НАЧАЛО — ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ — ЗДЕСЬ

ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ

«Мастерская разума» досточтимой Робины Куртин
Запись и редактирование тезисов: Наталья Рубанова

«Все мы были сразу полностью на что-то запрограммированы. Думаю, в нас глубоко сидит фраза “мы не просили, чтобы нас рожали”. Да как они посмели, такие омрачённые, сотворить ещё одного человека? И вот она вылезла, Робина…».

«[Задача] распаковать до самого глубокого уровня свои реакции и стать в итоге счастливым существом. Неврозы, завязанные на нашем эго, причиняют боль не только нам, но и другим. Есть чёткая граница между благим и неблагим состоянием ума. Мы можем чётко различать две части нашего существа».

«Повседневное состояние – привязанность: Будда описывает его как неблагое, вызывающее наше страдание. Итак, отчаянное страстное невротическое желание получить то, чего мы хотим… хотим каждую секунду… Эта жажда нас терзает, и она есть для нас некий естественный импульс. Но что же происходит, если не получаем желаемое? Разочарование, раздражение, гнев… Расстройство есть так называемая мягкая форма гнева. А ложная установка такова: “Когда получу это, буду счастлив”. А если нет – депрессия… Привязка. Новая энергия страстного желания. Боль невероятных ожиданий».

«Надо ослабить привязанность: это фантазия. Фантазия настолько мощная, что мы не видим порой разницы между выдуманным и реальным! А в слове терпение люди видят чуть ли не пассивную форму агрессии… Они как будто ждут, когда эта «дурная вещь» исчезнет. Страх – это энергия привязанности: невыносимо не получить…. Необходимо ослабить привязанность. Невротические состояния или омрачения отравляют благие состояния, присутствуя в нашем уме постоянно. С этой точки зрения мир действительно полон страданий».

«Повторим: в слове т е р п е н и е люди видят чуть ли не пассивную форму агрессии. Они как будто ждут, когда эта “дурная вещь” исчезнет… Страх – энергия привязанности, невыносимость не получить… А “голоса” – это омрачения. Но есть техники работы со своим умом, и их можно освоить, как музыку. Все буддийские методы – техники самонаблюдения, позволяющие изменить ум. Ничего мистического в них нет».

«В Калифорнии есть закон трёх предупреждений – и пожизненное заключение за то, что вы украли CD-диск, например. Я всего лишь пытаюсь объяснить это страдание. Я работала [в тюрьмах] с тысячами людей, которых считают мусором. И я видела среди них тех, кто пытался контролировать ум. Они сильно отличались от других. Да: если можешь что-то изменить – давай, меняй! Если не можешь – к чему беспокоиться!»

«Мне однажды написал 18-летний парень: он сидел, был участником разных группировок… Почти всё время с 12 лет он провёл в тюрьме. У него пожизненное заключение. Он никого не убивал – просто такие жёсткие законы. Так вот, Артур прочёл книгу ламы Йеше: его тронуло изучение принципа сострадания. Он стал изучать буддизм, медитировать. В итоге написал письмо ламе Сопе Ринпоче, и тот ответил Артуру: “Твоя тюрьма – ничто по сравнению с тюрьмой обычных людей”… Тюрьма привязанностей: тюрьма гнева, депрессии, страха».

«Если вы 30 лет сидите в тюрьме и знаете, что вам не удастся изменить внешнее положение дел, то единственный выход – изменить свой ум. Ведь даже уровень шума там чудовищный, как на рок-концерте! И есть по-настоящему идиотичные люди… Я встречалась с женщиной, обвинённой якобы в убийстве трёх человек. Через 17 лет её освободили, так как она была невиновна… Был ещё один… С ними всеми обращались как с отбросами…».

«Главное – реакции: эта [без вины осуждённая] женщина по природе своей не могла испытывать гнев. Её невиновного мужа казнили, она потеряла детей. Она не могла изменить окружение, но работала над своим умом, медитировала. А другой заключённый сошёл с ума, так как целый день орал: “Я не убивал!”».

«Размер комнаты 2х3, без окон. Два человека. Двухъярусная кровать. И 23 часа в сутки ты там находишься. Вокруг – такие же камеры. Разрешено 10 книг в мягкой обложке, так как в твёрдой вы добьёте сокамерника. Можно стержень (не ручку), блокнот… Если есть деньги, то наушники… Люди в такой ситуации сходят с ума».

«Итак, учимся терпеть, смиряться, учимся терпеть своего вонючего мужа. Немного. Эти техники может применить даже какой-нибудь коммунист – в них нет ничего мистического: это наблюдение за собой, спор со своим умом, изменение своего ума. Медитация – просто психотехника, позволяющая нам сфокусировать ум. Ничего мистического!»

«Мы считаем, будто иметь бесконтрольный ум – это нормально… но это сумасшествие».

«Надо хотя бы пять минут ежедневно наблюдать за своим дыханием. Ровная спина, закрытые глаза… Один из первых признаков успеха [в практике] – то, что вам стало ещё хуже. [Так выходит ваша “грязь”]».

«Будда считал, что мы запрограммированы своими собственными склонностями, проистекающими из нашего прошлого… Видеть всё прошлое и всё будущее – мы это можем, если разовьём потенциал нашего ума».

«Итак, страдание от привязанности заключается в том, что людям недостаточно самих себя. Ошибочно считать, будто то, что мы хотим получить, сделает нас счастливыми. Это ведро без дна. И Будда описывает ловушку страданий. Привязанность на энергетическом уровне означает глубокое чувство неудовлетворённости».

«Следующее заблуждение ума, связанное напрямую с привязанностью, называется отвращением: гнев, раздражение, депрессия. Гнев – ответ на то, что не получает наша привязанность. Мы в бесконечном кругу стремлений, желаний и неудовлетворённости. Мы считаем: это ОКей, это жизнь. Но от этого страдания можно освободиться. С буддийской точки зрения, все мы тут алкоголики и наркоманы. Наш ум постоянно врёт нам: получишь это – будешь счастлив… [но нет]».

«Наиболее сильная привязанность касается других людей. Наибольшее количество убийств происходит в семье. В основе – наш гнев против партнёра, так как мы не получаем того, чего хотим… А практика одинакова и для монахини, и для матери: надо понять свой ум и осознать причины своих страданий».

«Буддизм выходит за рамки ярлыков “мужчина”, “женщина”… И: главная мысль Будды – все наши действия прорастают в будущем. А наше настоящее запрограммировано в прошлом. Надо отстраниться от эмоций, посмотреть на себя со стороны. Надо очищаться, постепенно взращивая в себе благие намерения».

«Природа ума нефизическая. И на этом уровне мы познаём явления, недоступные на более грубых уровнях ума. Прошлое, будущее… чтение ума других людей, то есть яснознание, и ясновидение, – это не мистика. У каждого существа есть возможность дойти до этого уровня. Будда говорит: “Всё, что существует, познаваемо умом”. А то, что существует, поддаётся познаванию. Это всеведение. С точки зрения христианства, всеведением обладает только господь. Но Будда говорит, что такая способность есть в каждом уме. Ничего мистического!»

«Просветление – это полностью развитый ум. Ум, который не материален. Ум как результат практики. Ум, полностью освобождённый от загрязнений, неверных представлений, страданий. Такой ум очень ясно видит то, что существует».

«Есть три качества просветлённого ума: 1) сострадание – страстное желание помочь другим; 2) мудрость – знание, как это сделать; 3) сила – достаточное количество энергии для этого».

«Из трёх драгоценностей Будда, Дхарма, Сангха – самое главное Дхарма».

«Приносить благо живым существам – это состояние Будды. Нам нужен живой пример совершенства… лама или гуру. Лама Сопа Ринпоче – мой Будда. Каждое его слово для меня – деяние Будды. Мой лама – это мой Будда, это мой ключ к успеху».

***

Вопрос из зала: «Что мне делать с сегодняшнего вечера, чтобы быть счастливым?» – Смех в зале, кто-то иронизирует: «Сто грамм!» – Ответ д. Робины далее, она серьёзна:

«Во-первых, признать, что этот процесс возможен. Процесс [трансформации]. Например, какой-то расист ненавидит розовых людей, но ведь он не скажет: “Это всего лишь моя проекция”. Итак, первый шаг: мы – это наш ум. И мы можем его изменить. Первый зрелый шаг.

Второй шаг – решимость применить определённые методы, техники медитаций и так далее. Это не волшебство. То, что медитации – волшебство, это предрассудок. Все техники учат нас наблюдать за собственным умом. Тут нужна отвага, терпение и большое упорство… Это как в качалке: результат будет не сразу».

Вопрошающий не унимается: «Что же мне надо сейчас делать?..» – Досточтимая отвечает: «Что мне делать для того, чтобы научиться печь пироги? Во-первых, должно быть осознание пользы от готовки! И должен быть фактор присутствия. Если вам нравится идея, что у вас должно быть меньше неврозов, то надо принять, понять пользу Пути, изучить методы и действовать. Всё».

***

«По вашим вопросам сразу чувствуется, что вы русские, – скажет она годы спустя. – По-русски я “ни бум-бум”, но в следующей жизни хочу говорить на двадцати языках!» ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: