По поводу Медленных медиа. Соответствуют ли Перемены.ру этой концепции?
2 июля, 2010
АВТОР: Глеб Давыдов
На Часкоре сегодня
Безусловно, по части перечисленных в манифесте характеристик Перемены подходят под определение Медленных медиа. Уже год как на нашей официальной страничке «О САЙТЕ» есть следующие строки:
Перемены – это веб-журнал, большинство обновлений которого не привязаны к конкретному времени и с интересом будут читаться как сегодня, так и через лет семьдесят. То есть это периодическое издание «долгого действия». Медиа, в котором в качестве актуального временного цикла принята не еженедельность, ежемесячность или ежегодность, а периоды гораздо больших масштабов – например, столетие.
В этом смысле мы предвосхитили декларации немцев, которые пишут:
10. «Медленные медиа» не устаревают. У них большая продолжительность жизни, и они выглядят свежо даже спустя десятилетия. Их качество не снижается в течение времени, а напротив, как дорогой коньяк, они только приобретают в цене.
Дальше, по каким еще пунктам мы совпадаем, а по каким расходимся:
1. «Медленные медиа» делают вклад в устойчивое развитие. Устойчивость связана с используемым сырьём, технологическим процессом и условиями труда, которые являются основой производства медийной продукции. Эксплуатация и низкая заработная плата так же, как и ненадлежащая коммерциализация пользовательской информации, не приведёт к созданию устойчивых медиа.
Наши сотрудники не получают ни заработной платы, ни гонораров. Это не принципиальная, но вынужденная политика, так как за проектом Перемены не стоит никаких благотворительных организаций и фондов, он делается исключительно на чистом энтузиазме авторов. Поэтому, к сожалению (а может быть, к счастью), по этому пункту мы расходимся. Думаю, что только Snob.ru из российских медиа соответствует этому пункту (хотя и не соответствует по некоторым другим параметрам).
2. «Медленные медиа» пропагандируют сосредоточение на одной задаче. Их нельзя потреблять невнимательно, поверхностно, напротив, они требуют полного сосредоточения от своих пользователей. Как и употребление вкусной пищи, которая предполагает напряжение всех органов чувств и повара, и его гостей, так и «медленные медиа» могут с удовольствием восприниматься только при условии целенаправленного внимания читателей.
Не очень понятно, что такое «сосредоточение на одной задаче» (в оригинале — «Monotasking»). По дальнейшему — согласен, это Перемены. Мне не очень нравится типично потребительская ассоциация с ресторанами, но в целом да — наш контент требует полного сосредоточения.
3. «Медленные медиа» стремятся к совершенству. Они не обязательно олицетворяют собой новейшие достижения рынка. Гораздо важнее то, что они постоянно совершенствуют пользовательские интерфейсы, которые по функционалу и удобству наилучшим образом соответствуют привычкам людей в сфере потребления СМИ.
4. «Медленные медиа» делают качество осязаемым. Они стремятся к тому, чтобы производство, дизайн и контент отвечали самым высоким стандартам качества и выделяли их на фоне более быстрых конкурентов — премиальным интерфейсом или высокоэстетическим дизайном.
Оба пункта снова не к нам (хотя мы были бы рады, но такие ресурсы есть только у Снобов). Безусловно, мы стараемся сделать наш сайт удобным, красивым и «читабельным», но — в меру доступных ресурсов.
5. «Медленные медиа» продвигают «просьюмеров», людей, которые активно выбирают, что и как они хотят потреблять и создавать. Медиа вдохновляют просьюмеров развивать новые идеи и предпринимать активные действия, вытесняя пассивных потребителей с медийного поля.
Да. Это мы.
6. «Медленные медиа» любят дискурс и диалог. Они тянутся к своим конкурентам, с которыми могут вступить в диалог. Уметь слушать так же важно, как и умение говорить. «Медленный» в данном контексте означает «вдумчивый», охотно идущий навстречу, относящийся с уважением и умеющий принять чужую точку зрения.
А это Часкор =)
7. «Медленные медиа» — это медиа социальные. Вокруг «медленных медиа» формируются сообщества. Авторы обсуждают с аудиторией животрепещущие темы, и именно поэтому такие СМИ пропагандируют разнообразие точек зрения.
8. «Медленные медиа» уважают своих читателей, взаимодействуя с ними слегка застенчиво и дружелюбно и с пониманием относясь к иронии, которую порой выказывают пользователи. «Медленные медиа» никогда не станут взаимодействовать с читателями в манере, не требующей возражений.
Я заметил следующую закономерность: чем совершеннее (законченнее) материал, тем меньше он вызывает у читателя желание что-то сказать — дополнить, пополемизировать, уточнить, прокомментировать. Толстый веб-журнал XXI века «Перемены» в большинстве своих проявлений стремится как раз к такого рода совершенству, законченности, исчерпанности темы. Потому что если автор не стремится к этому, значит он не честен, значит он халтурщик — или просто взялся «раскрыть тему», но не сумел… А если сумел (или хотя бы вышел на такой уровень, на котором уже далеко не всякий читатель способен дискутировать и дополнять), значит сузил возможности для дискуссии. Вот это — Перемены. Стремление «во всем дойти до самой сути». Мы не против диалога, но мы задаем высокий уровень. У нас почти везде есть возможность для того, чтобы оставить комментарий. А читатель всегда может предложить нам для публикации свой контент.
9. «Медленные медиа» распространяются через систему рекомендаций, а не через рекламу: их успех никогда не базируется на рекламном давлении по всем медийным каналам, напротив, своим успехом они обязаны «сарафанному радио».
Это не «Сноб». Скорее, это «Перемены».
10. «Медленные медиа» не устаревают. У них большая продолжительность жизни, и они выглядят свежо даже спустя десятилетия. Их качество не снижается в течение времени, а напротив, как дорогой коньяк, они только приобретают в цене.
11. «Медленные медиа» излучают особую ауру. Они вызывают у пользователей ощущение принадлежности к особому моменту в их жизни. Несмотря на то что «медленные медиа» производятся индустриальными методами, они наводят на мысли о своей уникальности.
100 %. Впрочем, это не что-то такое уж очень новое. Толстые журналы XIX века, которым мы наследуем, (ну, многие из них) были именно такими.
12. «Медленные медиа» прогрессивны, а не реакционны. Они опираются на технологические достижения и сетевую структуру общества. На фоне ускорения многочисленных сфер жизни умышленная медлительность является ключом к выживанию. Однако «медленные медиа» не вступают в противоречие с высокой скоростью и одновременностью «Твиттера», блогов и социальных сетей, а напротив, активно используют их преимущества.
OK.
13. «Медленные медиа» фокусируются на качестве в вопросах производства и восприятия медийного контента. Высокое мастерство в таких общекультурных вопросах, как: что может послужить источником для критики, классификация и оценка источников информации, приобретает всё большую популярность по мере роста доступности информации.
14. «Медленные медиа» требуют доверия, но нужно время, чтобы они это доверие заслужили. За «медленными медиа» стоят реальные люди, и вы можете это почувствовать.
Согласен.
Получается, что да, «Перемены» это действительно во многом Slow media, хотя и гораздо медленнее всех прочих медленных. Самое медленное медиа в мире =) Хотя мне больше нравится называть это так, как я уже назвал это год назад — «Медиа долгого действия».
В любом случае, добро пожаловать