Умная анималистика: игровая наука в кино
12 августа, 2012
АВТОР: Валерия Баева
Постоянно меняющая свои формы гигантская машина, в которой само по себе понятие «жанра» уже подразумевает десятки значений – таков кинематограф сегодня.
Особый интерес вызывает разнообразие картин на естественно-научную тематику. Казалось бы, всем нам уже давно известно, как должны выглядеть картины такого рода. Однако последние 10-15 лет мы наблюдаем завораживающий процесс соединения научного кинематографа с игровым, который происходит, прежде всего, на эмоциональном уровне. Один за другим выходят фильмы, над которыми создатели трудились по пять, десять, пятнадцать лет и которые затрагивают зрителя мощнейшим гуманистическим посылом, сочетая в себе образовательное и развлекательное начала.
На самом деле, появление таких фильмов – это вариация на тему того, что фактически «уже было», ведь научно-популярный кинематограф изначально сочетал в себе развлекательную и познавательную функции. Первые научно-популярные картины были простой фиксацией на пленку окружающей природы, но вскоре выяснилось, что даже эти простые наблюдения весьма интересны зрителю.
Фильмы о природе, а точнее, о животных, которые будут рассмотрены далее, сразу стали очень популярны. В поисках зрелищности авторы совершенствовали свой киноязык, начали тщательней подходить к отбору материала, его подаче; как говорится в энциклопедическом словаре «…особое внимание кино обратило на те сферы природы, где есть драматические столкновения («Тайна кукушки», 1921, реж. Чане, Великобритания)».1
В 40-50- е годы научно-популярное кино все больше начинает сближаться с художественным кинематографом, выходят такие фильмы как «Повесть о жизни растений», реж. М.С. Каростин; «Лесная быль», реж. А. Згуриди.
Имя Згуриди для научно-популярного кино в нашей стране значительно. Еще в середине 30-х годов вышел его фильм «Пернатая смена», где режиссер сумел выделить и показать действительно что-то «новое» и интересное в жизни птиц. В фильме «В глубинах моря» (1938) показаны разнообразные обитатели морей: дельфины, морские коньки, медузы.
Так что анималистика — жанр в научно-популярном кино, конечно же, не новый. Его развитие связано прежде всего с усовершенствованием техники, и, соответственно, расширением эстетических приемов показа того или иного объекта или целого события. Не стоит также забывать и о крупномасштабных экологических проблемах и кризисах последнего времени, которые стимулируют режиссеров создавать острые ленты, апеллирующие напрямую к зрителю и влияющие на его мировоззрение.
Сам по себе жанр «анималистики» (от лат. animal — животное), как следует из названия, это такой жанр искусства, основным объектом которого являются животные. Однако это направление несет в себе нечто большее, чем просто изображение того или иного животного. Анималистика – это, прежде всего, определенная художественная философия, которую каждый новый автор может трактовать для себя по-своему.
Смотрите под ноги
Look at your feet
this funny world
full of insane small creatures2
В 1996 году на экраны вышел фильм «Микрокосмос» Клода Нуридсани и Мари Перену. Этот фильм получил множество международных наград и признание зрителей по всему миру. Что же особенного сделали два французских биолога, взявшие в свои руки камеры?
Прежде всего «Микрокосмос» оказался картиной куда более сложной, чем обыкновенные передачи про живую природу. Изначально картина была заявлена как полнометражный фильм, с четко выверенной структурой и, конечно же, сценарием.
По сути «Микрокосмос» — это отрезок из жизни насекомых, с утра одного дня до начала следующего. Рамки, которые установили для себя режиссеры, безусловно, сыграли немаловажную роль. Таким образом авторы картины смогли охватить достаточно большое количество материала, но при этом зритель не перегружался частой сменой временных отрезков. Действие фильма разворачивается постепенно, четко соблюден ритмический рисунок – если это утро, то ритм повествования медлительный, природа «просыпается», с наступлением сумерек нарастает тревожный пафос картины, который впоследствии достигает своего кульминационного момента в сцене дождя, обрушивающегося на «маленькую Вселенную», находящуюся у нас под ногами.
Авторы фильма с самого начала «удаляют» себя из повествования, чтобы зритель мог полностью погрузиться в неизведанный мир. После короткого комментария в самом начале фильма вы не услышите больше ничего, кроме того, что «слышат» насекомые.
Несомненно, стоит упомянуть о камере отдельно. Клод Нуридзани и Мари Перену, выступившие также в качестве операторов, снимали короткофокусными объективами, почти что «микроскопами» с невероятной светочувствительностью.
Что же именно происходит в картине? Без четко выверенного сценария полтора часа наблюдений за насекомыми, как бы хорошо они не были сняты, утомят даже самого пытливого любителя живой природы.
Режиссеры «Микрокосмоса» выбрали наиболее частый путь, применяемый в анималистике – метафорической антропологии. Вообще, соотношение зоологии и антропологии играет важную роль в этом жанре. Человек смотрит на животное и проецирует его поведение на себя. «Микрокосмос», который видит человек на экране – это своеобразная модель человеческого мира. Обнаружение схожих черт заставляет зрителя сопереживать «героям», показанным на экране, он начинает понимать их на эмоциональном уровне. Именно поэтому практически 80 минут зритель заворожено смотрит на сцены любви улиток, «целующихся» под оперную музыку; драки рогатых жуков и т.д. Одна сцена с жуком, катящим куда-то маленький шарик, вызывает неподдельное сопереживание, когда этот шарик драматическим образом натыкается на кусочек ветки. Тревожная музыка на заднем плане превращает действо в настоящую трагедию – и когда жуку таки удается освободить свое «сокровище», большинство зрителей с облегчением вздыхает.
Такой набор сцен с «человеческими» характерами и историями, несомненно, держит зрителя куда в большем напряжении, чем просто показ того или иного аспекта жизни насекомых. Может, именно поэтому 30-минутный фильм «Душа мира» (1992) классика видового философского кино Годфри Реджио не вызывает такого эмоционального «вчувствования», ведь по сути, этот фильм состоит из показа красивых, сменяющих друг друга кадров яркой природы под музыку. Может, это прозвучит немного странно, но наш разнообразный и прекрасный мир иногда может и «наскучить». Точнее не сам мир, а демонстрация этого мира. Поэтому даже в фильмах, где, казалось бы, главную роль играет оператор, режиссура все равно остается доминирующим звеном.
Они обещали вернуться
Через несколько лет традиции «Микрокосмоса» продолжил и развил непосредственный его участник – актер Жак Перрен, чей голос звучал в начале фильма про жизнь насекомых. Вдохновившись опытом своих коллег, Перрен в соавторстве с Жаком Клюзо и другими единомышленниками создал фильм «Птицы» (2001), который стал хитом проката в категории документальных фильмов о животных.
Сезон миграций перелетных птиц – вот рамки, которыми ограничили себя авторы «Птиц».
Однако, в отличие от «Микрокосмоса», в «Птицах» режиссеры не анимируют поведение «героев». В данном случае имеет место сочетание так называемого «классического» натурализма и натурализма «эмпатического». Классический натурализм представляет собой такой вид анималистики, когда животный мир представлен как целый мир с собственной логикой, не требующей вмешательства и аналогий с человеком. Эмпатический натурализм – несколько более сложный аспект анималистики. Зрителю предлагается отождествить себя с героем, в данном случае, с птицей, и при этом абстрагироваться от человеческого фактора, т.е. принять новую модель мира целиком и полностью. На эмоциональном уровне такое вполне возможно: благодаря использованию каких-то определенных художественных приемов, у зрителя происходит расширение границ восприятия. И это принципиально новая художественная концепция.
В интервью журналу «Сеанс» один из авторов «Птиц» Жак Клузо сказал: «Один пожилой преподаватель из музея птиц, с которым мы консультировались перед съёмками, сказал нам: «Сначала заставьте зрителя полюбить птиц, а потом они захотят узнать о них больше».
Скупые научные комментарии гармонично сочетаются с разнообразным художественным видеорядом. Авторы не позволяют себе выходить за те рамки, что они установили, и даже придерживаются «кольцевой» композиции в фильме. Птицы улетают, а затем возвращаются в маленькую деревушку, знаменуя приход весны. За всем этим наблюдает маленький мальчик, познающий, как и зритель, мир.
Как видно, комментарии тут излишни, но всего через три года на экраны вышел фильм «Птицы 2. Путешествие на край света», авторы которого (к слову, совершенно другая команда) решили, что комментарии зрителю все же необходимы.
Режиссеры фильма «Птицы 2» наделили своих героев, императорских пингвинов, голосами и озвучили их мысли посредством закадрового текста. Однако, как выяснилось, подобное новаторство не всегда оказывается удачным. Фильм о животных, по сути, обернулся экскурсом в человеческую, но никак не зоопсихологию, на передний план был выставлен рефлексирующий человек, почему-то отождествляющий себя с пингвином.
Особенно удивляет тот факт, что авторы картины Люк Жаке и Мишель Фесслер, как и авторы «Микрокосмоса», профессиональные биологи, и, по логике, в первую очередь их должны были интересовать не мысли пингвинов, а, как ни странно, их действия. В какой-то момент все эти надуманные истории о любви, жизни и смерти становятся абсурдными. Пингвин наклоняет голову, и закадровый мужской голос тут же комментирует: «Как я устал». Всю эту колоссальную работу по озвучиванию фильма зритель подсознательно проделывает в своей голове, и именно поэтому такой «готовый» фильм вызывает вполне оправданное недоумение.
Мир бездонный
Заглянув себе под ноги и увидев там «микрокосмос», человек посмотрел на небо и увидел мир глазами перелетных птиц. Логично было обращение авторов этих картин к подводному миру, которое завершилось выходом фильма «Океаны» в 2009 году.
Конечно же, в научно-популярном кино фильмы о подводном мире и его обитателях – не просто не редкость, на эту тему каждый год выходят десятки фильмов. Но «Океаны» — фильм особенный, это та самая «умная» анималистика, ставящая своей задачей не только развлечение, но и поучение зрителя.
Клузо и Перрен не просто режиссеры, они Художники, для которых мысль и эмоция всегда была куда более значительным элементом повествования, нежели его научная составляющая.
На произведениях подобного рода как бы стоит печать «искусство». И дело даже не в техническом прорыве, а в том, насколько виртуозно авторам удается раскрыть потенциал темы, в которой они работают.
Конечно же, в «Океанах», как и в любом другом фильме на экологическую и животную тему, основные мысль и посыл понятны буквально с первых минут. Наша природа красива и стоит беречь ее, чтобы сохранить ее для будущих поколений. Да, эта мысль банальна, но актуальность ее, к сожалению, становится острей с каждым годом.
В «Океанах» много игровых моментов, забавных и не очень. Отличает «Океаны» от тех же «Птиц» и «Микрокосмоса» то, что в них значительно больше «смысловых» кадров. Например, сцена, в которой аквалангист подплывает к большой белой акуле, решена абсолютно в игровом ключе: акула невероятно большая, человек маленький по сравнению с ней, соответственно, на дне океана этот «царь природы» всего лишь маленькая песчинка. Как замечательно было подмечено в одной из рецензий, «Океаны» — это фильм, «заставляющий человека усомниться в собственной исключительности».
Мы все из одного племени. Племени, живущего на Земле.
Показ животных на экране, как оказалось, не самое простое занятие. В 2004 году режиссеры «Микрокосмоса» выпустили фильм под названием «Генезис», который рассказывал историю всего животного мира – от его создания и до наших дней. Игровой элемент – старый шаман являлся проводником в удивительный мир взаимосвязи всего живого на земле – вывел фильм на новый уровень. Синтез зоологии и антропологии здесь получил наиболее яркое раскрытие. Авторы придали картине форму волшебной сказки о рождении, жизни, смерти и любви. Поэзия живого мира еще раз доказывает, что лучшие спецэффекты – это те, что создает сама природа.
А анималисты – это люди, пытающиеся познать тот мир, в котором человек – всего лишь гость. Самыми первыми художниками на земле были именно анималисты. Изображая на стенах пещер различных животных, человек познавал не только зверей, но и себя самого, «…все мы из одного племени…»
1. Кино: энциклопедический словарь» М.: Сов. энциклопедия, 1987
2. Посмотрите себе под ноги – на этот забавный мир, полный удивительных маленьких созданий (англ.) – строка из песни Microcosmos, Bruno Coulais. Саундтрек к фильму «Микрокосмос»
3. Цитата из фильма «Генезис» (2004)