Досточтимая. Часть 3
23 мая, 2021
АВТОР: Наталья Рубанова
НАЧАЛО — ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ — ЗДЕСЬ
Беседа Натальи Рубановой с д. Робиной Куртин: продолжение.
Синхронный перевод – Мария Асадова, модератор встречи – Оля Левис
Наталья Рубанова: Дух бунтарства вёл вас с детства: в итоге он трансформировался так или иначе в занятия каратэ. Вы уделяли упорным тренировкам 6 дней в неделю на протяжении нескольких лет: вы «сливали» так агрессию? Боевые искусства – это дисциплина и сосредоточенность: то, что больше всего соответствовало в те годы вашей натуре. Вы были уверены, что ваш путь – бесконечные тренировки, бесконечное, «вечное» каратэ? Вы думали, будто нашли свой путь?
Робина Куртин: Мне было 29, когда я начала заниматься боевыми искусствами. Теперь, оглядываясь назад, я могу сказать: да, это был способ направить мою энергию. Но тогда я не думала об этом так, тогда мне просто это понравилось. Мне нравится дисциплина. Мне нравится физическая нагрузка, физическая активность. Физическая активность в сочетании с дисциплиной. Было весело, я наслаждалась вызовом. Это было сильно! Это просто моя природа! Мне хотелось быть физически уверенной в себе. Действительно нравилось. Это не исходило от желания быть агрессивной или причинять боль людям.
Наталья Рубанова: Неожиданная травма на дороге: машина задела вашу ногу, «и какая-то косточка хрустнула», как вы сами сказали в одном из многочисленных интервью. Думали ли вы тогда, что вам «подарили» аварию, чтобы повернуть в русло буддизма? Не являлось ли это неким условным знаком, хотя вы не любите ничего мистифицировать?
Робина Куртин: Нет-нет. Тогда – это только то, что произошло. Никакой мистики. Это христианское понимание, будто бывает «что-то свыше». А так как я буддист, у меня есть понимание кармы. Всё, что мы представляем собой сейчас, есть плод того, что мы делали раньше. Определённое кармическое семя было заложено в меня для того, чтобы я встретилась с ламами… Вы оглядываетесь на своё прошлое и можете его проанализировать. Ну а я в тот момент просто очень расстроилась. У меня сломалась нога, я не могла заниматься каратэ. Я была действительно опустошена.
Очевидно, если я оглянусь на это, то смогу увидеть кармические семена в собственной жизни. Я шла по своему духовному пути. Так случилось: это произошло, и это стало для меня своего рода катализатором, чтобы остановиться. А потом я увидела плакат ламы Йеше, и пошла в правильном направлении по своему духовному пути. Это анализ, основанный на прошлом, с точки зрения буддийского понимания кармы.
Наталья Рубанова: «Научиться быть бесстрашным: вот что такое практика», говорите вы на лекциях. Что для вас бесстрашие, истинное бесстрашие? Нарабатывается ли пресловутая храбрость с помощью буддийской практики?
Робина Куртин: Буддийский анализ таков: из-за того, что в нашем уме есть заблуждения, у нас возникло и глубокое заблуждение об очень конкретном «я», основанное на страхе. На чувстве отдельного «я», [буквально] конкретного твёрдого тела, высеченного в камне. Это очень глубоко в нас сидит, потому что именно из-за этого сильного самоощущения мы испытываем колоссальный эмоциональный голод: в буддизме он называется привязанностью к тому, что я всё время отчаянно хочу получить.
Мы расстраиваемся, злимся, впадаем в депрессию и боимся, когда не получаем того, чего хотим. Это очень простой анализ, элементарный способ представить очень глубокое понимание буддийского взгляда на то, почему все страдают. В этом суть.
Итак, по мере того как мы прогрессируем в буддийской практике, если мы делаем это правильно, то уменьшаем цепляние за свое эго. Мы уменьшаем свою привязанность к гневу и ревности. Мы становимся более довольными, более удовлетворёнными, следовательно, более смелыми, следовательно, более подлинными, поэтому живём лучше, более комфортно и, следовательно, становимся более сострадательными. Это простое изложение всего подхода к буддизму.
Начинайте с маленьких шагов. У нас много несогласий, состояний ума, основанных на страхе. Всё это связано с ощущением себя несчастным, с неправильным самоощущением. Это очень глубоко внутри… И из-за этого мы чувствуем себя отделёнными от других. Из-за этого у нас также много эмоционального голода. Мы ощущаем, что нам не хватает чего-то. Буддизм рассматривает эмоциональный голод как привязанность. Всегда хотим чего-то большего. Никогда нам всего не хватает. “Мне мало”. “Я недостаточно хорош”. “Я ещё недостаточно многого добился”. “Со мной недостаточно удобно.” Это всегда ужасные страдания неудовлетворённости. Все это понимают. Это сидит глубоко в наших “костях”.
Итак, поскольку мы недовольны, мы всегда ищем нечто, что сделает нас счастливыми. И вот как мы с этим проводим свою жизнь: находим «того парня», находим что-то ещё, другое, третье… Мы это имеем. Мы получаем новую работу всегда с желанием обрести счастье, быть удовлетворёнными. А когда не получаем искомое, злимся, расстраиваемся, раздражаемся, разочаровываемся. Это называется гнев.
У нас разные уровни этих состояний ума. И мы проводим свою жизнь, путешествуя между этими двумя состояниями: страдающими состояниями ума. Мы все их знаем… А потом из-за этого возникают ревность, заниженная самооценка и прочая ерунда. И всё это коренится в страхе. Мы напуганы… Мы волнуемся… У нас тревожный день… Мы и это знаем… У нас есть и положительные состояния ума – как же нам повезло! Любовь, интеллект, сострадание, доброта, прощение, щедрость. Все мы знакомы с ними. Это наше спасительное благословение.
Итак, работа буддиста, основная работа буддиста, – учиться глубоко знакомиться с собственным умом: вы учитесь медитировать, чтобы достичь некоторой концентрации, чтобы достичь некоторой сосредоточенности. Так мы можем стать терапевтом самому себе, как сказал один из моих учителей. И тогда мы можем постепенно уменьшать все невротические состояния ума, основанные на страхе, и развивать оптимистичные состояния ума. В этом суть буддизма. Звучит очень просто. А это сложная работа, потому что это все наши привычки, но в этом её суть.
Наталья Рубанова: Поясните слова ламы Сопа Ринпоче «Учитесь любить проблемы, как мороженое». Как можно встретить любую проблему со счастливым умом? Очень простой пример: у кого-то погибла собака… откуда тут взяться «счастливому уму»?
Робина Куртин: Это более высокий уровень, более продвинутый. Но если вы выполняете работу, о которой я говорила, – знакомитесь со своим собственным умом, прислушиваясь ко всем неврозам и страхам, развивая все хорошие стороны, тогда вы способны на это. Суть сказанного в том, что мы можем научиться контролировать свой разум и свои привычки. Мы верим, что всё вокруг является причиной наших проблем и причиной нашего счастья. Наша проблема в том, что мы всю жизнь либо гонимся за кем-то или чем-то, либо отталкиваем от себя кого-то или что-то. Все мы так делаем. Вот почему у нас нет контроля над умом. И мы чувствуем, что не контролируем мир. Вот почему мы так сильно страдаем.
Итак, первая задача, как я сказала ранее, – научиться знакомиться со своим умом и начать учиться осознавать, что вы можете научиться менять собственные мысли, становиться смелее, бесстрашнее перед проблемами. Этот подход более продвинутый. Суть буддийского учения: ничто не высечено на камне.
Страдание исходит от злости и страха, а не от “уродливого” парня. Конечно, я могу считать, что он сделал мне что-то плохое. Никто не спорит. Но если мы не можем его поменять, если мы решаем не уходить от него, то меняем нашу интерпретацию его. Я много лет работала с заключёнными. С людьми, которым [в том числе] ошибочно выносят приговор, с людьми, которые невиновны. Они находятся в тюрьме, они проводят годы в тюрьме… И у них нет ключей от тюрьмы. Они не могут выбраться. Что они будут делать? Сходить с ума от гнева, страха и ярости? Поэтому они поменяли свою интерпретацию тюрьмы. Они попытались вынести какую-то пользу из неё. И что произошло в результате? Они стали более довольными, более счастливыми, более удовлетворёнными.
Наталья Рубанова: Что с точки зрения буддизма представляет собой жизнь животных – кошек, собак, лошадей? Китов… Птиц… Рыб… Как работает их карма?
Робина Куртин: Для понимания этого вопроса нужно посмотреть более широко на то, что такое ум. Во Вселенной миллиарды и миллиарды живых существ, а в переводе с тибетского языка “живое существо” означает “существо, обладающее умом“. И, разумеется, [во Вселенной] есть крошечный процент людей. Мы можем наблюдать подавляющее большинство [видов] животного царства, включая всех жуков и так далее… вы знаете, их должны быть триллионы, не так ли? Но также утверждают, что есть и миллиарды других существ. Мы не можем их видеть. Это первое, что касается животных.
Следующий пункт – буддийский взгляд на ум, который очень широко изучался в тибетских буддийских монастырях тибетскими буддийскими монахами. Мы уже говорили кратко о буддийской модели ума. Первое: у нас есть невротические, подверженные заблуждениям состояния ума. У нас также есть позитивные добродетельные, полезные состояния ума: второе. И это также относится к животным.
Но одним из преимуществ человеческой жизни является то, что мы можем получить доступ к некоторым добродетельным состояниям ума. Повторюсь, эта модель ума, широко изучаемая в монашеской среде тибетского буддизма, которая ранее пришла из Индии, относится ко всем живым существам. И третье: мне нравится называть это механикой – такие вещи, как концентрация, хорошая память. Это ещё одна категория состояний ума. Данной модели соответствуют все живые существа. У животных преобладает первая категория – отрицательная. Они не могут получить доступ к большей части позитивных состояний и в большинстве случаев не могут получить доступ к добродетельным состояниям ума. Потенциал всего этого есть во всех нас – потенциал добра, ясности и мудрости, но животные настолько подавлены своими заблуждениями, страхами, агрессией, своими страданиями, что не могут получить доступ к своим позитивным состояниям ума.
У англичан есть поговорка: “Леопард не может поменять свои пятна”. А мы, люди, как я уже говорила, можем получить доступ к любви, доброте и состраданию. Это довольно сложно, но если мы много работаем над этим, мы можем – это наша спасительная милость. То, что позволяет нам изменить своё мнение, потому что мы можем получить доступ к нашему уму. Страдающие животные не могут этого сделать, и именно потому так сильно страдают – это буддийская точка зрения…
Есть разные способы помочь живым существам. Самый прямой из них – облегчить их страдания, помочь им обрести безопасность, дать им пищу и защищённую среду, будь то человек или животное. Это первое, что мы можем попробовать сделать. Например, просто не убивать муравья и дать ему немного сахара, крупицу сахара… положить на улицу в безопасное место… Это первое, что мы можем сделать для людей и животных. Защищайте их. Заботьтесь о них.
Все мы приходим в эту жизнь со своими кармическими наклонностями, основанными на наших действиях в прошлых жизнях. И когда мы умрём, мы перейдём в другую жизнь. Это основа всего буддийского мировоззрения о том, как существуют вещи. “Мы создатели нашей реальности”, говорит Будда. Он не говорит о происхождении от Создателя и о том, что наши родители создали нас, потому что наш ум не физический.
Наш ум происходит из своего собственного прошлого, и наш ум продолжится в своём собственном будущем. И мы являемся хозяевами данного процесса. Итак, что ещё мы можем сделать, чтобы помочь животным? Помочь им умереть в спокойствии. […] Да. Умереть мирно. В момент смерти сработает кармическое семя, которое определит следующую жизнь. [Важно получить] достойное человеческое перерождение, [чтобы продолжать свой духовный путь, чтобы в конце концов получить просветление]. И муравью. И мыши. И вашей кошке. И вашей бабушке. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ