В понедельник 8 декабря в 16:30:

heiliger_geist.jpg

В Российской Академии художеств периодически происходят интересные собрания под общим заголовком: Международный научно-методологический семинар «Пространственные иконы. Текстуальное и Перформативное» под руководством А.М. Лидова. Об историке искусства Алексее Лидове и его теории «сакральных пространств» мы уже как-то писали в Блоге Перемен в связи с встречами на Винзаводе, которые устраивал Олег Кулик.

Теперь вот семинар. В двух словах: речь идет об особом явлении мировой художественной культуры, «пространственных иконах». То есть: о конкретных проектах создания «иконических» образов в пространстве. Как раз о таких рукотворных Местах Силы только что упомянул в своем посте Вениамин Бог и об этом же много писал в Местах Силы Олег Давыдов.

Эти «пространственные иконы» не похожи ни на какие привычные изображения на плоскости, и существуют вообще вне изобразительных схем. При этом «пространственные иконы» задумывались создателями именно по законам иконографии, к возможностям которой прибавлялись световые, звуковые, ритуально-пластические и иные эффекты. Все вместе образовывало «срежиссированное» целое.

Вот несколько примеров пространственных икон. Обратите внимание на наличие «рамки»:
lidov3b.jpg

lidov4b.jpg

lidov7b.jpg

lidov2b.jpg

Лидов считает, что сейчас нечто родственное «пространственным иконам» можно наблюдать в новейшем искусстве перформансов и мультимедийных инсталляций. У них общий базовый принцип: отсутствует единый источник изображения, а образ создается в пространстве под воздействием множества динамически меняющихся форм. Крайне важна и роль зрителя, который активно участвует в пересоздании пространственного образа. При всем различии технологий, эстетики, содержания, можно говорить об определенном типе восприятия образов, который во многих отношениях противоположен западно-европейскому пониманию «плоской картины», которое доминировало в художественном сознании в новое и новейшее время.

Тема очередного семинара – «От иконосферы к иконе гламура. В поисках нового сакрального пространства». С докладом будет выступать композитор Владимир Мартынов.

Доклад посвящен понятию иконического как в его первоначальном сакральном смысле, так и попыткам игры с этим понятием в современной культуре гламура. Как композитор автор исходит из музыкальной проблематики. Термин «музыка res facta» был призван отделить особую композиторскую музыку, возникшую в XI веке, от старой музыки, являющей себя в виде григорианской певческой традиции, определяемой термином cantus planus. В отличие от композиторской музыки res facta, григорианская традиция, или cantus planus, представляет собой не область рукотворности и сделанности, т. е. не область искусства, но нерукотворную область священного, существующую помимо человека и его усилий. Именно эту область священного мы определяем термином «сакральное пространство».

heiliger_geist.jpg

Краеугольным понятием, размежевывающим сакральное пространство с пространством искусства, является понятие вещи, или произведения. Каждое григорианское песнопение, будь то антифон или интроитус, представляет собой лишь следствие пространственно-мелодической неоднородности. Здесь уместнее говорить о внутреннем напряжении, сгущении — конденсации или же о складке самого мелодического пространства. Лучше всего в данном случае подходит сравнение отдельно взятого песнопения с океанской волной. Тогда всю сумму григорианских песнопений можно уподобить бесчисленным волнам, среди которых нет ни одной одинаковой, но вместе с тем все они подобны друг другу. И подобно тому, как опытный серфингист, оседлав волну, получает возможность скользить по всей поверхности океана, так и человек, пропевающий какое-либо григорианское песнопение, становится «здесь и сейчас» причастным всей полноте сакрального пространства, образуемого григорианским мелосом. Идея вещи разрушает идею присутствия в сакральном. Овеществленная волна теряет присущую ей ранее текучесть и прозрачность, становясь самодовлеющей вещью. Реальное пребывание человека в сакральном пространстве с появлением вещи подменяется указанием на сакральное. С этого-то указания и начинается искусство как таковое и то, что, в конце концов, приводит к тому, что мы назвали иконой гламура.

muon-3.jpg

mart.jpg

Об авторе доклада: Владимир Мартынов – выдающийся композитор и теоретик искусства. Один из наиболее известных в мире деятелей современной российской художественной культуры. В 1970 году закончил Московскую консерваторию по классу композиции. Занимался арт-роком, создатель рок-групп Форпост и Бумеранг. Одновременно с этим Мартынов участвует в фольклорных экспедициях и изучает духовную культуру Востока и музыкальную теорию и практику средневекового Запада. Участвует в концертах старинной музыки. В середине 70-х художественные поиски приводят Мартынова к минимализму. В 1978 году Мартынов прекратил композиторскую деятельность и до 1984 года работает в Троице-Сергиевой Лавры, занимаясь исследованием рукописей и реконструкцией древнерусского богослужебного пения. В середине 1980-х годов Мартынов возвращается к сочинению музыки, для которой стала характерна осознанная тяга к канону. В музыкальной теории он развивает идею «конца времени композиторов», а вместе с ним — исчерпание эстетики авторства, стилистики концертного исполнительства, культа «звёзд».

продолжение темы сакральных пространств — здесь.

Семинар прошел в Белом зале Президиума РАХ 8 декабря 2008 года.

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: