ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО — ЗДЕСЬ

[Посетитель (неразборчиво)].

Риши: Пожалуйста, возьми микрофон. «Что делать с…»?

Посетитель: Что делать с возникающими эмоциями? Я на самом деле чувствовала связь с ситуацией, которую ты описал: когда говоря что-то или делая что-то, что не нравится людям, и переживая, что особенно, в частности, я причиняю боль, когда я уверена, что веду себя из импульса, возникающего из чистого места, а люди не понимают и интерпретируют это так, будто я веду себя эгоистично или что-то в этом роде, и когда они злы или грустны из-за этого, я типа становлюсь зла на них. И что с этим делать? Отпустить? Наблюдать? Я не знаю.

Риши: В тот момент, когда это происходит, мы, говоря философски, можем так выразиться: «отпустить». Но что бы там ни было, оно там, потому что есть что-то такое, что тебе нужно понять. Понять не умом. Мое предложение – это оставаться в этих тяжелых эмоциях, но не принимать их личностно. «Это не мое, хотя это тяжело». Тут нет элемента отрицания, а есть элемент распознавания. «Это тяжело, но также это не мое, это не я. Это обстоятельства, и я не понимаю их полностью» (как я сказал предыдущему человеку). Почему? Потому что ты не контролируешь это. Если ты взаимодействуешь с другими существами, в этом есть элемент кармических отношений между всеми этими существами, и у тебя нет доступа к тому, чтобы понять, что именно проигрывается. Ты не знаешь, что тебе было сказано, и что сказала ты, и что ты переживаешь. И ты на самом деле не знаешь, что тут твое, а что их. Просто будь готова быть в танце и сохранять покой настолько, насколько это возможно. Это означает: быть в центре, чем бы ни было это переживание, но также признавать: «Это не мое. Это не я». «Это не определяет меня» – вот что я подразумеваю под «это не я». «Это не определяет меня». Да. Этого достаточно.

Посетитель: А когда эти тяжелые чувства в теле, что делать? Как… я не знаю, преодолеть…

Риши: Танцуй в неподвижности. Не преодолевай. Эта идея, что «я должен решить проблему, преодолеть что-то, изменить что-то, сделать это иным, спасти всех, заставить всех чувствовать себя лучше, заставить себя чувствовать себя лучше» — это корень отождествленности, это не мудрость Естества, это корень самоидентификации. И что мы делаем тут – это распутываем эту отождествленность. Так что знай, что здесь. Не убегай от этого. Но также и не беги к этому. Сохраняй неподвижность внутри себя, насколько это возможно. Ты делаешь это, замечая: эта эмоция тут, эта мысль тут, эта трудность тут, но я не есть все это. Я то, что видит все это. Это не очень легко делать, особенно поначалу, и особенно если то, с чем ты имеешь дело, это такая трудная эмоция, как гнев. Или грусть из-за того, что ты выглядишь дураком. Или… ты чувствуешь, что причинил вред кому-то… Но ни одна из этих историй не есть то, кто ты на самом деле. Это часть развертывания того, на что тебе необходимо посмотреть, что тебе необходимо увидеть, необходимо распознать. Но в этом нет делателя, который бы менял что-либо. Ты просто не знаешь, почему вещи возникли именно так, как они возникли, и лучшее лекарство – это сохранять покой внутри себя, наблюдая, глядя, переживая, чувствуя – до тех пор, пока оно не утихнет. Потому что единственная вещь, в которой ты можешь быть уверена, это: что бы ни возникло, оно имеет длительность только на определенный период времени. И потом оно спадает. Ничто из того, что возникает в уме, теле или переживании, не остается навечно. Все эти вещи приходят и уходят. Кто же ты? Тот ли ты, который приходит и уходит? Можешь обозвать это как хочешь – радость, счастье, гнев, уныние, грусть, — разве ты все эти вещи? Или ты то, что осознает эти вещи, эти эмоции, эти затруднения?

Если ты знаешь себя как то, что осознает, тогда то, что приходит и уходит, просто приходит и уходит. Оно может быть иногда вызывающим, но в этом нет твоей самоидентификации, твоя самоидентификация – это бытие, сознание, и это – фундамент само-исследования.

Я сказал об этом очень просто и очень бегло: это выглядит так-то, так-то и так-то. Потому что это легко – указать на это и сказать: это вот так, так и так. Это очень просто: так, так и так, делай так, не делай так. Это выглядит очень просто. Но одна вещь, которую мы все хорошо знаем: это не так уж легко, нам нужно иметь некий фундамент, некую стабильность. Поэтому: когда эти тяжкие моменты возникают – вот оно, время, когда нужно практиковать, время для исследования. Это не так, что мы должны прекратить то, что делали и тут же обратиться к исследованию. Мы просто поначалу останавливаемся и наблюдаем; остаемся внутри сложной ситуации, остаемся в моменте и наблюдаем, и не спешим сделать с этим что-то, что-то из этого извлечь, превратить это во что-то, принять что-то, отвергнуть что-то. Мы просто остаемся в покое, смотрим и видим, что же тут на самом деле разворачивается. И в конечном счете ты увидишь свою собственную мудрость.

И особенность такого рода трудных эмоций, которые ты упомянула (таких как гнев) в том, что они базируются на глубокой обусловленности и отождествлении с «Я такой-то» или с «Мне не нравится думать, что я такой». И эта обусловленность сидит глубоко, и поэтому ее специфика в том, что этот процесс требует некоторого времени. Поэтому нам просто нужно возвращаться к точке покоя, быть там, с этим вопросом, с этим распознаванием «кто я?», замечать, что осознаёт Здесь Сейчас, что осознает это – вот что есть я, не объект осознавания, а само осознавание. И этот новый способ восприятия изменит нас. И мы должны быть готовы принять эту перемену, обнять ее, хотеть ее. Но при этом знать: то, что мы делаем – это мы не меняем что-то, а просто распознаем кто мы есть. Потому что я не хочу вовлекать вас в игру, будто у вас есть проблема, которую вам надо решить, сделать что-то, изменить то, кто вы есть, изменить свой стиль жизни, изменить местожительства. Все это – отвлечение вас от распознавания и осознавания, что вы Здесь Сейчас. Разве нет? Ты здесь. Да?

Посетитель: Кажется, что есть мысль, что я должна чувствовать себя очень хорошо, если я распознаю себя. Что я должна чувствовать себя широкой, открытой, любящей и все остальное…

Риши: Да, это просто очередная иллюзия, которую ум выдвигает и пытается настаивать на том, будто ты не пробуждена и что если бы ты была пробуждена, то ты должна чувствовать то-то и то-то, знать то-то и то-то, и это будет похоже на то и это. Это просто знак, что ты обменяла свое прежнее верование, что счастье случится в миру, на верование, что твое счастье случится на твоем духовном пути. Видишь ли, это просто еще одна система убеждений. А что, если ты ни во что не будешь верить? Что, если ты просто Здесь Сейчас, радикально Здесь Сейчас?

Если я скажу тебе: ты осознаёшь?

Посетитель: Да. Но я не счастлива. (Смеется.)

Риши: А, да, это может быть правдой – то, что это «я» не счастливо в этот момент. Но это «я» — это не Я Естества. Это «я» — это «я» эго. «Я не счастлива» — то есть некий аспект этого тела, ума или мира этого тела-ума имеет это восприятие, основанное на особенностях обусловленности, что: «я», маленькое «я», не счастливо. Но разве кто-то давал гарантию, что «ты» будешь счастлива? Я говорю об этом в шутливом тоне, но пойми, что это две разные вещи – истинное счастье и вера в то, будто это «я» может быть счастливо. Оно просто не может быть счастливо. Но если ты отворачиваешься от «я» и идешь к тому, что осознает, с помощью вопроса «кто я?», или «что я?», или «осознаю ли я?», — по мере того, как ты вновь и вновь поворачиваешься к этому источнику и спрашиваешь: «Каков источник моего переживания?», интересная вещь заключается в том, что ты найдешь счастье, которого ты ищешь в теле-уме. И при этом у тебя все еще есть тело-ум. Но это счастье, которое ты чувствуешь и которое за пределами переживания тела и ума, не означает, что твое тело не заболеет и что твой ум не будет чем-то обеспокоен, и что твои эмоции не будут загораться время от времени. Это все еще может происходить. Потому что у такого рода обусловленности есть инерция. Но каждый раз, когда ты возвращаешься к самому осознаванию – к тому, что осознает и что есть Здесь Сейчас – и ты глубоко укореняешь себя в этой позиции, то тем самым ты подрежешь корень этой обусловленности, и вскоре это дерево упадет, потому что даже небольшой удар маленьким топориком по корню большого дерева постепенно становится причиной того, что это дерево падает. То есть я не говорю, что это случится быстро (хотя это может быть так), но – это случится. Не потому что я так говорю. А потому что вы здесь сидите. Это знак вашей твердой решимости реализовать в этой жизни то, кто вы есть. Имейте веру в эту решимость. На чем бы ни фокусировался ум в течение многих недель, месяцев, лет или десятилетий, это постепенно приносит свои плоды. Ум имеет в этом силу. Но это также причина, по которой мы не хотим фокусироваться на маленьком «я». Как ум. Если я приму, что то, что говорит этот ум, это и есть я, тогда я ограничен этим. Поэтому я предлагаю вам знать, что вы осознаёте. При любых обстоятельствах. И не выстраивайте по этому поводу никаких суждений. Какими бы ни были обстоятельства, тебе не требуется ни от чего избавляться, ничего исправлять, решать проблемы, делать что-то. Тебе требуется оставаться осознающим. В этом безграничном пространстве осознавания, если и есть некое решение, которое должно случится с какой-то конкретной проблемой, или какие-то отношения должны как-то переключиться, это случится. Через тишину. Через пребывания в покое.

Посетитель: Привет!

Риши: Здравствуй.

Посетитель: У меня вопрос довольно практический, касательно дисциплины и присутствия. Ты говоришь о важности того, чтобы быть присутствующим в каждый момент. Это как главная цель. Но, скажем, в нашей повседневной жизни у нас есть какие-то…

Риши: Могу я прервать тебя на секунду?

Посетитель: Да, может «цель» не очень правильное слово…

Риши: Я просто хочу прояснить для всех: когда я говорю о присутствии, я говорю о бытии, а не о каком-то «я», которое присутствует. Это тоже аспект духовной практики, особенно в таких традициях, как буддизм. Там есть «я», которое должно оставаться внимательным и присутствующим в каждом моменте. Это не то, о чем я говорю. Потому что в этом поддерживаются субъектно-объектные отношения – там есть «я», который делает что-то, с чем-то. Но то, о чем я говорю, это здесь-сейчас-ность, которая имеет такую главную характеристику, можно сказать, как естественное присутствие, но там нет «меня», который остается внимательным или присутствующим. Окей…

Посетитель: Окей, но наш способ воспринимать это связан со «мной», верно? И в ходе повседневной жизни у нас есть некоторые вещи, которые мы должны делать, потому что это хорошо для нас с точки зрения дисциплины. Например, наша медитация, наша практика. Или это может быть наша работа. И мы распознаем в этот момент, что это — «я», но также это и осознание, что «меня» там на самом деле нет. Мы должны выполнять эту задачу, но мы знаем, что даже если попытаемся, мы не полностью присутствуем. И если мы делаем что-то в первый раз, что-то, чего раньше не делали никогда, присутствовать в моменте проще, так? В этот момент, когда ты типа как знаешь, что не можешь быть там полностью, но ты должен, имеет ли смысл все равно продолжать делать, например, свою медитацию, или практику, или работу, даже если ты не полностью там? Или лучше просто сказать: окей, я не могу…

Риши: Правильным подходом к этому будет позволять вещам происходить так, как они происходят, без вторжения «меня» в это. Если ты говоришь «я на самом деле не вполне там», ты говоришь не об осознанности, а о «я-йности». Итак, если вещи происходят, и они происходят адекватно, и в этом нет нужды в «я», тогда очень хорошо. Не отправляйся на поиски «я». Это «я» говорит: «Я должен практиковать». Это как раз «я»-субъект, о котором я говорил. Ты полагаешь, что тебе нужно вовлечь это «я» в естественную деятельность – будь то работа, медитация или что-то еще. Чтобы знать, что это происходит. Я утверждаю, что в этом нет необходимости. Просто позволь этому действию продолжаться.

Посетитель: А если ты понимаешь, что часто погружаешься в мысли?

Риши: «Кто думающий?» Это простейший способ вернуться в исследование. Не спорь с мыслями и не осуждай себя, потому что ты увидел, что на какое-то время был отвлечен мыслями. Как только ты задаешь вопрос «Кто думающий?», естественным образом приходит ответ «Я», и тогда снова приходит исследование «Кто этот Я?» И теперь ты не пойман в какую-то линию думания, и ты не осуждаешь переживание тела-ума как неправильные или неверные в силу того, что ты был отвлечен мыслью. Ты теперь здесь снова. Как осознавание, бытие, сознание. Я здесь. Я был потерян, а теперь я вернулся. Хорошо. «Теперь я вернулся» – вот акцент, а не то, что «я был потерян». Как только ты осознал… тебе не нужно даже проходить через все это, я просто показываю тебе всю цепочку мыслей, которая может быть, но тебе не требуется проходить через всю цепочку. Ты можешь просто сказать: «Я был потерян». И если ты признаешь из своей мудрости сердца, что в тот момент, когда ты услышал в уме эту мысль «я был потерян», ты теперь найден, и тебе ясно, что ты вновь вернулся в Здесь Сейчас – брось теперь все это и просто продолжай, делай то следующее, что нужно делать.

Ключ – это возвращаться и возвращаться, а не подсчитывать, сколько раз в день ты теряешься.

Посетитель: Для людей, которые все еще практикуют присутствие, иногда внешне очень важно, присутствуешь ли ты или нет. Скажем, вот ситуация, в которой я что-то делаю, и может я снова обнаруживаю себя потерянным, и я знаю, что если я делаю что-то, что за пределами моей рутины, то это не случится…

Риши: Сложность с таким подходом следующая: если ты думаешь, что удержишь себя от того, чтобы теряться, если будешь каждый раз делать что-то новое, потому что это заставляет твое внимание фокусироваться, ты проведешь свою жизнь в постоянной погоне за новыми опытами. Вот такая тут сложность. Это ненадежно. Вот почему с точки зрения адвайты, с точки зрения исследования, инструкция не «найди что-нибудь новое», инструкция – «стоп». Стоп. Приди к недвижимости, используя этот инструмент «кто я?» или «Я осознаю», замечая и полностью воплощая осознание. И мы не говорим тут о ментальном переживании типа: «Я осознаю, и я смотрю на свой ум, и говорю, что я осознаю…» Мы говорим о целостном телесном переживании: «Я Здесь. Я Сейчас». Что Здесь Сейчас? Я. Кто Я? О чем я говорю, когда говорю «Я»? Это процесс пребывания в недвижимости в этот момент и быстрого прихода к ясности – «Я Здесь. Я Сейчас». Не искать что-то для перефокусировки внимания. Потому что, судя по твоему описанию, ты уже заметил, что ты можешь перефокусировать внимание. Ты можешь сделать это через медитацию, через внимание к дыханию, через какой-то новый опыт… Ты можешь сделать это несколькими разными способами. Перефокусировать внимание. Но бытие-сознание – это не фокусировка внимания. Фокусировка внимания – это аспект ума. Полезный, но аспект ума. Бытие-сознание – это безбрежная осознанность. Которая непоколеблена ничем, что двигается через нее. Вот разница. Если ты пойдешь в направлении всевозрастающей фокусировки, это всегда будет обрушиваться. Сам Будда сказал: если ты следуешь пути концентрации, ты в конце концов будешь должен следовать пути Джана, переживания безбрежности. Реализация приходит, когда эти два пути совмещены, и ты распознаёшь, что концентрация и расширение – это в некотором роде одно и то же. Но это не интеллектуальная или философская беседа. Это указатель в направлении экспириенса распознавания и реализации.
Просто пойми, что в определенные моменты реальная возможность для тебя – это быстро переместиться прочь от забывчивости в более присутствующую осознанность, используя инструмент концентрации, но в конечном счете, как я уже сказал раньше, понять, что духовная жизнь – это путь поражений. Это так же верно и в отношении практик концентрации, практик медитации, субъектно-объектных отношений. Все это обречено на провал. Так что просто прими это, и знай, что есть нечто другое. Откройся, когда ты думаешь, что должен закрыться. Откройся, приди в саму осознанность «Я Здесь Сейчас. То, что осознаёт, — Здесь Сейчас». И откройся. Ты уже в ясности, что еще тебе нужно?! Я понимаю, что несколько минут назад, две минуты назад, одну минуту перед этим, за пять минут до этого, за десять минут до этого – ты был в забытьи, я понимаю это. Не считается! Хватит считать. Я осознаю. Здесь Сейчас. Один. Я осознаю. Здесь Сейчас. Два. Я осознаю. Здесь Сейчас. Как экспириенс всего тела. Три.

Посетитель: Скажем, погоня за новыми переживаниями в этом случае – это, можно сказать, возможность срезать путь, для того, чтобы помочь себе быть осознающим, но мы не должны полагаться на эту возможность…

Риши: Нет, потому что в конечном счете это не даст тебе переживание, которое приведет к распознаванию Естества. Потому что в распознавание Естества нет никого, кто бы за чем-либо гнался. Вот что такое распознавание Естества. Так что просто пусть тебе будет очень ясно: используй любые инструменты, которые тебе нужно использовать в моменте, но понимай, что в конце все инструменты придется отложить. Потому что ты играешь в сфере маленького «я», в сфере ума, в сфере «моего». И что бы ты ни делал в этой сфере, это даст тебе временное избавление – от этой беседы в уме, которая гласит: «Я опять провалился». Но в конечном счете ты откроешь, что нет никого такого, кто имеет чувство успеха или поражения. Есть просто Бытие-Сознание, и в Бытии-Сознании все это есть То. «Я есть То» — вот тот экспириенс, к которому ты идешь.

Посетитель: Окей, спасибо.

Риши: Да. Продолжай идти. Из того, как ты задаешь такой вопрос, видно, что здесь присутствует мудрость, которая уже есть. Я не думаю, что ты ее видишь, не думаю, что ты ее уже распознаешь, эту мудрость, которая уже ведет тебя. Это не твой ум. Так что еще раз: доверься. Всегда возвращайся к этому доверию, что только по одной причине ты можешь сейчас сидеть у стоп Аруначалы. Ты сам этого не сделал. Тебя призвало к этому. Так доверься этой мудрости, которая привела тебя сюда. И распространи это на каждую ситуацию, в которой ты оказываешься. С тобой все будет в порядке.

Очень хорошо. Очень хорошо.

Продолжайте свое глубокое смотрение. Сердце мудрости внутри вас. Я только указываю дорогу. Я не могу пройти по ней за вас. Но эти сегодняшние вопросы – хороший признак, они – знак того, что вы смотрите в правильном направлении. Так что продолжайте смотреть. Придите к недвижимости, будьте в покое. И я не имею в виду «остановите свои мысли» или «заставьте себя перестать думать». Я имею в виду: смотрите достаточно глубоко, чтобы понять, что внутри вас есть некий покой, некая неподвижность. Даже если она видна там только на короткое время. Продолжайте возвращаться к ней. К тому, что осознает Здесь Сейчас. Вы есть То.

Хари Ом Тат Сат.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ: САТСАНГ ВТОРОЙ: «ОШИБОК НЕТ»

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: