Питер Хёг. Эффект Сюзан / Пер. с датского Е. Красновой. СПб.: Simposium, 2023. 400 с.

Питера Хёга мы любим за какую-то, как в музыке Бьорк, трудно считываемую странность и харизму его персонажей. В последних появившихся на русском книгах странности, возможно, было даже немного через край – «Тишина» с мотивами чуть ли не исихазма, некий почти киберпанк в «Твоими глазами» или же исторические очерки в «Представление о двадцатом веке».

В вышедшем сейчас впервые на русском языке романе 2014 года Хёг создает повествование и очень в своем духе, и пробуя что-то для себя совсем новое. Да, кстати, издание сейчас этого романа, где много говорят о грозящих миру разнообразных бедах и неизбежном коллапсе и бегстве куда-то на дальние тропические острова, нельзя не назвать актуальным.

От традиционного Хёга тут, прежде всего, главная героиня Сюзан. Если вы скучали по «Смилле и ее чувству снега», то здесь практически ее реинкарнация. Очень смелую, решительную героиню тут сравнивают с маленькой охотничьей собачкой – если уж ее близких обижают и творят несправедливость, она вцепится насмерть. Есть у нее и «суперсила» — она буквальным образом индуцирует в окружающих приступы искренности. Любопытно, кстати, что Хёг никак это с научной точки зрения не объясняет – мир странен, люди в нем тоже, если надо объяснять, значит, не надо объяснять.

Зато он детально подает другой сюжет, который и скрепляет разнообразные нити книги. В 1970 году в Дании была создана некая таинственная комиссия будущего. Правительство собрало молодых ученых, ярких специалистов в своих областях, и устроило то, что сейчас называется think tank и «мозговой штурм». Неожиданно, но – их прогнозы начали сбываться с пугающей долей вероятностей. Падение доллара или Советского союза – они прогнозировали это заранее! Далее, конечно, все пошло не так: комиссию из молодых энтузиастов захотели прижать к рукам военные, члены ее решили обратить свои способности на самообогащение… Сюзан же уже в наши дни оказывается в настоящем центре циклона и политической заварушки: когда-то использовавшая ее при допросах полиция хочет опять прибегнуть к ее услугам. Как и некая международная нелегальная сеть торговцев оружием. В общем, она крайне востребована, а job offer ей делают в своеобразной форме – грозя упечь ее, мужа и детей-близнецов на весьма серьезный срок, «стирая» ей личность («человек в Дании без банковского счета – не человек!»). Сюзан, разумеется, принимает боевую стойку и наносит ответный удар, мало не покажется.

И вот тут нас постепенно затягивает в то новое, что практикует Хёг в этом романе. Драйв жёсткого детектива и политического триллера. Преследования и гонки (в том числе на катафалке). Убийства с весьма оригинальной жестокостью (священника запихнули в стиральную машину сквозь дверку в 40 сантиметров в диаметре!). Все это заставляет вспомнить еще одну звезду скандинавской литературы – Ю Несбё. И не зря. Те же нотки нуара цвета полярной ночи. Те же скупые разговоры. Та же kindness of strangers – герой в полной ловушке, его убьют, он обращается к незнакомцу, говорит правду, тот (та) смотрит ему в глаза и… помогает. И, кстати, те же скелеты в семейном шкафу, что так любит Несбё в той же серии книг о Харри Холе – одним из главных «международных оружейников» оказывается (дальше небольшой спойлер) исчезнувший еще в ее детстве отец Сюзан…

Но как Несбё никогда не сводится просто к детективной интриге, так и Хёг – конечно, не весь в этих интригах, погонях и политических хитросплетениях.

Он – о том, как жить в этом новом дивном мире. Конкретно, в Дании, где, казалось бы, двери не всегда запирают, на Рождество обязательно приглашают к столу бомжей или на крайний случай приютят с пяток бездомных кошек, где еще относительно недавно любой прохожий мог зайти к главе правительства, выпить с ним кофе и высказаться о своем видении развития страны… И все очень и очень прогрессивно: дети называют родителей исключительно по имени («мама» и «папа» — отнимает индивидуальность), традиционные праздники – «массовый психоз и избыточное потребление», от которого нужно отказаться, браки открытые, как те же двери, церкви с их бредом (да, Хёг в этом роман сражается с традиционной религией с энергией Сюзан) муниципалитеты продают и переделывают во что-то общественно полезное…

Здесь, к удивлению даже героев, очень легко убивают, подставляют, а те же родители не хотят знать своих детей, а супруги друг друга. «Некоторые считают, что счастливая семейная жизнь достигается благодаря удачным компромиссам. Это неправда. Любовь не терпит компромиссов. Счастливая семейная жизнь достигается путем решения коанов. А точнее: растворения их».

Потому что не менее мучительным будет для Сюзан и ее близких поиск не только правды о правительственном заговоре (тут, кстати, она разберется довольно легко, изящно и весьма жестко), но о самих себе, своем прошлом и о том, где же они свернули не туда. С мужем, с которым она разводится на протяжении всех этих страниц, с матерью, с которой видится раз в год и каждый раз разыгрывает своеобразный спектакль, с вдруг объявившемся из ЮАР отцом, с детьми, которые, подростки, оказываются взрослее и даже умнее ее самой… «Самая глубокая часть в нас – другие люди».

И самая хрупкая. «С тех пор мы с ней потеряли ориентацию. С тех пор мы блуждали по свету. Несмотря на то, что ей удалось остаться в той же квартире, несмотря на то, что она по-прежнему работала в театре и выступала, с того дня она стала странницей. Ей было тридцать лет. Но она скиталась внутри себя».

В последней сцене Сюзан нашла правду, но опять оказалась на дороге.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: