Досточтимая Робина Куртин

От редакции

С всемирно известной буддийской монахиней Робиной Куртин, ученицей выдающихся тибетских учителей – ламы Тубтена Йеше и ламы Сопы Ринпоче – беседует Наталья Рубанова.

Журнал «Перемены» публикует серию материалов – интервью и тезисы Досточтимой, – касающихся контроля над собственной психикой. Исключительно важного контроля, основанного на древних буддийских техниках наблюдения за своим строптивым умом. Последний, бесспорно, требует умелого укрощения, если субъект намерен сохранить здравый рассудок и целостность. Предваряет запись беседы с д. Робиной Куртин эссе Натальи Рубановой, которой довелось присутствовать на её лекциях в разные годы.

Благодарим д. Робину за беседу и предоставленную серию избранных фотографий
Благодарим Марию Асадову за синхронный перевод беседы с английского
Благодарим Олю Левис, модератора встречи с Досточтимой

Досточтимая

Нам не нужен никакой творец, мы всё можем сделать сами.
Робина Куртин

Она любит Лондон, Нью-Йорк, глобусы, теннис, Баха, сиднейских лебедей, всё живое.

Она говорит о так называемой буддийской сделке: «В этом сумасшедшем мире надо оставаться в здравом уме». Для этого – распаковать свой потенциал: распутать, как клубок, содержание ума, избавиться от драм, отправить старьё в утиль.

Извлечь из жизни как можно больше именно в силу её непостоянства.

Она появилась на свет в Мельбурне 20 декабря 1944-го: «Я родилась в четыре часа утра. Стрелец, Марс тоже в Стрельце, Луна в Водолее…» – рассказывает она со смехом некоему австралийскому интервьюеру. Впрочем, астронаука, кажется, не представляет для неё интереса: всё это уже некие фигуры речи, ну а оратор Досточтимая отменный – её слушает вся планетка, имеющая уши: вовсе не обязательно лишь «эти странные буддисты».

Мы встречались – дважды в полуирреальном допандемичном мирке десятых годов (2012, 2017), когда досточтимая Робина Куртин1 прилетала из Мельбурна в Москву с лекциями, и дважды – во время пресловутого поветрия, в 2020-м, на весьма любопытных вебинарах, посвящённым довольно расхожим понятиям: счастью и смерти. «Расхожим» – ибо никто не хочет быть не-счастливым (каждый лишь вкладывает в словечко «счастье» личный смысл), и – ибо все мы умрём, как ни крути у виска.

В верхнем ящике письменного стола давно лежит крошечная ступа, буддийский символ природы ума: талисман, подаренный мне д. Робиной после ретрита. Перед отъездом я каким-то чудом удостоилась личной беседы, после которой получила от Досточтимой лунг (вместо интервью) – посвящение в одну из мантр: неожиданно роскошный подарок. И тут же – внутренний голос: «Зачем тебе это?» Возможно, я уловила сквозь энергии гиперактивной монахини нечто соприродное – древнее, могучее, летящее, не имеющее названия. То, что едва ли поддастся когда-либо переводу с языка чувств на язык букв. Да этого и не требуется, поэзию нельзя «объяснить». И не обо мне речь.

Ступа-сувенир от Робины Куртин для Натальи Рубановой. 2017 год
Ступа-сувенир от Робины Куртин для Натальи Рубановой. 2017 год

Автограф Робины Куртин на книге для Натальи Рубановой и Обложка-книги Сопа Ринпоче
Автограф Робины Куртин на книге для Натальи Рубановой и Обложка-книги Сопа Ринпоче

***

Это не серия сессий а-ля «буддизм для бедных»: автор строк не встроен ни в одну из конфессий, отводит религиям нишу «опиума для народа» и над чувствами верующих с особенностями развития шутить нередко изволит. А то, о чём говорит Робина Куртин на открытых лекциях и ретритах, большей частью не имеет отношения к религии в обывательском понимании – или имеет с ней крайне мало общего. Можно брать всё нужное и отсекать всё не столь важное: 2х2.

Напомним: в буддизме ничего никому не предлагают «принять на веру», проглотив вслепую пилюлю-истинку – наоборот, предлагают всё-всё проверить, от и до. Будда никакое не «божество», но человек, овладевший когда-то тайнами прежде всего собственного ума. Человек, создавший учение (опытным путём: нет речи о «вере», ещё раз повторим) – учение-психотехнику, способное помочь миллионам жить без ежедневного невроза прямо сейчас.

Утилитарная штука: ментальная хатха-йога, если угодно. Никакой мистики. Ничего сверхъестественного. Просто упражнения. Гаммы-этюды медитаций, где нет места пресловутому расслаблению, как многие по невежественной наивности полагают, но есть чёткая конкретная работа.

Жёсткий контроль ума, total, чистая математика, учебник гармонии. Задача имеет решение – и вот мы уже не сходим с ума, о чудо: но нет никакого волшебства, нет никаких чудес.

Нет – и не надо.

Будда Гаутама

Понятия «творец» в буддизме нет тоже, ибо никакой «Господин Т.» на самом деле не обязателен: всё сосредоточено в уме, истина не нова, осталось «лишь» осознать её, пропустив через менталку – и немного через четырёхкамерное: у кого есть.

Как говорит д. Робина, Будда очень похож на учёного, он ничего не принимает на веру, а по сему – аплодисменты в студию, она же ретритный дом: аплодисменты Досточтимой, занимающейся ликбезом – на самом деле, чрезвычайно энергозатратная работка «общественным психологом»!

Ещё та. Когнитивная терапия, спринт-блиц по коррекции убеждений.

People совершенно безграмотны и беспомощны в тот самый час Х, когда речь заходит об их уме. Бедняги вообще никак его не контролируют, а Досточтимая объясняет, по-че-му «это» есть великое сумасшествие. И добавляет: даже некоторые психотерапевты верят, будто родители – причина неврозов.

Но антидот существует.

Австралийскую монахиню школы Гелуг тибетского буддизма Робину Куртин можно назвать суперсубъектом, настолько она харизматична. Впрочем, не гнушается «суперсубъект» банального ведения фейсбука2, чтения поп-СМИ (ежедневные газеты The New-York Times и The Washington Post, еженедельники The Eсonomist, New Statement и New-Yorker, журналы Vogue, Vanity Fair, etc.), а ещё искренне восхищается основателем небезызвестной корпорации – особенно его уходом с этого плана. «Я большая поклонница Стива Джобса, – говорит она. – Купила первый компьютер в 1992 году. Да, тогда я бы не отличила PC от Макинтоша в компьютерном магазине, но к «Самсунгу» бы не прикоснулась! Мне сразу понравился дизайн MACа… А потом читала биографию Джобса. Читала и о том, как он умер: у него был рак, он знал, осталось совсем ничего, но на его лице в момент смерти была любовь и… он умолял одну из дочерей простить его за то, что уходит от них! Не рыдал, не цеплялся – просто просил прощения за то, что уходит от тех, кто его любит. Он умер быстро: «O, well…» – его последние слова. Понимаете ли вы это? Просил у своих близких перед смертью прощение за то, что уходит от них».

«Антидот» родилась в Мельбурне, но у неё давным-давно нет дома: гастролирующая монахиня летает по всему миру и говорит, говорит, говорит… говорит очень быстро и предельно чётко.

Ничего лишнего.

Досточтимая Робина Куртин

***

Робина Куртин: «Основная причина страданий – “я этого не заслуживаю“, а это психическое заболевание. Мы не являемся результатом внешних событий: “карма“ на санскрите означает “действие“, синоним “намерения“, а наш ум представляет собой некий поток, который мы можем проследить до безначальных времён. Поток, не имеющий ничего общего с полом или видом. Поток ума состоит из моментов осознавания».

«В момент зачатия в эмбрион входит поток сознания, который уже существовал до того, поэтому наше настоящее запрограммировано нашим прошлым, а все причины страданий коренятся исключительно в нашем уме. И у каждого потока ума, у нашего потока ума, есть шанс слиться с потоком просветления, есть шанс достичь высшего состояния Будды».

«Ум – не принадлежность к мужскому или женскому полу, ум – не человек и не животное: буддизм выходит за эти рамки. Природа ума – нефизическая, а просветление есть полностью развитый ум. Нематериальный ум. Ум, обладающий состраданием, мудростью и силой: то есть страстным желанием помочь другим, знанием, как это сделать, и силами на это (ум христиане называют душой или духом, но Будда не использовал этих слов)».

«Результат практики – полностью освобождённый от загрязнений, страданий и неверных представлений ум, который способен к всевидению: в этом тоже нет никакой мистики. Яснознание, чтение мыслей и прочие «сказки» реальны для просветлённого ума… Поэтому надо избавиться от своего мусорного ума и раскрыть два крыла птицы: мудрость и сострадание… Ум не является “чужой работой“, мы не получили его от кого-то другого. Никто “другой“ не создал нас! Будда вообще очень вежливый – всё это очень личное, поэтому не может прийти к нам от кого-то чужого».

«Какие уровни сознания существуют и насколько они тонки – вот чем занимается Будда! И его подход полностью отличается от воззрений, будто человек зарождается только в материнской утробе… Надо очень близко познакомиться со своим умом, избавиться от мусора и развить благие качества… У ума нет начала, поэтому не надо цепляться за первопричину, за “наш большой взрыв“, из-за которого происходят все наши страдания».

«Да, религиозные практики буддизма часто мистифицированы, но медитация не есть мистический опыт! А мантры, простирания, подношения чаш с водой, годы ретрита – это ритуалы. И вообще – буддизм не ракетостроение. Это просто другой подход… Работа буддиста – просто очистить ум. Тут аналогия с баскетболом: годы тренировок, чтобы забросить мяч в корзину… В науке есть ошибочная позиция, будто мозг и есть ум, но это ложное воззрение, это неправда! Будда не говорил так. И это не его откровение, а его наблюдение. Будда не просил нас верить ему, он просто обнаружил это, но мы не привыкли воспринимать религиозное в таком ключе».

«Нет личности, которая создала вселенную. Будда спорил с “из ниоткуда“ взявшимся высшим существом. Он против той гипотезы, что Бог якобы всё создал и дал человеку свободу выбора… Я спрашивала у друга, иезуитского священника: “Что такое плохо?“ – “То, что Бог сказал не делать“. А мне хочется нарушать инструкции, навязанные условными богом, мамочкой, полицией и так далее… Будда отвечает на вопрос “что такое плохо“ так: “Это деяние во вред другим“, в то время как Иисус: “Плохое – это то, что Бог сказал не делать“. Будда: “Это инфантильно – просто не делать, потому что тебе так сказали“… Он не верит в Бога, но верит в существование более высоких существ – например, есть арьи. Арья достиг неконцептуального постижения Пустотности, с арьи начинается обрыв сансары и прорыв в нирвану… А у Бога нет причины – он якобы “всегда был“: с буддийским воззрением это не коррелирует».

«Надо программировать своё сознание под правильное восприятие. Логичный вывод – прекратить создавать негатив, чтобы перестать страдать: логика сродни диете при диабете… “Детка, заткнись, я тут начальница!“ – так я говорю своему эго…».

«Вы можете два триллиона эонов наблюдать своё дыхание, но кого это волнует? Буддой вы так и не станете… Есть некие шизофренические воззрения на теорию и практику буддизма – аналогично игре на фортепиано. Человек сидит за клавиатурой и повторяет “я хочу играть“ вместо того, чтобы практиковать! Это шизофрения, да. Во всём должна быть интеллектуальная ясность».

«Вот кто-то говорит: “Я 30 лет думаю о Пустоте. – Так дайте ей определение! – Я не знаю… – Так о чём же вы думали все 30 лет?” Нельзя думать о чём угодно! Каждая наша мысль считается и влияет на восприятие каждого живого существа: это закон, на котором основана работа Вселенной. Мы самостоятельно всё создаём и, как безумные, думаем, что наши эмоции “ни на что не влияют“… Намерение ума – самое главное. С него всё начинается. Если вы не уверены в последствии своего действия, не совершайте его».

«Будда не запугивает, он лишь мудрый врач, рекомендующий не есть много сладкого, потому что это очень вредно, а христиане говорят не делать, “потому что Бог так велел“: вот коренное отличие неблагих деяний от понятия греха… Грех – идти вопреки воли Бога. В буддизме же речь идёт просто о естественных законах природы… Бога у буддистов нет… Чтобы гармонично жить, надо подчинить контролю ума свою речь и тело прямо сейчас!»

«Я бы назвала фашизмом то, что двое омрачённых, мужчина и женщина, посмели сделать ещё одну версию самих себя… И кстати: я не Робина, я – человек, которого знают как Робина! Тело – это не я».

***

У неё одна сумка и один запасной комплект одежды.

В 1950-х она охотно слушала в том числе и популярного Элвиса Пресли, а когда ей исполнилось 16, купила семидюймовую пластинку Билли Холидей. Музыка эта, как и другой «чёрный джаз», открыла перед будущей монахиней то, что без всякой иронии можно назвать новыми эволюционными горизонтами. В том числе культуру хиппи, где свободный секс и наркотики не являлись табу, ну а Робина никогда не была скучной «хорошей девочкой».

Итак, она обожала jazz, познавала самые разные грани чувственного опыта, курила траву, очень много читала, профессионально занималась вокалом и боевыми искусствами. Её жизнь до тридцати – история крайностей, парадоксов и поисков себя-в-счастье, счастья-в-себе, своего личного человеческого счастья (не путать с простецким псевдо-«женским»). Да, она страстно желала быть счастливой, и стала ею.

От католички – через музыку – к неуправляемой хиппи и радикальной феминистке, далее к политическому активизму и каратэ. Ну а потом – буддизм, великие книги, освоение сложных техник медитации, лекции, ретриты…

Высококлассные, высокочастотные, высоковольтные слова-разряды. После них только мёртвый не заглянет в «Ламрим»3.

В 32 года она оставила суету сует, познакомившись в июне 1976-го с тибетскими ламами: это Тубтен Еше (1935-1984) – сооснователь непальского монастыря Копан и международного Фонда поддержки махаянской традиции (FPMT) и Сопа Ринпоче (1946) – наставник традиции Гелуг, автор книг и духовный лидер международной сети буддийских центров ФПМТ.

В 34 года, в феврале 1978-го, Робина получила посвящение в монахини и жила в монастыре Копан, расположенном в предместье Катманду. Ей довелось какое-то время быть и телохранителем Далай-ламы.

Я влюбилась в её речь пыльным московским летом 2012-го сразу же, по невидимому щелчку. Казалось, всё, что она говорит, я знала лет эдак тысячу назад – просто не помнила: забавно.

***

Робина Куртин: «В буддизме нет карателя, нет возмездия. Учение о карме – никакое не “откровение”, которое является типичным взглядом на религию. Карма – естественный закон, управляющий Вселенной, и это заметил Будда, утончённый мыслитель».

«Научитесь радикально менять своё сознание! Надо уметь перестраивать способ понимания самих себя и мира, а далее применять его в обычной жизни. Вот что такое практика».

«С точки зрения христианства, Вселенную создал Бог и теперь по своим законом управляет этим шоу. Но с точки зрения буддиста мы сами управляем своим умом, поэтому можем избежать страданий и создать добродетельную карму, изучить буддийские представления о Пустоте, счастье, страдании, непостоянстве, карме…».

«Мы думаем, Будда – это духовность и религиозность, думаем о душе и духе. Но Будда не использовал этих слов, он говорит только об уме! Быть собственным терапевтом – значит знать свой собственный ум. Модель ума Будды радикально отличается от знакомых нам моделей… Он не просит нас поверить ни в одно из своих слов, не просит принимать вообще слова на веру. Как любой разумный, он просит просто его послушать, отстраниться от собственных убеждений и принять то, о чём он говорит, в качестве рабочей гипотезы».

«Буддийский подход к проблемам – распаковать до самого глубокого уровня свои реакции и стать в итоге счастливым существом. Мы считаем эмоции чем-то фиксированным – “таков уж я есть”. Но нет! У нас есть возможность познать путь и радикально измениться… Наша культура “гениальна” – можно научиться математике, можно футболу, но когда речь заходит об эмоциях, мы думаем, что их невозможно изменить! Это не так».

«Люди цепляются за постоянство, но каждый, у кого есть хотя бы часть мозга, должен понимать: нет ничего постоянного… Техники работы со своим умом можно освоить, как осваивают музыкальную технику! Нейропластичность – способность мозга меняться. Ничего мистичного в буддийских методах нет, эти техники может применять даже коммунист!..»

«Невозможно стать буддистом без гуру: как можно стать музыкантом, когда у тебя нет учителя, воплощающего музыку? Здесь то же самое. Мой лама Сопа Ринпоче – это мой Будда, мой ключ к успеху».

***

Досточтимая знаменита своеобразным, прямым способом подачи учения и супермасштабной общественной деятельностью. Она работала главным редактором в издательстве Wisdom Publications, была редактором журнала Mandala (в частности, составила, отредактировала и подготовила к изданию книгу своего учителя, ламы Сопы Ринпоче – практическое руководство «Счастливая смерть, удачное перерождение: как помочь близкому этого достичь»4).

Долгие годы являлась директором благотворительного проекта «Освобождение в тюрьме» – Liberation Prison Project, предоставляющего отбывающим наказание в тюрьмах США, Европы и Австралии доступ к важнейшим буддийским учениям; работала в том числе со смертниками и пожизненно заключёнными.

Она называет наше тело «мешком с костями», постоянно напоминает о том, что вера в собственное постоянное «я» – чушь, как ложь и то, что медитация – синоним слова «успокоение».

Она предлагает точечно извлечь современному человеку из буддийских воззрений практические инструменты, которые помогут «приглушить неврозы, взрастить свою благость, помочь другим, а в долгосрочной перспективе стать своим собственным Буддой».

С точки зрения буддизма, причина страданий кроется, помимо всего прочего, в том, что люди принимают за истину ложные концепции, ибо вера в несуществующее губительна. Не соответствует действительности и то, что нас создал условный творец-он-же-бог или родители. Именно это является корневым страданием, но Homo-будто-Sapiens по-прежнему хочет верить во «всемогущего Деуса», вместо того чтобы разобраться со своим умом. Все инструменты для этого изобретены тысячелетия назад, ну а лекторий Робины Куртин (назовём учения так) называется «Мастерская разума», видео доступны в сети, в том числе с русским переводом.

Эгоизм, привязанность, гнев, страх, ревность, злость, жадность, зависть… продолжать ряд можно долго: все эти уродства, которые «people-нуачо энд компания» считают «совершенно нормальными» для социума, являются более чем очевидным психическим расстройством. Болезнью: и к бабке не ходи, и к Робине. Тело и речь – безмозглые пешки чокнувшегося ума – помогают всем желающим страдать бесконечно. Da capo al Fine5, олэй!..

Около тридцати лет подряд Досточтимая делится своими уникальными знаниями – в том числе благодаря поддержке центров FPMT6. Уникальна сама манера подачи материала: в качестве эксперимента мне довелось слушать ранее и других лекторов, но энергетически интересна оказалась лишь Робина Куртин: уж не она ли «мой Будда»?

Она летает из страны в страну, и лишь пандемия 2020-го остановила её на время в Санта-Фе, на юге США. График-online расписан по часам и минутам: на сайте д. Робины7 можно найти анонсы учений, информацию о паломничествах, великолепные мантры8 в её исполнении, видео, слайд-шоу с путешествиями, документальный автобиографический фильм «В погоне за Буддой»9, блог «монахини-психолога» и десятки любопытнейших интервью.

Досточтимая довольно легко идёт на контакт и находит время для журналистов и прочих двуногих, одолевающих её день и ночь. Нашла несколько драгоценных часов и для автора этих строк из далёкой Московии, хотя запись на три сессии 2021 года происходила задолго до встреч; даты и время менялись, согласовывались, и лишь благодаря усилиям её виртуальной помощницы Оли Левис из Флориды и переводчика Марии Асадовой из Калифорнии наша беседа состоялось.

Увы и ах, медиаперсона-от-буддизма отказалась отвечать на большинство вопросов, которые, как представлялось, будут интересны «широкому читателю», «светской публике»: мне казался крайне важным её личный уникальный опыт, полный взлётов и падений до-монашеский путь, а также сам момент перехода от существования в социуме к бытию в измерении буддизма. Да, хотелось поговорить об этом: о её детстве и юности, семье и музыке, возлюблённых и разлюблённых, о том, как Робина занималась восточными единоборствами, как пришла к политике, радикальному феминизму, по какой причине приняла решение не менее радикально изменить то, что называется «судьба».

Однако чрезвычайно упрямая и острая на язык звёздная монахиня сочла иначе и увела разговор в иное русло – туда, куда сама захотела. Что ж, такова кармическая ирония, если допустить, будто б в одной из экс-жизней тот, кто был/а «Робиной», брал/а несовершенное интервью у того, кто был/а «Натали» – не здесь и не сейчас: «Привет, подлая Сансарка, ну, привет же! Сплю и слышу скрип твоего колеса…».

Далее – фрагменты нашей беседы. По сути, избранные монологи Досточтимой: форму диалога она, вероятно, переросла, – но ей всё дозволено и всё прощено, ОМ. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Наталья Рубанова
апрель 2021

_____________________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Краткая биография д. Робины Куртин: https://fpmt.ru/team-members/dostochtimaya-robina-kurtin/
2. https://www.facebook.com/robinacourtin
3. «Ламрим» в переводе с тибетского означает буквально «Этапы Пути»: труд Чже Цонкапы, основоположника наиболее влиятельной в тибетском буддизме школы/традиции Гелуг.
4. Книга доступна для скачивания: «Библиотека ФПМТ-Россия», издательство Центра «Ганден Тендар Линг», 2017. Составитель и редактор Робина Куртин: https://www.lamayeshe.com/sites/default/files/how_to_help_your_loved_ones_rus.pdf
5. «Повторить сначала до слова конец» (муз.).
6. ФПМТ (FPMT): Фонд поддержи махаянской традиции.
7. Сайт досточтимой Робины Куртин: https://robinacourtin.com/
8. Мантры в исполнении Досточтимой (музыкальный проект Devotion: «Преданность») https://devotioncd.bandcamp.com/album/devotion
9. «Chasing Buddha», 2000 (фильм «Погоня за Буддой» удостоен Премии «Сандэнс» и ряда других наград. Режиссёр Амиэль Куртин-Уилсон) https://robinacourtin.com/chasing-buddha/

комментария 3 на “Досточтимая”

  1. on 06 Июн 2021 at 5:45 пп Igor

    Я был в буддистком монастыре к Конджю, в Южной Корее. Главное достоинство буддизма — быть в гармонии с природой. Буддизм гормонизирует окружающее пространство, ничего не навязывая и не утверждая, кроме добра и красоты. Будда не бог, и это хорошо, никто не довлеет тебя своими непосильными нравственными постулатами. Никто тебя не испепеляет ненавистью и враждой. Просто будь собой и не делай никому зла. Вот и все. А еще там, где укоренился буддизм, там невероятная красота. Спасибо Наталье Рубановой за духоподъемный материал!

  2. on 08 Июн 2021 at 5:45 пп Владимир Колычев

    Для меня Ваша публикация — как прорыв в новое измерение. Большое спасибо. Особенно поразило такое высказывание Робины Куртин: «Итак, ковид – это коллективная карма миллионов людей, [полученная] из-за прошлых убийств в череде прошлых жизней, которая теперь приводит к данному типу кармы». По–доброму Вам позавидовал, встреча с такими людьми запоминается надолго, иногда – на всю жизнь.

  3. on 08 Июн 2021 at 11:52 пп Natali

    PS В личной почте – отзыв Т. из Германии, цитируемый здесь с разрешения автора:
    «Получила огромное удовольствие от чтения. Такие личности редки, как драгоценные камни, как радуги, и их невозможно поймать в кадр… Невозможно для фотографа, но вы — художник, вы уловили живой огонь, дышащий свет, окружили вопросами, словно зеркалами, поймали в эссе… Да, эссе прекрасны, и Досточтимая прекрасна – прекрасна в её активности, в её яркости, в её благотворительной деятельности. Меня восхищают люди, которые дарят своё время заключённым, безнадёжным больным. И нередко их побуждает к этому религия – не только буддизм, даже муллы и муфтии в Европе борются с терроризмом, работая с заключёнными молодыми людьми – дают им почву под ногами, отсутствие которой ведёт к преступлению… но чтобы признать учение Будды наукой в западном смысле, мне пришлось бы сжечь свой диплом М. А. Philosophy of science, к чему я не готова. Пусть будет учение, мудрость – но здесь совсем другая эпистемология… Ну и что? Если это учение на самом деле помогло вашей героине сделать шаг вперёд, главный шаг там, где мерещился тупик (именно такое впечатление у меня сложилось после «Сперматозоидов», и сейчас, читая ваше интервью с Робиной Куртин, невольно снова и снова возвращалась к вашему роману «Сперматозоиды» — видите, я книгам верю больше, чем жизни))) – какая разница, была ли выверенная методология, были ли контрольные группы, стратификация, повторные эксперименты, проведённые независимыми исследователями, были ли установлены каузальные связи или хотя бы сильные корреляции, было ли peer review, сколько раз пересматривалась, изменялась и дополнялась теория? «Теоретическая часть» учения напрямую противоречит генетике и эволюционной психологии, и косвенно – нейрологии. А вот «практическая» отчасти напоминает когнитивную психотерапию. Но разве дело в этом? Если вы чувствуете, что для вас это верно – значит, это верно для вас. Вот и всё. Такие «сверкающие» люди на самом деле завораживают, и – почему нет? Для того и свет, чтобы указывать путь….
    В нашем мире нет панацеи – ни для тела, ни для духа. Каждый идёт своим путём. Вас, наверно, это (неприятно) удивит, но как раз интервью дало мне возможность понять, что мне нечего искать в буддизме. А для меня это тоже важный результат. При этом я не отрицаю буддизм как систему воззрений, метафор, попыток объяснить непознаваемое… Просто именно мне с моим личным «генетическим коктейлем» и личной историей, и т.н. «личностью», возникшей из взаимодействия «коктейля» с «историей» (видите – не верю я в «съёмный софт» буддизма), никаких ответов буддизм не даёт. Скажем так: мои вопросы не подходят к его ответам… В 19 веке можно было бы сказать, что я материалист, но что есть материя во времена E=mc2, во времена квантовой запутанности, во времена, когда биология превращается в науку о передаче информации? Что есть материя, как не дух?))) Помяните моё слово — в ближайшие тридцать лет роль квантовых феноменов в биологии и нейрологии нас всех ещё удивит…
    Да простит мне Досточтимая, но её знание, её способ изложения, её язык — не рациональны. Однако именно в этом ценность подобного знания, именно поэтому оно необходимо многим… Здесь нет ни силлогизмов, ни ссылок на какие-то объективные данные — ссылки только на внутренний опыт, на переживание… Это знание, подаренное интуицией, не зря вы пишете, вам казалось, что вы знали об этом всегда, просто забыли… Оно внутри нас, добыто переживанием, на не разумом. Это знание «КРАСНЫЙ»! Спасибо вам, что дали прикоснуться к нему и восхититься этим удивительным, сверкающим человеком!»

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: