Ко мне попали mp3-файлы лекций философа и востоковеда Александра Пятигорского, учителя той самой Елены Молодцовой, про книжку которой я недавно писал. Это сила. Человек настолько выразительно рассказывает про Индию, буддизм и философию – как современную, так и древнюю, что душные аудитории превращаются в… Ладно, не будем о превращениях, хотя представляется, что именно о них Пятигорский и говорит постоянно в этих своих лекциях – даже когда речь заходит о каких-то совсем уж теоретических концепциях, не имеющих с нашей жизнью, казалось бы, связи. Конечно, это магия.

Пятигорский то и дело наезжает на Сартра, Фрейда и Маркса, хвалит Ницше и вскользь дает понять о том, в какой жопе Россия сейчас находится. Это довольно забавно. Но в целом лекции эти представляют собой доходчивое изложение основных философских концепций буддизма и исторических индийских реалий, в условиях которых буддизм возник.

Пара произвольно выбранных цитат + ссылки на файлы лекций:


«В первой проповеди Будды вводится два важнейших понятия. Мы их сейчас усвоим на ходу. Первое понятие очень простое. Поскольку вся реальная жизнь сознания по первой проповеди сводится к движению от нормального вульгарного сознания к своего рода сверхсознанию, возникает центральное понятие буддизма – «путь» — «патха», почти как по-русски (не забывайте, что русский язык — это диалект санскрита, запоздалый). Или «марга» (другой вариант). Концепция «пути». Я специально половину сегодняшнего разговора посвятил антропологии. И вот первое различие, которое вводится в антропологическую буддийскую концепцию – это не различие между индийцами и китайцами, между этим кретинским западом и востоком, даже не между рабами и господами. А различие между теми, кто на пути (то есть теми, кто хочет выйти из этого состояния «нормальности») и теми, кто не на пути. Кто на пути «дхармы» учения Будды… и теми, кто не на пути.

Путь это не просто то, что идет от точки А к точке Б. Путь имеет самостоятельный смысл. То есть – пребывание на пути означает особое состояние пребывающего в отношении вечной вневременной дхармы.

…Человек, который преодолел свою вульгарность, выделен в особый класс, который называется «благородный». На санскрите – ариец (ариа). Если до буддизма арийцем называли того, кто совершает все ведийские обряды, то Будда ввел новый смысл слово «ариец». Ариец – это тот, кто полностью ушел от вульгарности среднемыслящего человека, то есть человека, которого мы называем «нормальным».

…Первой неантропологической философией в истории была философия буддизма. Согласно которой дело не в человеке. А в сознании. Человек – это одно из состояний сознания. Бог – другое, дух – третье, животное – четвертое…

…Как вы уже знаете, буддизм не задержался в Индии. Чуждость всему — индийской культуре, индийской религии, индийской философии — стала рано выталкивать буддизм. Заметьте, дамы и господа, никто и не думал его тогда преследовать. Просто он там был чужой. Дамы и господа, простите мне мою субъективность, но уверяю вас, и для сегодняшнего дня, и не в Индии, а в Москве все истинно великое — чужое. Все свое — сомнительно, оно не может быть великим, оно может быть только временным и местным.

…Что такое «благородный»? Это позиция. Это срединность. Особая позиция, которая дает возможность сознанию человека уйти от вечной дихотомии — «хорошо-плохо», «правильно-неправильно», «да-нет», «гибель-спасение», «победа-поражение». Мышление в таких терминах мешает сознанию, Будда называл такое мышление «вульгарным». Вульгарно это значит «как у всех». Если твой сосед разделяет твою точку зрения, ты уже должен усомниться. Истина может возникнуть в данный момент только в одной голове…

Арий это тот, кто вышел на путь срединности…»
Александр Пятигорский.
Четыре лекции по философии буддизма.

Первая лекция.
Буддизм – религия и философия древнеиндийской интеллектуально-аскетической элиты.
1. Религия и философия; два лица и две стороны так называемого раннего исторического буддизма. Что такое исторический буддизм?
2. Отрицание историзма как уход от истории своей страны и истории мира в целом. Уход – определяющая черта буддийского аскетизма.
3. Древнеиндийский интеллектуализм как способ радикального изменения своей собственной, личной, и одновременно общественной жизни индивида.
4. Буддизм как радикально новая (для древней Индии) версия религии.

Вторая лекция.
Срединность – первая аксиома буддийской философии.
1. Понятие и категория срединности в древнеиндийской философии.
2. Срединность – высшее философское состояние мыслящего человека.
3. Благородный Восьмеричный Срединный Путь как исходная позиция любого философствования в буддизме, межкомнатные деревянные двери
4. Что такое «Благородный»?

Третья лекция.
Буддизм – философия страдания и избавления от страдания. Страдание – вторая аксиома буддийской философии. Четыре истины о страдании.
1. Аксиома страдания. Страдание в буддизме является бытийным, а не субъективным психологическим состоянием. Объективность страдания в буддийской философии.
2. Кто или что страдает? Понятие субъекта, индивида и личности в буддийской философии.
3. Ранние наметки буддийской философской антропологии.

ЗАПИСЬ С ЛЕКЦИЙ в формате МР3

Лектор имеет обыкновение двигаться, потому качество записи не совсем ровное местами, но в целом совсем не плохо, всё слышимо. Запись — октябрь 2006 года.

Лекции лежат здесь

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: