Сахар, новокаин и сладкое стекло
11 октября, 2011
АВТОР: Елизавета Коежева
О новой поэтической книге Алексея А. Шепелёва
Алексей Шепелёв известен сейчас как писатель-нонконформист, автор романов «Maxximum exxtremum», «Echo», повестей «Утренний закат» и «Кгыышфт Вшытундф-ТВ», начинал он как поэт, причём как «поэт-авангардист, напрямую работающий со звуком». Первая книжка стиховорений «Novokain ovo» вышла в 2001 году в Тамбове тиражом 120 экз. С середины 90-х А. Шепелёв много писал стихов, активно участвовал в акциях объединения поэтов-авангардистов и исследователей авангарда «Академия Зауми», в основном в Тамбове, где он жил. Здесь он создал своё объединение «Общество Зрелища», творениями коего стали как произведения литературные, так и музыкальные, а также на стыке жанров и видов искусств (так называемые радиопостановки). «ОЗ», провозгласившее концепцию искусства «дебилизма» или «радикального радикализма»,
Поэтом радикальной эстетики Шепелёв остаётся и в своём индивидуальном, «внеобщественном» творчестве. Сейчас он, по его собственному признанию, стихов не пишет «уже года с 2007 совсем», поскольку «видно, всё, что хотел написать, уже написал, и поэтическое видение и чувство покинули меня… или может как-то мутировали в визионерско-ревизионистское зрение и долгое дыхание романиста». Тем не менее, летом нынешнего года в серии «Поэзия в действии» проекта «Русский Гулливер» у писателя вышла вторая книга стихов «Сахар: сладкое стекло», в которую вошли поэтические тексты 1997—2007 гг.
«В его стихотекстах мы находим массу всего: социальную лирику, философскую, любовную, даже политологическую (например, яркая Радуга Евразии). Но все это написано иначе, даже не то что другими словами, хотя и другими тоже, а другими синтакто-синтагмо-парадигматическими средствами…» — пишет в предисловии к сборнику Сергей Бирюков.
«Фонетика в его книге выходит за собственные рамки, — рецензирует книгу Евгения Риц в журнале Воздух» (№2-3, 2011), — становится морфологией, преобразует не только мир звучащий, но и мир зримый. Слова сливаются и оборачиваются новыми сущностями, это вузовский учебник языкознания вывернут от самого корешка, ранит остриями страниц, и сам – сплошная рана. Поэзия Шепелёва интеллектуальна, но отнюдь не высоколоба, не безжизненна. «Сахар: сладкое стекло» оказывается хороводом массовой культуры, плотным и потным, объектом для насмешек, экзистенциального дистанцирования и вынужденного, до зубовного скрипа, приятия – никуда не денешься от мёртвого Че на собственной майке, от бритой Бритни Спирс после олсо секса, от кроваво-попсового Мерелина Менсона. Но и современная культура, как уж ни на есть, только фон, антураж для героя.
Мир книги «Сахар: сладкое стекло» стянут в точку «я», его творец-персонаж – живой и страдающий, оттого и эгоцентрик, оттого и эксцентрик – беззащитный романтик – анальный секс, шприцы и онанизм оборачиваются нежнейшей любовной лирикой, циник Мариенгофа, как и положено, оказывается прямым наследником облака в штанах, и оттого «сахар: сладкое стекло» — это футуризм, который не забыл, что в русской версии он прежде всего экспрессионизм, и взгляд Шепелёва – скорее в фатум, чем в футурум».
Вот так, сложно и противоречиво.
Сам поэт, как заявлено в аннотации к книге, даже не называет свои тексты стихами. «Моя поэзия написана как бы между строк обычной», — заявляет он. Сегодня у читателей «Перемен» есть возможность оценить поэтику шепелёвского «радикального радикализма» и сделать на сей счет собственные выводы. Скачать книгу в формате PDF можно ЗДЕСЬ.
Распутин какой-то.
но поэзы и впрямь мощные, нормально.
Мне чужда эстетика Алексея Шепелёва, но выход книги — событие значимое. Поздравляю!
Эд Побужанский, главный редактор поэтического издательства «ОБРАЗ» (izdaiknigu.ru)