Наш постоянный автор философ Роман Шорин выпустил свою вторую книгу — «Невидимая невидимость невидимого». В ней он продолжает следовать своему кредо, которое можно сформулировать как «имею смелость строить свою собственную философию».

Кому-то название покажется витиеватым, однако автор заложил в нем четкую и конкретную идею. А именно идею о ложности таких широко распространенных понятий как «непостижимое», «непознаваемое», «неопределимое». Вспомним, к примеру, философа Семена Франка, утверждавшего, что в непостижимом постижима по крайней мере его непостижимость. Роман Шорин с этим категорически не согласен. «Ведь если хотя бы коготок увяз — всей птичке пропасть», — напоминает он старинную пословицу. И продолжает: если вы поименовали что-то как «неопределимое», вы уже с ним более или менее определились.

«Невидимая невидимость невидимого» — это сборник эссе, которые сам автор называет скетчами, позаимствовав это понятие из области изобразительного искусства. Особенность скетча в том, что он выглядит как набросок, однако является самостоятельной, законченной работой. «Как похожему на набросок скетчу многое прощается», — замечает Роман Шорин.

Кроме того, философские зарисовки, по мнению автора, наиболее оптимальный жанр для живого философствования. Да, это мазки, это попытки, это приближения, которые подчас лишь отдаляют, но рассчитывать на большее не приходится. Ведь философия содержится не только и не столько в сказанном, но и в намеках, в умолчаниях или в том, выразить что не удалось. Есть такая своего рода байка. Людвиг Витгенштейн сказал кому-то, что его «Логико-философский трактат» — сочинение в двух томах. «А где же второй том?» — удивился собеседник. «Он есть, но он возможен лишь как ненаписанный», — был ответ.

Органичен для автора и жанр философских диалогов, которые также представлены в книге. При этом философ отнюдь не сторонник подхода, настаивающего на диалогической природе бытия. По его мнению, если коммуникация и хороша, то исключительно тем, что ее стороны могут иногда приходить к такой согласованности, когда они перестают быть сторонами, поскольку разделяющая их черта исчезает, отпадает за ненадобностью. Диалог состоялся, когда его участники открылись друг другу и слова больше не нужны. Если же этого не произошло, значит, диалог оказался трепом и болтовней.

Главный редактор «Перемен» Глеб Давыдов недавно высказался о трудах Романа Шорина так: «Роман Шорин – один из немногих авторов, кого читать всякий раз интересно. Для него характерен совершенно естественный поток мысли, пронизанный очень саттвическим качеством — качеством прозрачности и ясности. Это, вероятно, редкий современный философ, который действительно приближается к озарениям и прозрениям истинной философии — будь то древнегреческой (Парменид, Сократ) или же древнеиндийской (Ади Шанкарачарья, Вьяса). Через дверь размышлений пройти в истинное Бытие нелегко, и если это все же становится возможным, то только для тех, чей интеллект через какое-то божественное вмешательство приблизился к своей первозданной чистоте. След этого вмешательства в текстах Романа Шорина ощущается явственно».

В своем новом релизе философ развивает подходы, заявленные в его первой книге «Метафизика целого и части». По-прежнему он пишет так, чтобы его мог понять буквально любой читатель. При этом автор не только ничего не упрощает, наоборот, устраивает своего рода интеллектуальные провокации, побуждая читателя стряхнуть с себя морок привычек и шаблонов восприятия.

Почему бесконечности не нужно знать, что она — бесконечность? В чем ошибочность выражения «наслаждаться покоем»? Почему нам не дано понять простого факта, что не все может быть понято? Чего ждет от нас истина: чтобы мы ее познали или чтобы мы ей открылись? Неожиданна уже сама постановка вопросов. А ведь автор еще и дает на них свои ответы… В общем, рекомендуем и представляем вашему вниманию эссе из новой книги Романа Шорина. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: