Досточтимая. Часть 4
25 мая, 2021
АВТОР: Наталья Рубанова
НАЧАЛО — ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩЕЕ — ЗДЕСЬ
Беседа Натальи Рубановой с д. Робиной Куртин: окончание
Синхронный перевод – Мария Асадова, модератор встречи – Оля Левис
Наталья Рубанова: Возможно ли силой мысли избежать повторного миллионного «падения в сансару»? Есть ли в буддизме техники, освоив которые можно потом, после телесной смерти, не возвращаться на чумную планетку снова?
Робина Куртин: Когда вы осознали и избавились от всех заблуждений ума, когда вы полностью вырезали даже корень неправильного представления о себе, то всем этим вы совершенствуете свой ум: затем в какой-то момент вам не нужно будет возвращаться. Совершенно верно. Это то, что означает ваша “личная нирвана”: освобождение от страданий и всех причин страданий. Но если вы следуете пути Махаяны, вы захотите продолжать перерождаться, чтобы приносить пользу другим существам.
Наталья Рубанова: Вы сказали как-то, что нынешнее «поветрие», пресловутый коронавирус, есть коллективная карма убийства. С чем это связано?
Робина Куртин: Я всегда даю широкую картину [происходящего]. Итак, есть четыре способа реализации наших прошлых действий в настоящем. Первое: вид жизни – животное или человек. Второе: тенденция к продолжению этого действия. Третье: опыт того, как это действие было совершено по отношению к вам. Четвёртое: результат или способ, которым физический мир, окружающая среда воздействует на вас.
Давайте возьмём какую-то одну конкретную добродетель – сознательное, намеренное действие несовершения убийства. Первым результатом отказа от убийства будет то, что вы получите человеческое перерождение. В качестве примера… я люблю пошутить и сказать, что есть четыре банковских хранилища. Первое: все кармические семена в момент смерти – это наши тенденции в уме, в этой жизни, всё-всё, что каждое живое существо думает, делает и говорит, ничего из этого не исчезает. Все они бросают семена в разные банковские хранилища.
Итак, во время нашей предыдущей смерти, не более чем за несколько недель до зачатия в утробе нашей новой мамы, срабатывает кармическое семя, которое определит, какую человеческую мать мы получим. Оно сработало ещё до того, как мы перестали дышать в прошлой жизни. Это было кармическое семя неубийства, несовершение убийства.
Второе, следующее хранилище содержит все наши умственные [способности и] наклонности. У всех нас есть куча привычек. Некоторые из нас хорошо разбираются в музыке. Некоторые умеют убивать. Некоторые лгут. Некоторые чрезвычайно добры. Некоторые отличаются щедростью. У всех нас разные личностные характеристики, не так ли? Это всё наши прошлые привычки. Если у нас нет тенденции убивать собак, рыб, людей, то это второй результат отказа от убийства в прошлом. То есть у вас нет склонности убивать: у вас есть склонность не убивать. Итак, вторая привычка, второй результат отказа от убийства – вы просыпаетесь в этой жизни без мысли об убийстве.
В третьем хранилище собираются кармические семена, связанные с нашими переживаниями и опытом: “переживание/опыт, похожий на причины”. Это [хранилище] относится к тем из нас, у кого есть карма, позволяющая не умереть, не заболеть, не умереть молодым и не погибнуть. Это мы. Некоторые из нас не болеют. Некоторые из нас не умирают молодыми и не погибают: мы прямо сейчас [живём] на этой планете. Но многие умирают молодыми или их убивают. Это плод убийства; а те, кто не умирают молодыми и не погибают, являют собой плод несовершения убийства [в прошлом].
Если вы посмотрите на сегодняшний мир в связи с COVID-19, то обнаружите третий вид кармы. Я имею в виду, многие умирают от ковида молодыми. Они умирают рано или их убивают. Но в случае с COVID-19 большинство людей не стары, их смерть – результат их прошлого убийства: того, что они сами [в прошлой жизни] совершили убийство. Итак, в данный момент мы можем увидеть тех из нас, кто не заразился COVID-19, кто не умирает молодым, кого не убивают. Это результат нашей прошлой кармы отказа от убийства: неубийство.
Четвёртый способ созревания нашей кармы называется экологической кармой. Все мы живём в некой окружающей среде. Живём среди людей. Все мы видим влияние окружающей среды на нас, не так ли? Итак, четвёртый способ созревания кармы в результате отказа от убийства – быть в хорошей форме, быть здоровым. То есть у вас не будет серьёзной болезни. Вы будете жить в хорошей экологической обстановке, у вас будет нормальное здоровое питание.
Я смотрю и на противоположное. Есть люди, страдающие аллергией, постоянно болеющие люди… здоровья не прибавляется, когда вы сидите в локдауне. Люди болеют, но не умирают. Да, есть и те, кто заболевает из-за поцелуя собственной бабушки, и это результат экологической кармы. COVID-19 – это миллионы людей по всему миру, страдающие тем или иным образом в результате прошлых убийств: некоторые из нас заболевают, некоторые умирают молодыми, физический мир причиняет нам вред. Я имею в виду то, что мы даже не можем больше поцеловать свою бабушку. Это наша среда обитания, среда, где мы можем умереть даже из-за нашей бабушки! Итак, ковид – это коллективная карма миллионов людей, [полученная] из-за прошлых убийств в череде прошлых жизней, которая теперь приводит к данному типу кармы.
Коллективная карма миллионов людей определяет состояние окружающей среды и общества в целом. Поэтому иногда люди хотят мигрировать из одного штата в другой, из Техаса в Нью-Йорк, из Нью-Йорка в любое другое место.
Наталья Рубанова: Вы говорите об использовании проблемы как вызова: поясните, что конкретно подразумевается под «вызовом».
Робина Куртин: Надо быть уверенным в законе кармы. Карма – закон, управляющий Вселенной. Это не наказание, но и не награда. Это то, что есть: наш положительный опыт проистекает из наших собственных позитивных действий, а опыт несчастья проистекает из наших негативных действий. Таков универсальный принцип. Мы все устроены одинаково. Вот так. Вы бы уже не страдали так сильно, если б применили этот принцип к своей жизни прямо сейчас…
“Почему мы страдаем прямо сейчас?”, “Почему случаются плохие вещи?” Потому что мы думаем: “Как такое могло со мной произойти? Я этого не заслуживаю!” Это гнев. Это философский взгляд, основанный на убеждении, что я не просил о [своём] рождении. Это не моя вина. Это вина Бога. Мама виновата. Папа виноват. Не моя вина! Вот почему мы все страдаем, дорогая… Изменение этого убеждения уже окажет глубокое влияние на вашу жизнь.
Ваша жизнь – это ваш сад. То, что растёт в вашем саду, растёт там только потому, что вы должны были его там посадить. Мы не смотрим на наш сад и не говорим: “Кто посадил сорняки в мой сад? Бедная я, невинная жертва!” Нет, вы берёте на себя ответственность, потому что это ваши сорняки. Вы забыли вытащить их. Так же, как и ваша жизнь: [это ваша ответственность].
Когда случаются плохие вещи, вы берёте за них ответственность на себя. И поскольку вы не живёте в страхе и безнадёжности, вы становитесь сильнее и мужественнее, а затем находите способы переосмыслить это и использовать в качестве зерна для своей мельницы, чтобы развить собственную внутреннюю силу и стать лучше. Мы всё это понимаем. Конечно, это требует времени, потому что мы не видим мир сейчас [таким, каков он есть]. Для этого требуется много практик.
Наталья Рубанова: Вы часто говорите о триаде «тело-речь-ум» с точки зрения контроля над ними. Как именно контролировать тело, о чём конкретно речь?
Робина Куртин: Что вы подразумеваете под своим вопросом? Что вы имеете в виду, когда говорите, что вы управляете своим телом? То есть когда вы говорите, что вы можете контролировать тело, что вы имеете в виду? Если вы хотите понять, что имеет в виду Будда под контролем поведения, в частности, под контролем своего тела, то, например, не запрыгивать на множество женщин, не есть слишком много еды… Что произойдёт, если вы это поймёте? Почему вы об этом спрашиваете? Потому что это означает, что вы не понимаете себя. Ответ настолько очевиден, но мы его забываем, не понимаем. Так что позвольте мне задать простой вопрос: вы когда-нибудь учились делать что-то со своим телом? Например, водить машину? Вы учились управлять своим телом, чтобы ездить на велосипеде? Это правильное утверждение? Это верно? Или вы научились управлять своим телом, чтобы испечь торт… Всё, что мы делаем: не так ли? Или вы научились печатать на компьютере. Всё, что мы делаем с рождения, связано с нашим телом. Вы согласны?
Наталья Рубанова: Да, разумеется.
Робина Куртин: Главный фактор – в обучении. Что является основным фактором при тренировке тела, какими навыками оно должно обладать? Какой главный фактор? Контроль. Главный фактор – контроль над умом. Это и есть очевидный ответ. Наша проблема в том, что мы думаем, будто это религия. Мы думаем, это нечто отличное [от нас]. Например, у вас есть парень. И он хочет запрыгивать на десять девушек каждый день. Он на самом деле даже не верит, что может измениться, что может контролировать своё тело, потому что идёт на поводу у своего ума. Идёт на поводу у зависимости в своём уме: “Я должен прыгнуть на эту девушку” – его бедное тело ничего не контролирует! Поэтому проблема в нашем уме. И наш ум – тоже хорошая вещь. А привычки – сексуальная привязанность и привязанность к пище. Привязанность к убийству. Это так сильно, они вызывают такую [огромную] зависимость… Они такие древние… Мы принесли их из прошлых жизней: так говорил Будда.
Мы в основном инстинктивны. Мы просто следуем своему инстинкту. У нас нет никакого контроля. Настоящая работа буддиста – это поменять свой ум. Это более продвинутый уровень.
На самом первом этапе практики мы учимся использовать свой ум не для того, чтобы управлять своим умом, а использовать наш ум, чтобы контролировать тело и речь – слуг ума. Первый уровень буддийской практики – дисциплина тела и дисциплина речи. Когда вы обуздаете энергию своего тела и речи, у вас появится роскошь перейти на следующий уровень практики и начать использовать сумасшедшую энергию своего ума.
Наталья Рубанова: Что вы можете рекомендовать тем, кто лишь знакомится с буддизмом – в частности, именно как с элементарной психотехникой, а не как с религией а-ля «опиумом для народа», с чего имеет смысл начать?
Робина Куртин: Вы можете начать с уверенности: то, что происходит в вашей голове, является главным источником вашего счастья и страданий.
Первый шаг – обрести уверенность, желание начать исследовать свой ум и знать, как его можно [самостоятельно] изменить. Можно всё «распаковать» и восстать против всех этих [ненужных] мыслей и чувств, деконструировать их, а затем реконструировать свой ум в сознание удовлетворённого, радостного, счастливого человека. Это долгосрочная цель. Сначала вы должны просто знать: это возможно.
Например, когда вы хотите научиться играть в теннис, для начала вы должны верить в то, что можете научиться играть. Вы ходите к разным тренерам, вы их проверяете. Вы должны захотеть это сделать! Вы должны быть уверены в своих способностях. В буддизме есть прекрасная аналогия. Я уверена, что упоминала: птице нужны два крыла – мудрость и сострадание. Помощь другим – это суть, долгосрочная цель. Но, как говорит Далай-лама, сострадания недостаточно. Вам также нужна мудрость. Итак, в отношении аналогии с теннисом. Цель – научить других людей теннису. Так что у буддистов долгосрочная цель: помочь другим. Но как помочь людям играть в теннис, если ты сам не умеешь играть в него? Поэтому как вы можете сделать других счастливыми, если сами не знаете, как быть счастливыми?
Крыло мудрости в том, чтобы самому стать счастливым. Итак, первый совет – это первый шаг. Думать: я хочу стать лучшей версией себя, быть менее цепляющимся за эго, хочу, чтобы у меня было меньше страхов, меньше депрессий, меньше привязанностей, меньше гнева. Это начало… А затем надо говорить себе так: я хочу быть более добрым, довольным, более удовлетворённым. Это основополагающий момент всей буддийской практики – у всех нас есть такой потенциал. Сначала вы хотите стать таким чудесным человеком [которым вы уже являетесь]. Вы хотите раскрыть этого чудесного человека – и вы знаете, что это возможно.
Поэтому если вам нужны буддийские техники, начните посещать буддийские центры, посещать буддийские учения, заходить на YouTube, подключаться ко встречам в Zoom, исследовать. Используйте свой здравый смысл. Избавьтесь от мусора! Используйте свой интеллект. Проверяйте центры, учителей… А затем начинайте практиковать – крошечными шагами, не за раз. Это происходит не в одночасье.
Москва – Санта-Фе – Сан-Франциско – Флорида, 2021