ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ПЕРЕОДЧИКА — СМ. ЗДЕСЬ.
ШЛОКИ МЕДИТАЦИИ-ПОСВЯЩЕНИЯ И ГЛАВА 1 — СМ. ЗДЕСЬ
ГЛАВА 2 — СМ. ЗДЕСЬ
ГЛАВА 3 — СМ. ЗДЕСЬ

Внимание! На «Переменах» опубликованы Предисловие и первые четыре главы «Бхагавад Гиты». Полностью она доступна, например, здесь а также (в бумажном варианте) здесь.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Джняна-карма-санньяса-йога. Йога отречения от действий через Знание

4.1
Всеблагой сказал:

Эту йогу, бессме́ртное Зна́ние,
Я откры́л богу-со́лнцу Вива́свану,
а Вива́сван дал Ма́ну ее,
праотцу́, а тот – сыну Икшва́ку.

4.2
Так от сы́на к отцу́ между риши-царей
эта йо́га дава́лась в тради́ции,
но с века́ми утра́тилось Зна́ние
и почти́ что исче́зло из ми́ра.

4.3
Ты Мой дру́г, и ты лю́бишь Меня́,
и поэ́тому дре́внее Зна́ние
Я сего́дня тебе́ открыва́ю —
сокрове́нную, вы́сшую, я́сную йо́гу!

4.4
Арджуна сказал:

Но ведь ты́ роди́лся неда́вно,
а Вива́сван – дре́вний бог-со́лнце!
Как же мо́г ты учи́ть его йо́ге?
Как-то э́то мне непоня́тно.

4.5
Всеблагой сказал:

Много ра́з мы рожда́лись, Арджу́на!
И Я зна́ю все э́ти рожде́ния,
но не зна́ешь их ты́, о сжига́ющий
всех враго́в своих бе́з сожале́ния!

4.6
И хотя́ никогда́ не рожда́лся Я
и всегда́ остаю́сь неизме́нным
Естество́м всех суще́ств, Богом я́вленных,
силой ма́йи свое́й воплоти́лся Я.

4.7
И по су́ти всегда́, каждый ра́з,
когда пра́ведность та́ет в ми́ре
и расте́т непра́ведность, Бха́рата,
вновь явля́юсь Я лю́дям в фо́рме.

4.8
Для защи́ты того́, что пра́ведно,
чтобы зло́ на корню́ уничто́жить
и добро́ укрепи́ть, воплоща́юсь Я
в нужный ча́с – из эпо́хи в эпо́ху.

4.9
Тот, кто зна́ет э́ту боже́ственность
Моей жи́зни, дея́ний Мои́х,
не роди́тся, оста́вив те́ло,
а приде́т, Арджу́на, ко Мне́!

4.10+
Погрузи́вшись в Меня́, изба́вившись
от пристра́стий, и стра́ха, и гне́ва,
отдава́я всё Мне́, причаща́ясь
огне́м Зна́ния, ста́ли Мно́й мно́гие.

4.11
Кто бы в че́м ни узре́л Меня, Па́ртха,
этим Я́ для него́ становлю́сь.
Все доро́ги веду́т ко Мне́,
все жела́нья – жела́нья Меня́!

4.12
Тот, кто хо́чет успе́ха дости́чь
в своих де́йствиях зде́сь, на земле́,
соверша́ет бога́м подноше́ние –
та́к успе́х достига́ется бы́стро.

4.13
На осно́ве трех гу́н и для де́йствий,
суждено́ прояви́ться кото́рым,
сотвори́л Я четы́ре ва́рны*,
но вне де́йствий Я са́м, в поко́е.

* Касты, — прим.пер.

4.14
Во Мне де́йствия не́ оставля́ют
ни следа́, ведь плодо́в не ищу́ Я.
Тот, кто зна́ет Меня́ таки́м,
то́же де́йствиями не зако́ван.

4.15
Зная э́то, и́здревле те́,
кто свобо́ду иска́л, не гнуша́лись дела́ми.
Так и ты́, по приме́ру дре́вних,
делай то́, что до́лжен ты де́лать.

4.16
Что есть де́йствие, а что недея́ние?
Даже му́дрые то́чно не зна́ли.
Я скажу́ тебе пра́вду о де́йствиях,
ее зна́я, от страда́ний изба́влен ты.

4.17
Чтоб пости́чь, что тако́е де́йствие,
что тако́е де́йствие вре́дное,
и что мо́жно назва́ть недея́нием,
нужно Зна́ть: пости́чь невозмо́жно.

4.18
Кто в неде́йствии видит де́йствие,
и кто в де́йствии видит неде́йствие,
тот мудре́ц средь люде́й и йо́гин —
его де́йствия всесоверше́нны.

4.19
Тот, кто де́йствует без жела́ний,
без наме́рений и ожида́ний,
чьи дела́ все горят огнем Зна́ния,
тот зове́тся поистине му́дрым.

4.20
Кто прости́лся с привы́чкой де́йствовать
ради вы́год, тот са́мо-доста́точен,
не зави́сит ни́ от чего́,
даже в де́ле – он всегда́ в недея́нии.

4.21
От жела́ний свобо́дный, ум себе́ подчини́вший
и себя́ самого́, от всего́ отказа́вшийся,
ничего́ не име́ющий, де́йствия все́
соверша́ет лишь те́лом, без вреда́ и греха́.

4.22
Благода́рный всему́, что прихо́дит,
вне дуа́льности о́н и вне за́висти,
ни успе́х, ни прова́л не важны́ ему.
Кто дела́ми не свя́зан – тако́в.

4.23
Для того́, кто свобо́ден, в ком у́мерли стра́сти,
и чей у́м утверди́лся в Зна́нии,
и чьи де́йствия все́ – подноше́ние Бо́гу,
карма вся́ растворя́ется в Нём.

4.24
В каждом де́йствии – Бра́хман, подноше́ние – Бра́хман,
принося́щий – сам Бра́хман, и же́ртва – сам Бра́хман,
и ого́нь – это Бра́хман, принима́ющий – Бра́хман,
в каждом вздо́хе лишь Бра́хман для того́, кто сам Бра́хман.

4.25
Кто отде́льность от Бо́га чу́вствует,
свои же́ртвы бога́м посвяща́ет.
А други́е же йо́гины в пла́мени Бра́хмана
растворя́ют себя́ и все́ де́йствия.

4.26
Есть таки́е, кто же́ртву прино́сит
на огне́ обузда́ния чу́вств,
для други́х же все ве́щи ми́ра –
лишь Еди́ный, а чу́вства – алта́рь.

4.27
А в ины́х, в ком Зна́ния пла́мя
возгоре́лось ясне́е я́сного,
все дея́ния чу́вств и сил жи́зни
отдаю́тся во вла́сть Естества́.

4.28
Кто́-то Бо́гу подно́сит иму́щество,
кто – аске́зу и пра́ктику йо́ги,
а други́е – по́двиг чте́ния,
постиже́ния свяще́нных Писа́ний.

4.29
Есть таки́е, кто ка́ждый свой вы́дох
отдае́т непосре́дственно вдо́ху,
или те́, кто в свято́й праная́ме*
в каждом вы́дохе же́ртвует вдо́х.

* Управление жизненной энергией, праной, посредством специальных дыхательных техник, — прим.пер.

4.30
Есть и те́, кто посре́дством дие́т
регули́рует то́ки жи́зни.
Все они́ соверша́ют же́ртву,
очища́я себя́ от скве́рны.

4.31
Кто вкуша́ет оста́тки же́ртвы,
пьет некта́р бессме́ртного Бра́хмана.
Этот ми́р не для те́х, кто не хочет дава́ть,
а други́е миры́ и пода́вно.

4.32
Все опи́саны в Ве́дах, даро́ванных Бра́хманом,
эти спо́собы подноше́ний,
все они́ родили́сь из де́йствия.
Действуй та́к, и ты бу́дешь свобо́ден.

4.33
Выше спо́собов э́тих – оди́н лишь:
сжечь неве́денье в чи́стом Зна́нии.
О сжига́тель враго́в, все де́йствия
достига́ют верши́ны в Зна́нии.

4.34
Будь в прису́тствии Зна́ющих, поклоня́йся, служи́ им,
задава́й им вопро́сы, получа́й указа́тели,
в самом се́рдце свое́м указа́телям сле́дуй —
обрета́ется та́к то бессме́ртное Зна́ние.

4.35
С этим Зна́нием бо́льше не бу́дешь ты
никаки́м заблужде́ньям подве́ржен,
и тогда́ в Себе́ и во Мне́
ты уви́дишь все́х Естество́м.

4.36
Будь ты са́мый отъя́вленный гре́шник,
этот гре́х смыт Зна́нием Е́стьности.
На паро́ме Зна́ния смо́жешь
переплы́ть океа́ны бе́дствий.

4.37
Как в пыла́ющем пла́мени дотла́ все сгора́ет,
превраща́ется в пе́пел, навсегда́ исчеза́ет,
так и ка́рма, Арджу́на, превраща́ется в пе́пел
в чистом пла́мени Зна́ния своего́ Естества́.

4.38
В этом ми́ре не́т ничего́,
что очи́стит лу́чше, чем Зна́ние.
Тот, кто йо́ге себя́ посвяти́л,
открыва́ет со вре́менем Зна́ние.

4.39
Тот, в ком е́сть наивы́сшая ве́ра,
обрета́ет Зна́ние вы́сшее;
погрузи́вшись в Него́ всеми чу́вствами, о́н
достига́ет мгнове́нно поко́я всевы́шнего.

4.40
Ждет поги́бель того́, в ком нет ве́ры,
кто леле́ет сомне́ния и чье зна́ние ло́жно.
Ни в одно́м из миро́в нет ни ме́ста, ни сча́стья
для того́, кто по́лон сомне́ний.

4.41
Кто все де́йствия Бо́гу вручи́л,
чьи сомне́нья исче́рпаны Зна́нием,
кто в свое́м Естестве́ утверди́лся,
больше ка́рмой то́т не зако́ван.

4.42
Так что Зна́ния ме́ч-кладене́ц
ты возьми́, и у́зел сомне́ний,
порожде́нный неве́деньем, разруби́ в своем се́рдце,
пробуди́сь ото сна́ и пребу́дь в этой йо́ге!

ОМ ТАТ САТ
Так в этом святом Писании, именуемом «Бхагавад Гита»,
содержащем самую суть Упанишад,
в котором явлено Знание Брахмана и наука Йоги
в виде диалога между Шри Кришной и Арджуной,
заканчивается четвертая глава, названная
«Йога отречения от действий через Знание».

Внимание! На «Переменах» опубликованы Предисловие и первые четыре главы «Бхагавад Гиты». Полностью она доступна, например, здесь а также (в бумажном варианте) здесь.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: