашей психики есть такие специфические состояния, как интуиция и предчувствие ситуации, благодаря чему мы в своей жизни часто принимаем спонтанные решения, не задумываясь над причинами нашего выбора, который может показаться нелогичным или лишённым здравого смысла. На взгляд Ориса, энергоинформационной основой для принятия таких интуитивных решений, служит наличие в структуре окружающего нас Пространства – Времени «объективной многомировой (то есть состоящей из бесконечного множества Миров) Реальности, которая в связи с индивидуальными особенностями Конфигурации вашей Формы проявления имеет возможность отразиться в субъективной Фокусной Динамике вашего Самосознания лишь в очень слабой степени, позволяя привлечь в выборочную динамику вашей системы Восприятия только какие-то из уже существующих вариантов возможного развития в ближайшем будущем событий и Форм, которые вы в своём субъективном сейчас и наблюдаете как единственно существующие» (3).
Выдающийся учёный-биофизик, известный писатель Алексей Яшин подчеркнул, что общефизическая парадигма параллельных миров не есть порождение безудержной фантазии человеческого ума, которому наскучила обыденность и видимая ограниченность современного ему знания (1). «Параллельные миры – это следующая за осознанием квантовой теории (в трактовке копенгагенской школы Нильса Бора по преимуществу) ипостась развития физики, как картины законов существования вещественно-полевого базиса мироздания». Существенный вклад в концепцию множественности миров внёс известный физик – теоретик Михаил Менский, автор квантовой концепции сознания (6), который определил сознание как разделение альтернатив. При толковании Аркана 7 как учения о человеке в высшем и абсолютном значении этого слова, Шмаков подчеркнул, что воплощённый человек живёт, чувствует и мыслит исключительно феноменами физического мира. Человек познаёт себя и окружающий мир по данным своего опыта, ибо если бы он был лишён возможности проявлять свою деятельность, он не смог бы дойти ни до самопознания, ни до сознания окружающей его действительности. Доктрина Аркана 7 даёт ответы на два основных вопроса: что есть человек и каково его призвание? «Он божественен и цель его бытия познавать самого себя» (7). Шмаков отметил, что человек потому является микрокосмом, что в его существе живёт бесконечное множество различных существ, каждое из которых имеет свою волю. «Как мир животных есть мир чувств, эмоций и страстей, как таковых, так мир человеческий есть мир волевых импульсов».
___________________________________________
Литература
1. Яшин А.А. Феноменология ноосферы. Развёртывание ноосферы. Часть 2: Информационная и мультиверсумная концепции ноосферы. М., 2010.
2. Ерёмин В.И. Предвестник нового миропонимания. Peremeny. ru /blog/ 24660, 1.05.2020.
3. Орис. Ииссиидиология. Т.1, Крым, 2013.
4. Шмаков В. Закон синархии. Киев,1994.
5. Шмаков В. Основы пневматологии. Киев, 1994.
6. Полищук Р.Ф. Концепция множественности миров Михаила Менского. // Метафизика, 2015, №2, с.113-122.
7. Шмаков В. Великие Арканы Таро. М., 1916.
О Рама, в украшениях я вижу только золото, в волнах я вижу только воду, в воздухе я вижу только движение, в пространстве я вижу только пустоту, в мираже я вижу только жар, и ничего более, и, также, я вижу только абсолютное сознание, а не миры.
Восприятие «миров» есть безначальное непонимание. Но оно пропадает, если начать размышлять и исследовать истину. Только то прекращается, что когда-то началось. Этот мир никогда на самом деле не начинался, но кажется существующим, — описание этой истины содержится в этой главе о создании.
Когда случилось предыдущее космическое разрушение, пропало все то, что казалось существовавшим до того. Тогда осталась только бесконечность; она не была ни пустотой, и ни формой, ни видением и ни видимым, и нельзя сказать, ни что она есть, ни что ее нет. У нее нет ушей, нет глаз, нет языка, но она слышит, видит и ест. Она не создана и беспричинна, она сама является причиной всего, как вода является причиной волн. Этот вечный и бесконечный свет существует в сердцах всех, и в нем все три мира сияют, как миражи.
Йога Васиштха