Она

Она не скупится на комплименты. Если кто-то хорошо поет под гитару, она обязательно скажет ему: «Вас очень приятно слушать. И вы большой молодец, что развиваете свои способности». Позже, когда мы покинем компанию, я спрошу: «А ты бы хотела хорошо петь?» «Нет», – ответит она. И добавит: «Совершенно не хочу».

В другой раз неожиданным образом окажется, что один из наших знакомых довольно профессионально танцует. И по завершении демонстрации хореографических способностей она непременно подойдет к человеку, чтобы сказать: «Вы отлично танцуете и блестяще владеете телом. Я была восхищена».

Некоторое время спустя, когда мы останемся одни, я «подловлю» ее вопросом: «А ты хотела бы так профессионально танцевать?» «Нет, пожалуй», – ответит она. И добавит: «Пожалуй, я зря сказала «пожалуй». Определенно не хотела бы».

Если кто-то выпускал книгу стихов и дарил нам и если стихи действительно были хорошие, она просила меня организовать встречу с этим человеком в кофейне, чтобы, поболтав за чашкой капучино на ничего не значащие темы, на прощанье сказать поэту: «Мне очень понравилось, как вы пишете. Вы талантливы и трогаете за душу».

После, садясь рядом c ней в такси, я с лукавой улыбкой спрашивал: «А ты бы сама хотела писать стихи?» «Что ты, зачем? – отвечала она. – Я никогда не хотела писать стихи. И вряд ли захочу». На это у меня уже было припасено замечание: «Для тебя было важно сказать поэту слова поддержки. И других творческих людей ты всегда поощряешь похвалой. А что, если в тебе дремлет прирожденный меценат, покровительница искусств?» «Никто во мне не дремлет! – произнесла она не без возмущения. – Очень жаль такое слышать, ведь это говорит о том, что ты плохо меня знаешь».

Как-то раз, путешествуя по стране, знаменитой пивом и замками, мы записались на экскурсию, и нас буквально покорил наш гид. Он понравился не только нам, поэтому мы несколько минут простояли в ожидании, пока другие экскурсанты мучили его своими расспросами. Едва гид освободился, она быстро подошла к нему и сказала: «Вы настоящий мастер своего дела. Мы были очень рады провести с вами этот день».

Вскоре мы уже возвращались на трамвае в отель, и я, стоящий, склонялся над ней, сидящей, говоря в самое ухо, чтобы перекрыть гул катящего по рельсам вагона: «Мне кажется, из тебя тоже получился бы отличный экскурсовод. Не желаешь попробовать себя в этом амплуа?» Она рассмеялась и ответила: «Снова ты со своими шуточками. Да, возможно, я могла бы провести экскурсию. Я много чего могла бы, как ты догадываешься. В том числе могла бы сделать так, чтобы ты прекратил подыскивать мне амплуа. И только скажи, я так сделаю».

***

«Но ведь чем-то она занимается по жизни», – скажете вы. Это в данном случае совершенно неважно. Важно то, что она по-настоящему умеет. Прежде всего, она умеет быть свободным человеком.

Ей нравится многое из того, что делают другие. Особенно когда они хорошо это делают. Но сама она ничего из этого делать бы не стала.

Она отдает должное настойчивости, усидчивости, кропотливости. Но сама эти качества проявлять не будет.

Она уважает тех, кто стремится наиболее полно раскрыть свои задатки, ищет свою нишу и закрепляется в ней. Но сама она не из их числа, и это принципиально.

Она приветствует активизм. Только, конечно, активизм не тех, кто совсем безумцы. Но сама она ни разу не активист.

Иногда мне кажется, что, выражая поддержку деятельным, реализующим себя людям, она таким способом проявляет присущую ей снисходительность. Или делится избытком своей изначальной реализованности. Еще это похоже на то, как взрослые поощряют ребенка, увлекшегося каким-то занятием. Или как благословляет «малых сих», то есть нас с вами, Господь Бог.

Приветствовать «движуху», но не трогаться с места. Что это за позиция такая? Что за этим стоит? Что этим утверждается? В чем разгадка этой загадки?

Я, конечно же, не удержусь и предложу свою версию. На мой взгляд, именно в этом состоит свобода: все встречать максимально приветливо (особенно все хорошее), но ни с чем не отождествляться. И именно так проявляется истинная приверженность покою и недвижи́мости. Говорить движущимся «какие вы молодцы!» и оставаться на месте.

А вот сказать им: «Какие вы глупцы, берите пример с меня, keep calm», – значит, напротив, вовлечься в «движ», как минимум, в дискуссию, спор; втянуться в сравнения и сопоставления, а это уже активизм и беспокойство.

За равнодушием к акторам, людям действия скрывался бы, условно говоря, покой мертвый («холодная» гармония), в то время как в лице мой спутницы он представлен своей «живой» разновидностью.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: