Соотношение и взаимосвязь психологического и физиологического аспектов сущности человека, как основа его характера, были обстоятельно исследованы в знаменитой книге Отто Вейнингера (1), который одним из первых сформулировал знания в этой области в понятиях современной ему науки. Назвав эту отрасль психологии характерологией, которая опирается прежде всего на понятие характера как некоторого постоянного, единого бытия, Вейнингер подчеркнул, что «отрываясь от философии, ни одна наука не может так скоро опошлиться, как психология. Освобождение от философии является истинной причиной её падения. Психология должна оставаться философией не только в своих предпосылках, но и в своих последних задачах».

Спустя 100 лет замечательный философ и психолог Анатолий Арсеньев обосновал аналогичное представление, отметив, что отделившись от философии, психология теряет понимание человека как бесконечно-конечного парадоксального существа, то есть понимание его как личности. «Без философии из неё выветрились понятия актуальной и потенциальной бесконечности, без коих невозможно представить, например, мир духовных и нравственных идей, а также представление о том, что такое развитие и раскрытие, отчуждение и обособление, и ряд других существенных параметров, без которых о человеке и личности просто невозможно говорить» (2).

Глубина идей Вейнингера привлекла внимание Владимира Шмакова, который в своём фундаментальном труде по систематизации знаний Древнего Мира, изложенных в Арканах Таро, многократно цитировал книгу этого философа (3). Это обстоятельство свидетельствует, по-видимому, о том, что философские представления Вейнингера во многом созвучны соответствующим доктринам Шмакова, разработавшего основы общей пневматологии – теоретической механики становления духа как науки об актуальном диалектическом процессе в его общем виде, безотносительно к конкретному масштабу воспринимающего сознания. Пневматологию индивида и социальную пневматологию Шмаков не опубликовал, но подчеркнул, что «эти членения пневматологии неразрывно сопряжены между собой, ибо волевое сознание каждого организма достигает полной конкретной выявленности только при наличии одновременно и внутреннего опыта в индивидуальной жизни, и внешнего опыта в жизни социальной. Человек есть существо индивидуально-общественное, и только при равномерном развитии личной жизни и жизни в обществе актуальный пневматологический процесс может протекать гармонически во всей своей полноте» (4).

Представляется интересным сопоставить взгляды Вейнингера и представителей эзотеризма на взаимоотношения мужчины и женщины с точки зрения эволюции сознания человека. Напомним, что в гностическом Евангелии от Фомы, которое начинается знаменательными словами «И Он сказал: Тот, кто обретёт истолкование этих слов, не вкусит смерти…», имеются конкретные указания на эту тему (5).

1. Иисус сказал им: «Когда вы сделаете двоих одним… и когда вы сделаете мужчину и женщину одним, чтобы мужчина не был мужчиной и женщина не была женщиной… — тогда вы войдёте в Царствие».

2. Симон Пётр сказал им: «Пусть Мария уйдёт от нас, ибо женщины недостойны жизни». Иисус сказал «Смотрите, Я направлю её, дабы сделать её мужчиной, чтобы она также стала духом живым, подобно вам, мужчинам. Ибо всякая женщина, которая станет мужчиной, войдёт в Царствие Небесное».

Вейнингер полагал, что женщина получает своё сознание от мужчины: «превращать бессознательное в сознательное это половая функция типичного мужчины по отношению к типичной женщине, которая является для него идеальным дополнением» (1). Этот неординарный мыслитель считал, что гениальное сознание отличается наиболее резко выраженной ясностью и яркостью, гениальность является как бы особым видом высшей мужественности, поэтому женщина не может быть гениальной. «Титулом гения можно наделять только великих художников и великих философов (к которым я причисляю здесь и самых редких гениев – великих основателей религий». На взгляд Вейнингера, гениальным следует называть такого человека, который живёт в сознательной связи с мировым целым; гениальное есть истинно божественное в человеке. «Гениальный человек есть актуальный микрокосм, негениальный человек – потенциальный микрокосм».

Итоговый вывод этого исследователя природы человека звучит весьма необычно: «Абсолютное женское существо не знает ни логических, ни моральных императивов. И мы вполне вправе заключить из этого, что такое существо лишено и сверхчувствительной личности. Абсолютная женщина лишена всякого Я…, женщина не монада, стало быть и не отражение вселенной». Вейнингер таким наглядным образом представляет себе взаимосвязь мужчины и женщины: «Высочайший момент в жизни женщины, в котором раскрывается её первобытие, её первонаслаждение – это тот момент, когда в неё втекает мужское семя… Это материя, которая получает форму и не хочет отпустить её от себя, хочет навеки прикрепить её к себе». В терминах синергетики можно сказать, что среда воспринимает со стороны образец – аттрактор. С точки зрения Вейнингера, в человеке неограниченное бытие и неограниченное небытие противостоят друг другу, и только мужчина и женщина, вместе взятые, образуют полного человека.

Основные аспекты этой темы в представлении современного философа – герметиста Джона Бейнса, которые можно сопоставить с концепцией Вейнингера, в кратком изложении выглядят таким образом (6).

1. Мужчина передаёт женщине женскую часть своих качеств, а женщина мужчине – свою мужскую часть. Так достигается совершенная мужественность и совершенная женственность, и возникает максимальная дистанция между полюсами. Это возможно только тогда, когда человек способен поставить себя на место своего партнёра.

2. Принятие своей естественной роли. Женщина олицетворяет собой Природу, а мужчина – Дух. В герметичной паре женщина должна отдать свою душу мужчине, чтобы получить от него «пламя небес» – его вирильную духовную силу. Женщина будет вознесена на небо, а мужчина проникнет в тайны Природы.

Бейнс подчеркнул, что между девственницей и женщиной существует огромная разница: у девушки нет души, она приобретает её от первого мужчины, с которым имела сексуальный контакт. «У всех девственниц общая душа, которая в действительности является душой самой Природы, воплощённой в них». Как считал этот философ, половое посвящение – наиболее решающий и критический момент для женщины, так как он определяет её счастье или несчастье, её эволюцию или деградацию, и кроме того, она всю свою жизнь будет психологически объединена со своим первым мужчиной, даже если никогда его больше не увидит. «Иначе и быть не может, поскольку она получила от мужчины душу так же, как он получил её от Бога» (6).

Согласно представлениям Бейнса, душа женщины, потерявшей девственность, состоит из трёх уровней:

1. Элементарный уровень (первоначальная душа Природы).

2. Человеческая душа, полученная от первого мужчины.

3. Психосексуальные вибрации, полученные от других мужчин.

Эти вибрации оказывают огромное влияние на женщину, не меняя её основного содержания, но превращая в носителя позитивных или негативных вибраций. «Не будем забывать, что женщина как бы оплодотворяет мозг мужчины, и поэтому он делает всё, что она передаёт ему из содержимого своей чаши. Судьба мира находится не в руках мужчины, а в руках женщины». Бейнс утверждал, то мужчина способен поднять женщину духовно, но женщина никогда не сможет спасти заблудшего мужчину.

При систематизации представлений эзотерической философии о проблеме пола, Шмаков раскрыл один из основных законов проявления (3). «При проявлении Божеством индивидуальных монад в Области Духа, каждая из них рождается однородной и единой, подобной Божеству. При проявлении индивидуальной монадой своего состава в области сенситивного мира, проявленные элементы имеют бинарное строение, и их члены, привлекая на себя из монады её активные или пассивные силы, тем самым проектируют в самой монаде раскол на две половины – одну активную, другую пассивную. Поэтому начало проектирования элементов состава вовне, т.е. рождение формы есть рождение пола в искре человеческого духа». При этом мужчина представляет собой ту часть элемента, которая направлена вовне и насыщена активностью; женщина есть символ другой части элемента, оставшейся внутри – в то же время обе эти части связаны между собой. Примечательно, что это различие наглядно иллюстрирует расположение половых органов мужчины и женщины. Такая двуединость проявленного содержания монады уже заложена, что весьма символично, в слове «индивидуальность», т.е. отдельная или единичная дуальность.

По определению Шмакова, «сущность мужчины есть Любовь, облик его есть Премудрость. Сущность женщины есть Премудрость, облик её есть Любовь». Он отметил, что учение традиции о различии и соотношениях полов с особенной яркостью и синтетической простотой изложено Станисласом де Гуайта. С точки зрения темы данной статьи целесообразно напомнить следующие положения этого учения (3). У мужчины половой орган мужской, или положительный, а мозг – женский, или отрицательный; у женщины наоборот, половой орган – женский, или отрицательный, а мозг – мужской, или положительный. Мужское сознание женщины даёт лишь зародыши идей, интеллектуальное семя. «Мужское сознание женщины оплодотворяет женский мозг мужчины». При изложении этого учения Шмаков цитировал известного эзотерика Фабра Оливе, который подчеркнул, что одни и те же ощущения, вытекающие из тех же причин, производят различные эффекты на оба пола. «Это достойно самого высокого внимания, и я прошу читателя сосредоточить с силой свой умственный взор на этом почти незаметном пункте человеческой конструкции. Здесь лежит зерно всякой цивилизации, зародыш, из которого всё должно родиться, могучий двигатель, от которого исходит всякое движение социального строя. Пользоваться, прежде чем овладеть – вот инстинкт мужчины; овладеть раньше, чем пользоваться – вот инстинкт женщины и т.д.».

В завершающем труде своей философской системы Шмаков утверждал, что именно через своё бессознательное человек непосредственно связан с Реальностью, с Божеством, а потому эта бессознательная пластичность есть действительно стихия абсолютной интимности Бога и человека. «Погружение в бессознательное на пути развития имеет величайшее значение в жизни человека, ибо он здесь, как Антей, исполняется такой мощью, какую он только в силах вместить в себя и которая затем делается двигателем дальнейшего течения его эволютивного процесса (4).

Аналогичное по сути понимание природы бессознательного представил Василий Налимов, подводя итоги сопоставительного анализа результатов экспериментальных исследований изменённых состояний сознания, проведённых под его руководством, а также опубликованных Станиславом Грофом: « Но если мы со всей серьёзностью отнесёмся к бессознательному в его трансперсональном проявлении, то всё многообразие накопленного здесь материала заставляет нас признать недостаточность этого беспомощного, апофатически звучащего термина. Нам кажется, сейчас уже можно говорить о том, что перед нашим взором открывается то, что можно было бы назвать Семантической Вселенной, или семантическим космосом, сосуществующим с нашим временным космосом и, более того, проявляющимся в нём» (7). На взгляд Грофа стало очевидно, что человеческие существа испытывают глубокую потребность в надличностных переживаниях и состояниях, в которых они могут выйти за пределы своих индивидуальных личностей и почувствовать своё место в более крупном и непреходящем целом (8).

Таким образом, предельно схематично, женщина для мужчины – средство «проникновения» в пластическую стихию бессознательного – «кладезь всякого бытия и всяческих достижений» по определению Шмакова. Мужчина для женщины – средство синархичного структурирования актуального сознания, т.е. становления «духом живым» по терминологии Евангелия от Фомы. Гармоничное сопряжение этих процессов в теоцентричном союзе мужчины и женщины позволяет, по-видимому, реализовать указание Иисуса (7). Сформулированное Вейнингером определение половой функции типичного мужчины по отношению к типичной женщине как «превращение бессознательного в сознательное» является образцом гениального интуитивного проникновения в суть явления. При этом интеллектуальные выводы далеко не всегда соответствуют реальности, например предложение Вейнингера «изъять воспитание человечества из рук матери». Воспитательный процесс, как представляется по результатам анализа доктрин эзотеризма, состоит из двух принципиально различных этапов: женщина обеспечивает «воспитание» плода в лоне «бессознательной Природы от зачатия до рождения, после которого ребёнок «созревает» как плод на «древе» сознательного, гармоничного союза мужчины и женщины.

«Мужчина, как Любовь в своей сущности, стремится к женщине, потому что в её Любви он видит отблеск своей сущности, а затем поднимается по этой любви до её сущности, до её Премудрости, которую и начинает любить всей полнотой своей истинной Любви. Женщина, как Премудрость в своей сущности, стремится к мужчине, потому что в начале в его Премудрости она видит отблеск своей сущности, а затем поднимается до его сущности, до его Любви и начинает жить в своей Премудрости, освещаемой его Любовью» (3). Образно это можно представить так, что женщина, как жрица Любви, возвращает мужчине радость жизни, а мужчина, как жрец Премудрости, возвращает женщине память жизни – ведь девичья память, как известно, коротка.
________________________________________

Литература

1. Вейнингер О. Пол и характер. Ростов-на-Дону, 1998.

2. Арсеньев А.С. Философские основания психологии личности. Дисс. докт. психол. наук. М.,2002.

3. Шмаков В. Великие Арканы Таро. М., 1916.

4. Шмаков В. Основы пневматологии. Киев, 1994.

5. Поэтические, гностические и апокрифические тексты христианства. Новочеркасск, 1994.

6. Бейнси Д. Наука любви. М., 2000.

7. Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. М., 1995.

8. Гроф С. Холотропное сознание. М., 2002.

Один отзыв на “Гностический союз мужчины и женщины – необходимое условие становления гармоничного человека?”

  1. on 19 Сен 2021 at 7:58 пп технолог

    Сложно, интересно, важно. Спасибо, Владимир!

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: