О массовом искусстве: Запад
13 августа, 2009
АВТОР: Андрей Гореликов
Легко заметить, что массовое искусство последних пятидесяти-шестидесяти лет развивалось, в общем, по параболе. Особенно на примере музыки, поскольку она не требует расшифровки. Рок-н-рольные лабухи пятидесятых годов чудесным образом эволюционировали до «Пинк Флойдов» и Риков Уэйкманов и вновь в усохли в стерильных ритм-энд-блюзовых хитмейкеров. Та же тенденция в голливудском кино, в научной фантастике. «звездные войны» 1977 и 1997 – еще один очевидный пример. Легенда превращается в комикс, языческое заклинание — в детскую считалочку.
Оговорюсь, что «серьезное» (т. е. непрофанированное) искусство уровня Феллини и Фаулза мало подчинялось этим условностям, будучи априори камерным. В будущем эта грань оформится еще четче, поскольку современная массовая культура к рывку, подобному «революции» шестидесятых годов прошлого века, очевидно, не готова.
Массовое искусство хорошо работает в сложные, переломные моменты истории, вступая в резонанс с процессом масштабных социальных, политических, экономических изменений. Конечно, глупо судить об эпохе по нравам богемы или кассовым сборам кинотеатров, но сам накал страстей не случаен. Иногда он созвучен реальным переменам, иногда пытается их маскировать, но всегда с ними связан. Девочки визжат на концерте «битлов», в истерику впадают, а через пару лет уже так мечтают о выводе войск США из Вьетнама, что разбивают головы полицейским. Дела серьезные, и кто-то стоит за любым «подростковым бунтом», но ведь и люди должны быть серьезные, что значит – вдохновленные. Чтобы обыватель вздрогнул. И это же вдохновение порой поднимало популярное искусство до высот классического, если не по исполнению, до по духу и искренности.
Но, парадоксально, массовое искусство и массовая культура на самом деле не «для всех», а именно «для кого-то». Одному – «лунная походка», другому – «хэви-металл». И каждому кажется, что открыл он нечто Истинное, Главное, и переубеждать-то его опасно. Масскульт дробится на субкультуры, а они разные нужны, разные важны. Некоторые даже могут ходить в «уважаемых людях», вроде яппи, до поры.
В эпоху массовых коммуникаций простое манипулирование не работает; нельзя внушить современному подростку: «Быть панком круто! Протыкать уши булавками, поджигать мусорные ящики! Анархия – мать порядка!» подростку лучше знать, он пришел из школы, поужинал, зашел в Интернет, и через пять минут панк, через час порнозвезда, через два – литературный критик. И Сартр на баррикадах не поможет, подросток Сартра на камеру в мобильнике снимет и выложит в сеть прикол.
Такому человеку (сегодняшнему-завтрашнему) никакая субкультура не нужна, он всеяден и образован по верхам. Новая «культурная революция» состоит в том, что массовое искусство усохнет до индивидуального приложения на индивидуальном веб-сайте. Какие Перемены это означает – мало ли…