Дима Мишенин: «Держите дистанцию с нашими нарисованными пионерками»
14 декабря, 2013
АВТОР: Даня Шеповалов
Даня Шеповалов: Я слышал, недавно Первый канал украл твой арт…
Дима Мишенин: Осенью этого года Слава Цукерман, режиссер моего любимого фильма «Жидкое небо» написал мне из Нью-Йорка, что наслаждается каждый день уже в течении месяца картиной Doping-Pong «Салют» в рекламной заставке Первого канала Российского Телевидения. Я был крайне удивлен этим сообщением из-за Океана и взглянул отечественное ТВ, которое, в принципе, не смотрю. Действительно, в заставке их ежедневной программы я увидел свою знаменитую картину «Салют» без всякого упоминания авторства арт-группы Doping-Pong. Дал об этом информацию на официальной странице в Facebook и отправил через моего юриста письмо с претензией на канал. Через неделю заставка была переделана. «Салют» убрали, поменяв на какой то невнятный рисунок. Но никаких извинений мне принесено не было. Я подумал, что это наглость уже запредельная и подал на Первый канал в суд, чтобы научить его вежливости и уважению к частной собственности. Государственное Средство Массовой Информации в Христианской стране не имеет право так себя вести и нарушать одну из главных заповедей «Не укради!». Это большой грех. Если бы воры пришли с повинной я бы их простил, как добрый христианин. Но они попытались замести следы своего преступления и трусливо легли на дно. И этого спускать никому нельзя. Не покаялся — будешь наказан.
Даня: То есть ты отправляешься в крестовый поход против Константина Эрнста?
Дима: Я отправился в свой крестовый поход против несправедливости уже 40 лет назад, когда появился на Божий свет. Константин Эрнст мне лично симпатичен. При личном общении я выразил ему благодарность за его великолепную работу в девяностых годах: тв-передачу и журнал по имени «Матадор». Он очень удивился, что я помню такие вещи, так как был увлечен рассказом о своем кино-проекте «Сталинград». Но для меня его ранние проекты гораздо ближе. Хотя «Высоцкого» я считаю большой удачей. И, кстати, почему ты обвиняешь во всех смертных грехах Константина Эрнста? Он разве дизайнер? Это все равно что Адольфа Гитлера обвинить в смерти 6 миллионов евреев. Но их убил не Гитлер, а немецкие солдаты. Простые немцы убивали простых евреев. Один Гитлер бы не смог убить шесть миллионов человек, даже если бы не ел и не спал и только бы стрелял всю свою жизнь. Отсюда вывод. Злодейства творят простые рабы и слуги. То есть примитивные исполнители, пытающиеся нерадиво угодить начальству. Как главный художник Первого канала, который оказался не только бездарем, а к тому же еще ворюгой. Разумеется искусство оскорблено таким грубым с собой обращением и дает отпор любому чудовищу. Как Давид Голиафу. То, что вы видите, это легенды и мифы на новый лад. Обычный человек выступает против Главного Средства Массовой Информации России и обвиняет его в краже. И самое главное, что мы все благодаря этому инциденту увидим закон нашей страны в действии на этом ярком примере произвола. Опасность того, что произошло, в том, что люди во многом ассоциируют Первый канал с властью. И если Первый канал вор, то и Власть в сознании людей может стать вором. А этого закон не должен допускать, так как это уже попахивает государственной диверсией по дискредитации правительства, выбранного народом. Таким образом получается, что я против врагов народа и за народ.
Даня: И чего именно ты планируешь добиться в судебном порядке? Чтобы в прайм-тайм по Первому каналу его главный дизайнер извинился, стоя на коленях и рыдая?
Дима: То, что ты описал, называется мировое соглашение и это было бы здорово. Но такая возможность моим оппонентом упущена. Судебным порядком я просто хочу добиться официального установления факта воровства и публичного осуждения данного противоправного действия обществом. А то раздаются реплики, что мол любой художник был бы рад такой рекламе. Но, во-первых, «Допингпонг» не любой художник, а единственный и неповторимый. Во-вторых, это сомнительная реклама и признание, если ваше произведение, которое и так воруют все, кому не лень, в течении 10 лет, использует в своих целях без предупреждения и анонимно госканал. В-третьих, если сделал говно, то хотя бы признайся, а не считай, что все можно замять по-тихому. Даже если ты Первый, ты не имеешь права воровать у Последнего.
Даня: Ну, твою пионерку, наверное, воруют круглосуточно?
Дима: Не круглосуточно, но еженедельно. «Салют» действительно лидер среди картин современных художников по воровству в России, и, конечно, Doping-Pong чемпион среди тех, чье авторское право нарушают регулярно. Кондитерская фабрика, молокозавод, ночной клуб, сеть спортивных заведений, интернет-магазин — все крадут для рекламы самых разных видов деятельности. Имя им легион. Поразительно, как одна картина может оказаться настолько созвучной такому количеству самых разных людей. Настоящий арт-хит. А говорят, «современное искусство» элитарное и не массовое. Чепуха. Вот отличный пример народной любви в наши дни. И меня не смущает, когда я вижу «Салют» на аватарах или в постах в интернете с ссылками на автора. Я не хочу только, чтобы рыбные консервы продавали, используя без спроса картины Doping-Pong, или политические выскочки использовали фрагменты наших работ в своих агитационных листовках. Вполне законное желание, как мне кажется.
Даня: Слушай, а почему бы тебе не обратиться к какому-нибудь копирастному спецназу при РАО? Я однажды общался с девушкой, которая в таком работает, они быстро ставят на счетчик, например, заведения, где был услышан хотя бы отрывок защищаемой ими музыкальной композиции.
Дима: Ты сейчас затронул очень важный момент. У нас нет РАО для художников. Нет никакой организации, которая бы следила за отчислениями, к примеру, с фильмов, концертов, пластинок, цирковых и театральных постановок, которые мы оформили. Нет такой структуры, которая бы защищала права художников и дизайнеров, отслеживая использования их арта в коммерческих областях. Разумеется, если бы, как у музыкантов РАО, возникло бы государственное или частное объединение, которое бы разгрузило моего адвоката, я бы с радостью передал бы им это тяжелое бремя защиты авторских прав Doping-Pong и с удовольствием поделился бы всеми дивидендами со штрафов с шестизначными цифрами.
Даня: Ты судишься со всеми, кто использует твой арт в коммерческих целях?
Дима: Большинство заключают мировое соглашение, когда узнают, что произошло. Потому что практически всегда заказчики обмануты в свою очередь горе-дизайнерами. Когда мы знакомимся с этими заказчиками, мне приносят извинения, выплачивают компенсацию и вежливо расходимся. Что потом протсходит с этими проворовавшимися ремеслениками от рекламы, я не знаю. Я имею дело только всегда с первым лицом. Может потом из них выбивают отданные мне деньги, ставя утюг на грудь в стиле 90-х, или их вывозят в лес и стреляют там, а, возможно, заставляют потом отрабатывать другим способом. Это уже не мое дело. Но если этого не происходит и владелец коммерческой структуры проявляет неуважение к моему авторскому праву, таланту и труду, как и его подчиненные или субподрядчики, то приходится решать этот вопрос единственным остающимся в цивилизованном обществе через суд.
Даня: Представь, что тебе нужно создать специальный ад для всех, кто воровал или будет воровать твой арт. Каким его сделаешь?
Дима: Я предпочитаю создавать Рай, а не Ад. Правда, новая картина Doping-Pong, над которой мы сейчас работаем, носит название «Алиса в Стране Кошмаров» — визуальный синтез советской психоделии и бессмертного творения Льюиса Кэролла. Такого не пожелаешь и врагу. А вообще все же ясно написано в традиционных музеях — Искусство руками не трогать. Doping-Pong это вам не постмодерн, это традиция. Так что держите дистанцию с нашими нарисованными пионерками. Иначе ваше действие может быть расценено как насилие и придется отвечать по закону.
Даня: Кста, а чем закончилась в итоге та история, когда The Guardian обвиняли тебя в фашизме?
Дима: Международной известностью и вечной славой.
Пионерка с макияжем и профессиональной улыбкой двадцатилетней модели! Дима, сволочь, ты хоть помнишь наших пионерок ?! И все твои плагиаторы такие же гады. Одно кубло. Повбывав бы.