Изумрудные жуки
22 февраля, 2018
АВТОР: Аддис Гаджиев
Посвящение выставке «Магия театра и кино 2018» и всем художникам
Я очень люблю приходить на выставку уже после открытия и всех связанных с этим торжеств. В тишине и в одиночестве внимательно разглядываю каждого художника и его произведение! С пристрастием!
Когда все поздравления отзвучали, все вспышки фото и кино камер «отсветили», а в залах слышны редкие шаги посетителей!
А все потому, что для меня каждое полотно или графический лист это такой «срез». Мгновение, запечатленное словно фото интересного и своеобразного чудного мира каждого из них, имею в виду художников.
А еще художники мне напоминают причудливых насекомых из моего детства. Объясню почему.
У дома моей бабушки росло большущее ивовое дерево. Ствол в обхвате был больше двух метров.
Ветки фантастическим пологом накрывали балкон, расположенный на втором этаже.
Когда ты входил под эту зеленую крышу, шелест листьев, стрекот насекомых и щебет воробьев окружал тебя, унося в сказочный мир.
Но самое интересное, что весь балкон был усыпан изумрудными существами. Жуками-офицерами, как мы их называли.
Около четырех сантиметров в длину с большими антеннами усами, загибающимися на концах как у франтов «унтеров»!
Они были абсолютно безопасны и крайне неуклюжи на земле. Зато прекрасно летали, издавая громкое жужжание.
И каждый мальчуган из нашей дворовой уличной «банды» стремился обзавестись таким чудищем.
Можно провести аналогию с фильмом «Аватар», где каждый взрослый мужчина должен был приручить своего дракона-экрана, помните?
Так и мы.
У каждого уважающего себя мальчугана должен был быть свой собственный жук, и чем он был крупнее, тем к тебе было больше уважения.
Поймав жука, мы привязывали к его задней лапке, нитку и таким образом он становился нашим собственностью. Навсегда.
Мы хранили своих драгоценных насекомых в спичечных коробках, в которые они с трудом умещались и издавали завораживающее жужжание.
Выходя в урочный час на улицу, мы мерились размерами жуков, а затем запускали их в небо.
Они взлетали достаточно далеко, настолько насколько позволяли нитки, крепко привязанные к ним.
Со стороны ватага мальчишек выглядела как группа запускающих воздушных змеев.
Разноцветные нитки переливались всеми цветами радуги в лучах солнца. Странный гул доносился сверху, от облачка пытающихся улететь жуков.
Но нить крепко удерживала их, и дети, дав им возможность полетать, тащили их обратно, беспощадно наматывая нить на катушку.
Иногда какому-нибудь насекомому удавалось вырваться из рук своих маленьких мучителей. Но это происходило ценой потери одной из задних конечностей, она просто отрывалась с узелком нитки.
Жук взмывал в небо, но был уже обречен.
Какая аналогия, вы спросите?
А мне кажется, художники это те же самые изумрудные жуки с привязанными к их ногам нитками.
Нитками быта и ежедневных забот, повседневных дел и много другого, что насильно удерживает их в этом мире.
Они частенько взмывают и улетают в свои миры, миры, где живет удивительная живопись, непонятная графика ,чудные скульптуры.
Но через какое-то время нить натягивается и начинает наматываться невидимой рукой на такую же незримую катушку, и он, художник, отчаянно пытаясь вырваться, беспомощно машет своими изумрудными крыльями.
Но рука наматывающего беспощадна и он скоро снова оказывается в нашем обычном мире.
Порой некоторым из них путем жертвы конечности, за которую он привязан, удается освободиться и тогда он уносится в свой мир, в свои картины навсегда, освободившись от пут.
Но мы же понимаем, что он обречен на скорую гибель без ноги.
И они на самом деле живут именно там. Среди «краплачных» облаков с бирюзовыми подвесками капель дождя, среди «охристых» фантастических деревьев, цветущих фиолетовыми кувшинками на ветках.
В этом мире разгуливают огромные быки из «Травиаты», сверкая рубиновыми гранями своих покатых боков и выпуская сизый пар из раздуваемых ноздрей.
Там поют малиновые птицы в густых ивовых кронах и тишина холодной «тиондиговой» ночи очаровывает «васильковым» букетом на скамейке.
Они там летают, подобно изумрудным жукам из детства, в своих причудливых галактиках и измерениях.
А тем, кто прочно держит в руках сматываемую катушку, кажется, что они принадлежат именно им и никому больше.
Заблуждение.
Они лишь возвращаются к нам не по своей воле, влекомые скручиваемой нитью, и при любой возможности улетят вновь в свои «райские кущи».
06.02.2018. Москва
Бывают другие «изумрудные жуки». Они провоцируют «мальчишек», чтобы те привязывались к ним. Пока время «райских кущ» длится, оказываются «мальчишки» как бы и при деле, не имея времени на то, что им действительно важно. Потом «изумрудные жуки» спокойно отвязываются, а «мальчишкам» подбрасывают «пластмассовые лапки». Не погибают «жуки», даже не теряют ничего нужного им. Правда, потом уж не найти тех «жуков» в прежней изумрудной окраске и прежнем образе «насекомых». Когда же пройдёт виток времён, бывшие «жуки» предстанут в следующих «райских кущах» теми, кто может бывших «мальчишек» превращать в зелёных «жуков», например. Впрочем, временно вновь изумрудные «волшебники» (бывшие «жуки») великодушны. Если же «мальчишки» ничуть не изменятся, то им будут даны «виртуальные жуки». Надо ж чем-то занимать социально опасных «уже хронических живодёров»?
Этот комментарий вовсе не для автора, который, вероятно, очень хороший человек. Он, скорей всего, и не догадывается о том, какой пласт им задет в системе смыслов. Этот комментарий для тех, кто поймёт, что вовсе не всякая ностальгия, изложенная на бумаге, есть Благодать.