Муджи. «За пределами Сознания». Отрывок из книги
17 февраля, 2017
АВТОР: admin
На днях в издательстве «АСТ» (в подразделении «Прайм») вышло второе, переработанное русскоязычное издание книги Муджи «За пределами Сознания» (Оригинальный заголовок — Before I am. А первое российское издание, вышедшее в 2013 г., носило название «За пределами Я»).
Тоньше, чем мысль
Я знаю, что я — не то, что появляется в сознании, что я — свидетель и не имею формы. И все-таки сила ума продолжает пульсировать и, как мне кажется, не утихает.
Я называю такое знание “непроглоченной пищей”. Оно от ума, а не от полноты переживания Истины. Если, как ты говоришь, ты только свидетель — а мы понимаем, что свидетель безличный и бесформенный, — кто испытывает на себе влияние ума, кому ум доставляет неудобство?
Никому. Но ведь…
Остановись на этом! Где здесь место для “но”? Кто вообще говорит это “никому”? Может ли хоть какой-то ответ быть правильным?
На вопрос “Кто я?” нет ответа. Почему? Потому что этот вопрос субъектный, он направлен на поиск субъекта, и на него невозможно дать предметный ответ. Субъект, который по-настоящему и есть Я, нельзя описать или передать ответом, ведь любой ответ будет всего лишь концепцией.
Как Вопрошающий, так и любой ответ должны быть обнаружены в качестве ума и по этой причине отвергнуты как ложные — как объект, находящийся в поле зрения постигающего. Я то, что наблюдает ум, поэтому Я раньше него, Я тоньше, чем мысль, и лишен всякой формы.
Поэтому когда ты говоришь, что никого нет, остановись на этом. Погрузись в Это и будь един с Ним. Войди и успокойся, свидетельствуя свое собственное открытие, которое показывает, что Я — никто и ничто.
В действительности только ничто Есть. Это подтверждение. После этого тонкого интуитивного осознания все погружается в пустоту. Остается только пустота. Познай Это и возрадуйся в Этом.
Забудь обо всем этом
Есть вещи, которые поглощают мое внимание, например, отношения с моей семьей.
То, что занимает твое внимание, становится твоим переживанием. Есть некая привычка, некая легкость, с которой мы уходим в вовлеченность, а в результате ты ощущаешь себя “кем-то”.
Почему это происходит?
Внимание отвлекается в силу привычки. Я думаю, что все вопросы духовности сводятся к одному — к привычке отождествлять наше осознающее естество с личностью и вследствие этого страдать. Какие-то бессознательные склонности могут приковывать твое внимание, из-за чего возникает беспокойство, и ты пытаешься изменить или подавить чувства, чтобы избежать боли.
Когда мы видим, что проигрывается прошлое, можем ли мы просто его отпустить?
Этот вопрос кажется очень хорошим. Если я буду отвечать в духе этого вопроса, то пойду навстречу ложному представлению о том, что есть некий ты, проживающий свою жизнь. Если ты думаешь, что ты — кто-то, чьи действия идут из прошлого, ты только укрепляешь это ложное отождествление.
Выясни, кто видит вещи в подобном свете? Кто совершает действия и реагирует? Существует ли на самом деле некое “я”, которому свойственна эта обусловленность?
Не проси только об избавлении от напряжения, которое возникает в силу обусловленности, или от неудобств, которые вызваны игрой эгоистических тенденций, но проси о том, чтобы по-настоящему увидеть, действительно ли ты тот, с кем все это происходит. Ищи то, у чего нет ни семьи, ни пола, ни прошлого. Иди за пределы всех связей, пока не останешься один, без личностного “я”. Проблема не в роли, а в вере в нее.
Да, но, например, моя семья видит во мне личность.
От тебя не зависит, что думают и делают другие. Ты только создашь проблемы, если попытаешься это изменить. Просто будь честным и настоящим в каждый конкретный момент. У “я” есть связи с прошлым и проекции на будущее, своя роль. В силу веры в эту роль и отождествления с ней сознание остается заложником личности.
Что такое “Я” и где конкретно это “Я” находится прямо сейчас? Может ли “Я” быть какой-либо вещью? Чем оно может быть? Такие вопросы возвращают сознание к пустоте, к его собственному источнику. Благодаря сатсангу у тебя есть возможность прямого осознания истинного Я, возможность открыть то, что вне времени и не меняется.
Почему мы забываем свою природу?
То, что мы есть в действительности, не забывает. Оно не может ни помнить, ни забыть.
Муджи, почему у меня такое ощущение, что я сделал неверный шаг?
Я не знаю ничего, что могло бы быть неверным шагом, все просто совершенно. Эта идея держит тебя в заложниках и она целиком и полностью сфабрикована твоим умом!
Перестань думать, что ты сам себя создаешь. На самом деле нет никакого фактического тебя, все это просто идеи. Видящий все это — единственная реальность, которая и есть мы. Ум воспринимает пустоту как бездеятельность, бессилие, личное небытие; он не понимает, что именно в пустоте — чистота, покой и полная удовлетворенность существования. Даже сейчас это так. Даже сейчас, когда ты задаешь эти вопросы, тот, кто говорит, есть тот, кто слушает. Он всегда удовлетворен.
В этом исследовании есть стадия, которая может сильно напоминать паранойю, когда вопрошание ведется даже в отношении тончайших ощущений. Постепенно такой исследовательский пыл угасает, и остается только исследование без исследующего. Кто исследует? Никто.
Это невозможно понять на рациональном уровне. На самом деле, объяснить это невозможно, как нельзя найти себя, потому что ты никогда не был отделен от самого себя. Парадоксы и загадки существуют только для ума. Ты то, что содержит в себе все парадоксы.
Ты сказал мне “не смотри умом”, “смотри Сердцем”. Я не знаю, как смотреть Сердцем.
Что такое это “я”, которое говорит: “Я не знаю, как смотреть Сердцем”? Это “я” — просто гордыня.
Забудь на мгновение все, что ты когда-либо слышал или прочитал. Забудь обо всем этом. Я не ожидаю, что есть некий “ты”, который поймет, запомнит и последует тому, что я говорю. Понимание просто приходит, оно спонтанно и автоматически возникает в смирившемся уме. Личностный ум похож на спутавшийся клубок пряжи, и всякий раз, когда он оказывается на сатсанге, он буквально стенает: “Ой, как же это я так запутался?”
Кажется, что уму предлагается объяснение, но оно скорее похоже на удар этого клубка о стену. Клубок не может прислушаться к совету, чтобы распутать себя. Вот что должно произойти: сострадательное сознание возьмет запутавшийся ум в свои объятия и будет держать его до тех пор, пока он не распутается благодаря проявлению милости. Но сам по себе ум не может последовать этому совету!
Это должно быть для тебя большим облегчением. Тебе вообще не нужно ничего делать. Такие беседы — это больше, чем воспринимаемые слова, это своего рода игра, под поверхностью которой идет процесс приготовления. Все, что должно произойти, происходит само по себе. Просто откройся этому.
Единственное, что я могу описать, — это то, что я вижу. Поэтому что я могу видеть, то и происходит со мной.
Что осознает происходящее? Каждый раз, когда ты задаешься этим вопросом, ты будто бы смотришь на отражения в зеркале и на само зеркало. Насколько реальным может быть любое отражение? Каким бы точным оно ни было, оно никогда не станет тобой, потому что ты видишь и отражение, и отражатель.
Все есть именно сейчас. Твое существование — прямо сейчас, вне времени. Все остальное — это сон, который возникает из-за желаний, обусловленности и памяти.
Чьей памяти? Ничьей. Это кажется загадкой! Для кого она предназначена? Любопытный вопрос. Выясни!
Знай, что это сон
Я думаю, что жизнь прекрасна и полна приключений. Мне не хочется подвергать это сомнению. Мне кажется, что это естественное состояние.
Ты испытываешь это ощущение прямо сейчас. Но как долго оно продлится? Жизнь прекрасна, ужасна, про нее можно сказать еще много-много других вещей. Для тебя этот момент всего лишь белое облако на постоянно меняющемся небе. Оставь облака и будь небом.
Разве мы не должны наслаждаться красотой?
Почему бы и нет? Только не стоит держаться ни за какие состояния. Все видимое и ощущаемое — это постоянно меняющийся поток. Что бы ни случилось, наслаждайся спектаклем! Все приятное доставляет тебе удовольствие. Все неприятное ты пытаешься избежать. Во всем этом скрыта возможность осознать, что то, что стоит за потоком, и есть твое реальное и неизменное Я.
Исследованием нужно заниматься постоянно?
К чему напрягаться, если нет такого стремления? Я не раздаю здесь никаких инструкций, которые тебе необходимо выполнять через не могу. Только сильное стремление познать Себя рождает в тебе склонность к беседам подобного рода.
Как ты переживаешь этот мир?
Мира нет. Ты, я, и все остальное, что ты видишь внутри и снаружи, нереально и не существует независимо от тебя. Мир, в котором ты живешь, сотворен в твоем уме. Все это — сон. Для меня это факт. Сначала появляется сознание, дыхание и тело, а затем начинается сон.
В этом заключается суть твоего учения?
Нет, это не учение. Это наблюдение, которое подтверждено интуитивным осознанием, созерцанием и милостью. Ученик, учитель и учение — это тоже сон. Как и ты, я тоже воспринимаю этот мир, но я знаю, что это субъективная игра. Она создается, поддерживается и движима обусловленностью. Я чувствую, передвигаюсь и переживаю мир на опыте так же, как и ты, но с одной лишь разницей: я знаю, что это сон. Поэтому ничто не овладевает мной.
Чей это сон?
Сознания. Сознание — творец, творение и его развитие. Ты сознание и одновременно его свидетель. Свидетель сознания не имеет ни имени, ни названия. Это — высшая Истина. Это и есть ты. В этом нет усилий, нет обособленности или объединения — в этом безраздельность, единство.
Но я не осознаю этого. Это не мое непосредственное переживание.
Это неправда. Это твое самое сокровенное и естественное переживание, но пока ты не осознаешь его. Ты отождествляешься с телом и умом и принимаешь их за самого себя, и страдаешь, пытаясь придать устойчивость тому, что непрестанно изменяется. Поэтому я вновь и вновь напоминаю тебе — до тех пор, пока у тебя не будет необходимости в напоминании.
То, за что ухватывается твое внимание, становится твоим переживанием. Ты осознаешь этот опыт. Однако что-то знает и о переживании, и об ощущении того, кто переживает.
Обнаружь это, и ты узнаешь, кто ты.
Нет никакого “способа” быть
Мне кажется, что по большей части я все еще смотрю кино.
Что-то наблюдает за просмотром этого кино. Уясни это. Когда ты слушаешь ум, то может появиться ощущение, что существует некий “способ” быть.
Нет никакого “способа” быть. Есть ты. Этого достаточно, точка. Но ты должен обнаружить, что такое это “ты есть” (в приложении к тебе — что такое это “Я есть”). Для этого необходим глубокий взгляд внутрь себя. Это откроет, что мысли возникают и плывут, как волны на поверхности океана, и наблюдаются, как мимолетное движение. Океан подобен жизни, а волна — мысли. Волны нельзя отделить от океана, океан и волны едины, потому что и то, и другое — вода. Это ум видит волну и океан. Существование просто видит.
То, что ты делаешь, как поступаешь, твои симпатии и антипатии — это проявления твоей формы, и поэтому оно естественно. Все это не влияет на твою реальную природу. Тебе нравится балет, кому-то другому — хип-хоп; это твое дело, наслаждайся. Даже вопрошание спонтанно возникает из этого проявленного мира. Оно танцует само по себе. Не ты делаешь это! Кто заставляет волны двигаться?
Это как-то ощущается. Но я вижу, что все еще остаются суждения, которые проявляются в мышлении. Эти суждения — откуда они возникают? Эта личность каким-то образом поддерживается, понимаешь?
Что ее поддерживает?
Вера.
Вера, хорошо. Чья вера?
Ничья, просто вера в уме.
Остановись прямо здесь, иначе глубина того, что ты только что произнес, легко превратится в философию.
[Тишина]
Будь един с этим осознанием. Не делай из него всего лишь комментарий: “Ничья вера”. Вера тоже воспринимается. Если ты остановишься здесь, то всю грязь из твоего ума смоет волна пустоты.
Никто не может сказать, что такое эта пустота. И все же, когда она осознается умом и Сердцем, она — основа всего того, что, как кажется, существует. Знай это в глубине своего Сердца, и это знание станет неотделимым от тебя.
Это важный момент. Даже если ты потратишь еще тысячу лет на духовную подготовку, тебе, в конце концов, придется вернуться к той точке, в которой ты находишься прямо здесь и сейчас. Зачем тратить тысячу лет впустую? Тот, кто хочет убежать, — аферист и вор, и если оставить его без исследования и не выявить его, он будет удерживать тебя в круговерти существования — в колесе самсары. Зная это, захочешь ли ты быть добровольно обманутым и лишить себя вечной свободы?
Ум терзается сомнениями, и я прикладываю огромные усилия к тому, чтобы ясно увидеть то, о чем ты говоришь.
Что именно ты хочешь увидеть? Это же просто само видение. “То, что ты ищешь, находится там, откуда ты ищешь”, — так это или нет?
[Тишина]
Если ум держится за идею о том, что есть некое окончательное “Это”, которое необходимо достичь, занимаясь какой-нибудь практикой, то он представляет истинное Я как некое неуловимое явление или образ, который всегда недоступен и полностью недосягаем. Так путь к абсолютной Истине превращается в грандиозную эпопею или сложнейшее путешествие.
По мере углубления духовного поиска мы переживаем мгновения ясности и настоящего покоя. Нас воодушевляют эпизодические проблески чистого бытия. Затем перед нами встает вопрос: идут ли эти переживания непосредственно от истинного Я или же все это иллюзорные проекции ума? Мысль о том, что мы уже, возможно, есть истинное Я, почти никогда не рассматривается.
Это становится предельно ясно. Я очень долго что-то искал. А потом осознал, что мог бы вообще никогда ничего не увидеть, потому что наблюдение — это все, что есть. И что бы я ни увидел, это было бы всего лишь явлением.
Остановись на этом. Разжевывать здесь больше нечего. Благодаря этому ты сюда и пришел. Я всегда сначала спрашиваю, в чем твои проблемы. Представь, что ты десять лет провел в тюрьме, потом тебя освободили, а ты начал причитать: “Почему я так долго был в тюрьме?” — это бы свидетельствовало о том, что ты до сих пор сидишь в тюрьме!
Эти мысли приходят к тебе вновь и вновь, потому что ты обслуживаешь их по высшему разряду, на все пять звезд! [Смех] Я называю их “мысли-воры”.
Пападжи говорит: “Пусть они будут как воры в пустом доме”. Самое драгоценное, что у тебя сейчас есть — это твое внимание. Питание и физические упражнения способствуют росту тела. Убеждения, намерения и заинтересованность укрепляют ум. Но “я” также растет из-за отождествления с телом и интереса к нему. Если “Я” не заражено отождествлением с работой тела и ума, оно сохраняет нейтральное восприятие. Точно также, когда ты едешь за рулем по какой-то открытой местности, через твое восприятие проходит все многообразие впечатлений, но твое внимание ни на чем не останавливается. Это некоторое подобие нейтральности.
У меня сохранилась привычка обращать больше внимания на одни вещи, чем на другие. Я вижу, что это происходит из-за того, что внимание обычно привязывается к тем вещам, которым я придаю значимость и важность.
Когда ты действительно достигнешь ясного видения и осознаешь, что не существует никакой фактической личности, придающей значимость вещам, кроме некоего представления, вполне естественно возникающего в сознании, — тогда змей лишится своего яда. Тебе не придется убивать его, он умрет сам, если в этом будет необходимость. Жизнь выражается в спонтанном танце, который берет свое начало в тотальности. Ей не нужен рассказчик, она просто есть. Когда ум сонастроен со светом сердца, наше тело действует спонтанно и руководствуется тем, что необходимо в данный момент.
Ощущение двойственности не исчезает, но я повторю: ты не заложник этого ощущения. Напротив, оно видится как игривый танец Всевышнего, принимается и приносит наслаждение.
Это состояние непостижимо. Никто не может установить для него правила или поставить его на какую-то колею. У существования нет никаких карт. Оно — единственный источник для всего проявленного. Мы есть Это.
Внимание! Книгу уже можно купить в