Дыр бул щыл на виражах: Поэзия абсурда Шварца Чорного
5 ноября, 2023
АВТОР: Игорь Фунт
Шварц Чорный. Сборник стихов (рукопись). «Я, вышеподписавшизя в этом…»
«В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!» Блок
Специально не стал спрашивать у коллеги, приславшего тексты, подробностей об авторе. Пусть будет обзор из разряда «чистой рефлексии». Ну, как если бы прислали стихи Лермонтова. И я такой — бац! — это же Лермонтов! Типа угадал в незнакомце гения… Также и тут: гения распознать мне ещё только предстоит.
Начну с белого листа, не ведая о Шварце Чорном — ни-че-го.
К тому же он сам о себе слагает неплохие строки:
Ну что с того, что я чуть-чуть другой?
Ну что с того, что я с одной ногой??
Без глаза, безо лба и без мозгов???
Ну что с того, что я на слух тугой????
Ну что с того! Ну что!! Ну что с того!!!
Знаете, есть такой тип искусства, как… — я бы нарёк его «подноготным», исконно-исподним — что-то вроде былинных притчей: из глубины веков. Будто старенький замшелый домовой выполз из-под печки и рассказывает нам древние русско-арабские, монгольско-еврейские байки. А ещё поёт песенки, подыгрывая себе на балалайке. (Да-да! — о том поздней).
Примеров подобного, или «околоподобного», не счесть. Не буду мучать читателя отсылками в глубины сетевого Разума. Представлю лишь широко известную в узких кругах «народную поэтессу» — Светлану Кутузову-Желтову (в ВК у неё официальная группа). Но…
Тут есть одно «но». Сравнения с Чорным, конечно, никакого. Просто чувствуется лёгкая стилистическая схожесть в плане намеренно(!) кривых, точнее, «закривлённых» рифм, фразеологических недомолвок. Ассонансов.
Ещё одно «Но»…
Там, у Светланы, — трудятся профессионалы. Слишком долгое время она на виду — блистает на «сетевой сцене». И разумеется, пошли повторы-повторы-повторы. Т.е. наработанные с годами риторические приёмы вставляются в очередные шаблонные псевдо-«творения» — в расчёте на новую аудиторию. Ведь старая уже давно отвалилась от Кутузовой. Наевшись бубликов с некачественными (и уже не очень смешными) неформат-рифмами.
В данном же конкретном случае — всё по-иному.
Автор пишет от души. От души — смеётся. Прикалывается. Хохмит. Ну, натуральный деревенский баловень-домовой!
И то — зримо. Это — формально не ошибки, что мог бы допустить неопытный критик. А — преднамеренное футуристическое хулиганство: некий «дырбулщыл» на виражах: понимаете? — «Убеш щур / скум вы / со бу» (А. Кручёных).
В сей же ряд можно добавить блиставшую одну пору лирику Евгении Васильевой (с трагическим ликом пассию бывшего минобра А. Сердюкова). В пылу судебно-коррупционных распрей писавшей чудные вирши «от балды». Вмиг разлетавшиеся по Сети.
Тут же — опальный министр Улюкаев, публиковавшийся в достославном «Знамени». Я поругал тогда главреда у себя в блоге за нескромно слабые стихи.
И только потом понял — они не «слабые». Они — особые! Поразившись проницательному взору С. И. Чупринина.
С места в карьер
Кстати, у Шварца Чорного встречаются замечательные места: я их называю «гениальностями».
Что имеется в виду? Объясню.
По пунктам:
Речевые находки. Присущие поэтическим строкам, взывающим к импрессионизму-акмеизму-модернизму увертюры XX в. Футуризму-прогрессистам, упомянутым далеко не зря:
Называющийся злым поэтому.
Потому что молчу про этом…
Используются стилистически «правильные» контроверзы, схожие с грамматическими:
Я суров!
Я обманчив!!
Я андрогина!!!
Тут автор не употребляет феминитив «андрогиня», — что было бы ещё «куда ни шло»: хоть как-то понятно. Но — прилагает воображаемое существительное женского рода — «андрогина». Как бы вводя в свой личный вокабуляр чрезвычайно «неизведанное» слово. [Дорожка извека проторена В. Хлебниковым и иже с ним. Не ново.]
Юмор. Вполне достойный двух, трёхстиший В. Вишневского. Достойный незабвенных «Митьков». И вероятно, после сего объёмного представительного сборника автор перекинется на короткие смешные юморески. Что у него получается отменно.
Ночь. Улица. Фонарь.
Аптекманн.
*
Я мичманом служил во флоте,
А щас…
А щас где больше плотют…
*
Жизнь моя в дорогах,
Жизнь моя в пути —
Трудно быть здоровым,
Мать твою ити…
Притом что я сам вводил, «вмещал» в печать (в фед. СМИ!) такие нелогические морфемы как «щас», «деффчонка», «чессговоря», «посоны» etc.
Фантасмагоричность сегодняшнего времени — подобно 1920-м годам века XX-го — как бы принимает эту футуристически заумную направленность. Редакторы — понимают. Принимают и… Ставят новояз в печать. В жанровые вещи, естественно.
Интертекст. Странный пункт. Тем не менее сие так — в общей канве подборки действительно чувствуется отсылка к тени Шеллинга с проклятием всего и вся, приведшим к сумасшествию Чаадаева. И к Блоку с его неуёмными мифами о Скифах-нас. Психоделически-кубических оттенков мы уже касались…
Вообще стилистика Шварца Чорного крайне к лицу именно эпохе слома тектонических вех — фетовского «шлагбаума времён». Что мы ныне и наблюдаем, уважаемые господа. И проходим. Удивлённо проплывая в снах над пылающей Землёй. Пытаясь запечатлеть увиденное сверху — в творчестве.
В моей стране живёт народ.
Всё просто.
Холопы. Челядь. Смерды. Холуи.
В крови у них. И в коже.
Как короста.
Цари.
Царьки.
И прочие (…).
*
На Вас плис, а у меня сплин —
Суок… Суок…
Суоооок…
Красных оттенков глин,
Полон Адамов бок.
Красных оттенков шпрот,
Полон Адамов рот,
Выньм у него ребро,
Бог!
*
Пела Земля про любовь и раскаянье,
Про отречение.
А я стоял с выражением каменным,
И жрал печение…
Тема любви и страсти. И обоюдной, и одинокой. И однополой… Теме посвящён целый (немаленький) раздел. Шварц очень ярок в образах. Ярок и свеж в признаниях, отвержении. Смысловых агглютинативных фигурах. (Одномоментно с галлюцинаторными.)
Что видишь ты, видя мой бритый лобок?
Во мне есть талант, ты серьёзно подумай!
В Большом я бы лучшею был травести!!
Ну что ты стоишь, рот разинув, как дура?
*
А сейчас опять я рядом с Вами,
И смотрю на Вас во все глаза —
Из-за вас лежал я под трамваем,
Эдак восемь лет тому назад.
*
И с Сатаною
Чувство локтя,
Я ощущаю всё конкретней,
Но из небесной,
Светлой плоти —
Есть, между нами, всё же, третий…
От ассоциативных нелепостей авторское течение мысли плавно перетекает во вполне профессиональный ритм. В классически пятистопный ямб, например:
Я знаю, Что Господь пока прощает,
Я знаю, пусть пока тону в быту,
Что просит он на выход не с вещами,
Мозолями, добытыми в поту…
Я знаю, что боль сердца, кровь ладоней
Кому-нибудь нужны, ведь край души
Я променял на край земной юдоли,
И ради этой доли стоит жить…
Или:
Ты спишь где-то там,
На краю Ойкумены.
Желанная.
С небом повенчанная.
И нет у меня на тебя документов —
Лишь только любовь.
Бесконечная.
Или:
Кроваво-красный
Огромный диск
Над мёртвым полем.
Как сон повис.
В пыли скелеты, видны едва,
Оплавлен камень.
Черна трава.
Мат. Балуемся малёхо… Да, бывает, мат нужен в произведении, согласен. Присовокуплю как редактор нескольких изданий: сейчас с матом, тем более таким откровенным, никуда не прорваться. Вмиг зарубят. Скажем, меня в своё время забанил популярный фед. журнал за стихотворение Маяковского «Вам» про Северянина с ананасной водой.
Абсурдизм. Можно водрузить во главу угла. Добавить или разбирать тут — нечего. Абсурдизм он и есть абсурдизм. Это всё равно что сломать очередное копьё об очередной «Чёрный квадрат», — делая анализ «из ничего».
Это — Миктлантекухтли,
Карающей культёй,
Десницей простёртой,
Вас гладит по куйте,
Вас гладит по н’кабве
По н’кабве потёртой.
Вывод
Среди довольно массивного «бушующего» рукописного материала — от абсурда до классики — есть реальные жемчужины. Есть…
В качестве редактора снова могу предположить, мол, из всего представленного на зрительский суд текстового месива можно сделать хорошую подборку. И послать в столичный «толстяк».
Также соорудить вторую подборку: абсурдистско-митьковую, — чисто для души. С родненьким матюшком и приблудами-загогулинами. Которую стопро никуда не возьмут! Но сердце она будет греть непременно. И — долго.
Ещё не всё…
На
Там и великолепные симфонические зарисовки с диснеевскими мотивами. От имени некоего «Большого Симфонического Оркестра им. Лейбы Давидовича Троцкого (Бронштейна)». Фортепьянные. И песенное творчество. Раскрывающие литератора-композитора с совершенно другой стороны. Ещё более чётче, звонче показывая нетривиальный путь — пускай не «Лермонтова»-2 либо «Бернстайна»-3. Пусть…
Но — весёлого, забористо-задиристого литературно-бардовски талантливого забияки Шварца Чорного — абсолютно точно!